ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Мери Русанова: «Трудно что-либо запрещать, кроме того, что совсем плохо»


Беседовала Тамара СТАТИКОВА | 20.09.2017 17:37:32
Мери Русанова: «Трудно что-либо запрещать, кроме того, что совсем плохо»

Нынешняя неделя в областном центре выдалась насыщенной на народную культуру: первый творческий многонациональный форум «Белкомур», первый ремесленный форум «Земля мастеров», выставка «Незабытые ремесла», авторские мастер-классы... Как сохранить традиционное ремесло в современных реалиях и найти покупателя? Об этом в интервью «БК» рассуждает гостья Архангельска — заместитель директора Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, заслуженный работник культуры РФ Мери РУСАНОВА.


«Традиция — это не сохранение пепла, а раздувание огня».
Жан Жорес, французский философ

- Мери Вахтанговна, мы много сейчас говорим о сохранении самобытности и национальной идентичности ремесла и традиционных промыслов. Насколько, на ваш взгляд, это важно в современном обществе?

- Важность сохранения основ традиционной культуры в условиях глобализации несомненна для нашего российского общества. Это основа сохранения не только личной самоидентификации человека, но и самой государственности. Действительно, в последние годы руководство страны уделяет большое внимание назревшей проблеме – разрушению системы преемственности передачи секретов художественного ремесла и сокращению производства в народных промыслах. Забвение локальных ремесел ведет и к стиранию национально-исторической памяти населения.

- Проблема такая есть – теряем аутентичность. Однако, как видится, мы все дальше и дальше будем уходить от истоков, все больше будет стилизаций...

- Это же естественно: многое уходит вместе с носителями культурных явлений. Есть не проблема, а задача, которую надо решать. Если ускорился процесс ухода, надо вовремя сохранить, архивировать материал и не просто положить его на полку, а использовать в разных вариантах. Часть научных специалистов решает задачу сбора и архивирования, а другая, как раз культурно-досуговая, - задачу применения этого материала.

Сегодня есть молодежное направление: этнические традиции используются в современной обработке - например, в музыке, в дизайне. Развитие остановить нельзя. Вопрос в том, как это делается. Нужно признаваться честно, что получается реконструкция, стилизация. Но трудно что-либо запрещать, кроме того, что совсем плохо. «Запереть» все и делать только так, как бабушки много-много лет назад, - это, скорей всего, невозможно. Уходит среда, и воспроизвести ее в первоначальном виде нереально.

- И вот тут может быть риск: как бы не опуститься до халтуры. У вас есть рецепт, как уберечь мастеров, особенно молодежь, от китча?

- Только образовательно-просветительская работа может уберечь молодое поколение от создания бессмысленных «поделок» и дурновкусия, то есть китча, хотя и у этой категории есть свой контингент. Необходимо показывать и популяризировать действительные шедевры декоративного искусства, хранящиеся в музеях, лучшие работы современных мастеров. Кстати, именно Архангельская земля дала стране многих виртуозов из народа, которым сегодня гордится страна, – мастеров росписи и резьбы по дереву и кости, создателей знаменитой щепной птицы, сложнейших узоров в ткачестве, вышивке и многого другого.

- Как вы оцениваете уровень народных мастеров в разных регионах страны?

- Я не могу оценивать уровень и качество работы мастеров, так как для этого нет каких-то общепринятых критериев. Могу только сказать, что степень владения мастерством и знаниями, навыками работы с природными материалами повсюду разная. Очень многое зависит от муниципальных и общественных организаций, которые курируют и возглавляют это направление. Контроль, оценочные комиссии – это все моменты отпугивающие и не всегда объективные. А вот обучать, воспитывать, прививать вкус – задача, которую надо решать совместно: и наукой, и практикой.

В качестве положительного примера опять же можно привести опыт Архангельской области, которая и по сей день является «заповедником русской национальной культуры». И этот опыт вполне исторический. В советское время здесь выявлялись прекрасные мастера своего дела, организовывались новые производства. В перестроечную эпоху интерес к художественным ремеслам продолжал сохраняться благодаря многолетней подвижнической деятельности наших коллег из учреждений культуры, детской школы ремесел под руководством Владимира Бурчевского, мастеров декоративно-прикладного искусства, организовавших Союз мастеров Архангельской области. Только все вместе - специалисты учреждений культуры и образования, активисты общественных организаций при поддержке местных органов власти - могут выстраивать и осуществлять действенную программу развития национальных ремесел и промыслов.

- А зарубежный опыт нам подходит?

- Мир огромен, и всегда можно найти положительный опыт в разных странах. Так, например, в Таиланде традиционные ремесла были взяты под особое покровительство самой королевой: стали активно развиваться резьба по дереву, узорное ткачество, изготовление бумаги. В Индии ремесла живут в силу постоянной востребованности изделий у населения сельских районов. Во многих странах, напротив, ремесла продолжают сохраняться только благодаря внешним факторам – например, активному туризму, как в Мексике. Китай, Казахстан, Латвия, Белоруссия и другие страны имеют государственные программы по сохранению традиционных ремесел. Наша страна на этом пути тоже накопила достаточный опыт. Государственный Российский Дом народного творчества, в частности, имеет уникальный статус методического координационного центра для всей страны, во многом способствовал развитию фестивального движения, организации выставок и конкурсов. Наши проекты, такие как «Гончары России», «Русский костюм на рубеже веков», «Искусство современной вышивки», копируются не только учреждениями культуры, но и общественными организациями.

- Реализация продукции для мастера - актуальная проблема. Он сам ищет рынки сбыта. Должно ли государство централизованно помогать в решении этого вопроса?

- Такие проблемы должны решаться исходя из конкретных условий. Это экономика чистой воды. Если производителю