ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 00:56

Масштаб имеет значение: что мешает предпринимателям Архангельской области заниматься экспортом?


Ирина ФОКИНА, обозреватель «БК» | 02.03.2018 23:01:38
Масштаб имеет значение: что мешает предпринимателям Архангельской области заниматься экспортом?

Большинство запретов и ограничений, мешающих нам полноценно жить, – у нас в голове, говорят психологи. Утверждение, актуальное и для бизнеса. Глобальность – это не объем производства и даже не размер инвестиций. Это образ мышления, который пока что несвойственен большей части руководителей малых и средних предприятий Архангельской области. По данным регионального министерства экономического развития, лишь 0,25% местных компаний и индивидуальных предпринимателей поставляют свою продукцию на внешние рынки.


Как сообщили «БК» в министерстве, по итогам первых трех кварталов 2017 года показатели импорта и экспорта составляют соответственно 7% (143,89 млн долларов США) и 93% (1794,5 млн долларов США) внешнеторгового оборота региона. Однако это заслуга крупного бизнеса: за рубеж (основные контрагенты – Нидерланды, Бельгия, Франция, Тринидад и Тобаго) область поставляет в основном минеральное топ­ливо и лесопромышленную продукцию. Доля товаров и услуг малых и средних предприятий – около 5%.

В 2016 году экспортные операции совершали 135 организаций и предпринимателей Архангельской области, при том что на территории региона зарегистрировано более 23 тысяч компаний и почти 31 тысяча ИП. Как признают в министерстве, такая статистика прямо указывает на низкий уровень развития экспорта, несмотря на имеющийся потенциал.

По мнению кандидата экономических наук, генерального директора ООО «Бизнес-Развитие» Светланы ШАДРИНОЙ, факторов, которые влияют на решение предпринимателей работать исключительно на локальных рынках, довольно много: это и определенная стратегия бизнеса, и нехватка ресурсов для развития (финансовых средств, специалистов и так далее). Отсутствие маркетинговых исследований по зарубежным рынкам также не позволяет оценить возможный потенциал роста за счет работы с другими территориями. Достаточно часто препятствием для экспансии становятся логистические факторы: затраты на транспортировку делают неконкурентоспособной конечную цену продукта. В конце концов, не давать предпринимателям раздвигать границы своей деятельности может банальный страх перед ведением дел в другом регионе или стране, требующим более серьезных компетенций: знания языка, традиций ведения бизнеса и т.д.

В ходе опросов, которые проводило министерство экономического развития Архангельской области, предприниматели указывали на свою заинтересованность в работе на внешних рынках, но в то же время говорили о невозможности в данный момент осуществлять экспортные операции из-за отсутствия средств на сертификацию и презентацию продукции, участие в бизнес-миссиях и выставочных мероприятиях и пр. Кроме того, считают в министерстве, у предпринимателей отсутствует понимание того, как наладить контакты в иностранных государствах или стать компанией-резидентом, где получить консультационную поддержку по нормативно-правовому регулированию интересующего государства, не говоря уже о защите своих авторских или патентных прав.

«Офшор» в соседнем регионе

kazarinov_ve.jpg«Что в Архангельске, что в Северодвинске очень много грамотных и талантливых предпринимателей, но мы изначально находимся в проигрышных условиях по сравнению с другими регионами, – считает директор торгового дома «Коллаж», председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Архангельского областного Собрания депутатов Виктор КАЗАРИНОВ. – У нас очень дорогое электричество – 7 рублей за киловатт. Для сравнения: в соседней Вологодской области оно стоит 4 рубля за киловатт. В громадные издержки выливаются северные льготы, которые полностью «повешены» на бизнес. Проблематична экспансия на рынки других регионов и из-за сложной логистики. Поэтому тенденция такова, что предприятия, имевшие раньше филиалы, представительства и торговые точки за пределами области, сегодня идут по обратному пути – сокращения и оптимизации. Предприниматели стараются в условиях усиливающегося прессинга как-то сохранить бизнес».

Так поступила и северодвинская компания «Navaggabay», занимающаяся продажей одежды. Производство по пошиву джинсов, отделы в Архангельске, Ярославле, Череповце и Сыктывкаре – это «дела дней минувших», как выразился владелец бренда Глеб РУДЫЙ. «Смутные экономические времена» заставили предприятие свернуть деятельность и, как следствие, розничную сеть: остались только один магазин в Северодвинске и два в Вологде.

«На заре российского предпринимательства, в 1990-е годы, это было обоснованно, все ринулись что-то делать. А потом? На Севере рабочая сила и энергоресурсы дороже, китайские товары дешевле, федеральные сети окрепли... Как можно конкурировать с «H&M», «New Yorker», «Terranova» и другими гигантами, которые продают джинсы за 1,5 тысячи рублей в то время, как у нас при производстве в Северодвинске в эту сумму выходила только себестоимость? В 2014 году рынок одежды рухнул, даже многие западные бренды ушли из России. Нам уходить некуда, поэтому приходится перестраиваться: искать новых поставщиков, менять ассортимент, делать акцент не на ценах, а на сервисе. Надо быть реалистами: глобальными могут стать компании, создающие уникальный продукт, а с мебелью, одеждой или колбасой это вряд ли получится», – рассуждает Глеб Рудый.

Мнение о том, что масштабироваться до федеральных и международных размеров из Архангельской области сложно, разделяет и директор мебельной компании «СКВ-Компани» Александр КОЛОГРЕЕВ. Дополнительные обременения предпринимателей региона автоматически делают их продукцию неконкурентоспособной.

«К примеру, мы приходим со своей детской кроваткой в федеральную сеть «Детский мир». То же самое делает наш коллега из, допустим, Нижегородской области. По цене наша продукция чуть дороже из-за северных льгот. Но менеджеру сети это без разницы, и он выбирает товар подешевле. Кроме того, у нас повышенные затраты на электричество и тепло, которые тоже сказываются на себестоимости. Когда мы общаемся с коллегами из других регионов, они говорят: «Вас как будто наказали за что-то в прошлой жизни, поэтому вы занимаетесь бизнесом здесь». Для нас вся остальная территория страны – «офшорная»: везде условия изначально выгоднее», – поясняет Александр Кологреев.

sever_lgoty.jpg

.

Экспортируй или уходи

Тем не менее география поставок продукции «СКВ-Компани», чье производство располагается в Архангельске, крайне широка – от Калининграда, Ростова-на-Дону, Пятигорска, Новосибирска, Хабаровска и Владивостока до Беларуси, Казахстана, Азербайджана и Киргизии. Чтобы конкурировать на различных территориях, предприятие использует технологии, увеличивающие производительность труда, собственные ноу-хау. Но главное – создатели компании с самого старта бизнеса понимали, что им нужно выходить на глобальные рынки, а не «засиживаться» на месте.

«Мы выбрали довольно узкую нишу производства детских кроватей и сразу рассчитывали на рынок всей России, потому что в Архангельске рождаемость не так высока. Но это характерно и для России в целом, поэтому мы идем дальше и присматриваемся к другим странам», – добавил Александр Кологреев.

elektroshetchik.jpgАналогичную позицию заняла архангельская компания «Эртрейд», разрабатывающая системы учета электроэнергии. Выбрав узкую специализацию в сфере разработки программного обеспечения, предприятие сразу взяло курс на экспансию во все регионы России. Сейчас его продукцией пользуются в 14 областях, среди которых, помимо Архангельской, – Мурманская, Вологодская, Московская, Нижегородская, Ивановская, Псковская, Дальний Восток.

«На данный момент мы уже работаем со многими компаниями Архангельской области, поэтому основные силы направляем на поиск новых клиентов в других регионах. Прибыль от местных и иногородних заказчиков находится в соотношении 50 на 50. Мы «обрабатываем» область за областью: составляем по каждой базу потенциальных клиентов из нужного нам сегмента и начинаем делать звонки. Сложности, конечно, существуют. Некоторые предприятия хотят работать только с местными компаниями. В каждом регионе есть конкуренты, в том числе и федеральные. Но мы все сейчас на одной ступени развития: недавно образовались, идем одной дорожкой и локтями не толкаемся, потому что рынок еще не заполнен», – рассказал технический директор ООО «Технологии энергоучета» Евгений ШАШКОВ.

По его мнению, для успешной экспансии на рынки за пределами своего региона нужно определить узкую нишу и выбрать сегмент потенциальных клиентов, у которых продукт будет наиболее востребован. При этом, несмотря на то, что оригинальность и уникальность продукта добавляет ему конкурентоспособности, экспортировать можно любой товар или услугу, уверен Евгений Шашков. Главное – сразу поставить перед собой такую задачу и использовать соответствующие инструменты достижения этой цели: «шлифовать» продукт, вкладываться в интернет-рекламу и улучшать навыки продаж.

Как добавляет Светлана Шадрина, независимо от того, какой рынок выбирает для себя предприниматель, он должен хорошо его проанализировать. Результаты маркетинговых исследований могут показать, стоит ли вообще реализовывать идею в конкретном регионе, где она может не прижиться. Необходимо иметь собственную стратегию, тогда будет понятна последовательность развития. Бизнес-план – это не просто формальность для банка или инвестора, это еще и собственное структурирование реализации проекта, что очень ценно, если сделано качественно.

Андрей ЯРКОВ, генеральный директор компании «Росэкоресурс», занимающейся заготовкой древесного гриба чага, тоже задался целью довести свой продукт до конечного покупателя не только в России, но и во многих других странах. Начиная бизнес в 2006 году, он в первую очередь изучил внешние рынки страны, но тогда оказалось, что больший спрос на недревесные ресурсы леса наблюдается на внутренних. Сегодня же, как утверждает предприниматель, ситуация изменилась с точностью до наоборот. Нелегальных заготовителей сырья стало так много, что цены на продукцию начали рушиться. Просто собирать, рубить до определенного размера, сушить и поставлять чагу на другие производства стало не так рентабельно.

«Сейчас мы ищем инвесторов, чтобы построить и оборудовать в Коношском районе цех по переработке чаги для выпуска фиточая в розничной упаковке, ориентированного как на внутренние рынки, так и на экспорт. Главное для нас – донести готовый продукт до конечного потребителя. У нас уже есть предварительные договоренности и контракты с компаниями из Южной Кореи, Японии, Китая, Финляндии, Голландии, Германии, Польши, образцы нашей продукции запрашивали в США», – рассказал «БК» Андрей Ярков.

Большой бизнес для маленькой компании

kulyavcev_ivsv.jpgКак считает уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Архангельской области Иван КУЛЯВЦЕВ, начиная бизнес-проекты, нужно сразу задумываться на перспективу о федеральном масштабе, о возможности экспорта продукции или услуг за пределы города, района и региона. Сегодня, в эпоху глобализации процессов, есть возможности и инструменты для экспансии бизнеса, в том числе малого и среднего, даже в мировых масштабах. Предпринимателям XXI века нужно использовать этот потенциал. В противном же случае обязательно настанет день, когда придет федеральный или глобальный игрок и займет удобное место.

Несмотря на это, руководители региональных компаний малого и среднего размера до сих пор не могут начать мыслить категориями глобального бизнеса. Препятствия для начала экспортной деятельности, которые видят перед собой предприниматели Архангельской области, – лишь в их головах, считает бизнес-уполномоченный.

По данным регионального минэкономразвития, ежегодно в адрес губернатора и правительства поступает более сотни приглашений на различные конгрессно-выставочные мероприятия за рубежом и более 50 приглашений на аналогичные мероприятия, проходящие на территории России. Такая активность свидетельствует о заинтересованности иностранных партнеров в развитии экономических отношений.

«Сегодня Архангельской областью и ее муниципальными образованиями подписаны соглашения о сотрудничестве с четырнадцатью странами, заключены соглашения об укреплении экономических связей с 38 субъектами России. При этом работа по их реализации осуществляется на недостаточном уровне. Развитие отношений с нашими партнерами должно быть системным и непрерывным, а главное – нацеленным на конкретные результаты. Необходимо вовлекать в экспортную деятельность и развитие межрегиональных связей новые субъекты предпринимательства. И основной упор нужно делать на малый и средний бизнес», – считают в министерстве экономического развития региона.

Как уже сообщал «БК», в Доме предпринимателя Архангельской области создан центр поддержки экспорта, в задачи которого входит проведение маркетинговых исследований иностранных рынков для субъектов МСП, консультационные услуги по тематике внешнеэкономической деятельности, содействие в приведении продукции в соответствие требованиям, необходимым для экспорта товаров (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения) и т. д.

«В развитии экспортной деятельности мешать может лишь неуверенность в себе, которая является следствием недостаточного изучения своего потенциала и слабого знания рынков вне России, – говорит Андрей Ярков. – Не стоит обращать внимания на традиционных «монстров» экспорта региона – надо искать свою нишу, изучать спрос и продвигать товар или услугу. Благо в наше время несложно напрямую выйти со своим продуктом на внешние рынки, найти достойных партнеров и получить компетентные консультации от специалистов. Было бы желание».

Цифры

  • 1794,5 млн долларов – объем экспорта Архангельской области по итогам первых трех кварталов 2017 года. Приоритет в экспортных поставках принадлежит странам дальнего зарубежья, на страны СНГ приходится 5,1% экспорта.

  • 53,1 млрд рублей - объем вывоза продукции на территорию других субъектов РФ по итогам первых трех кварталов 2017 года


.







Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей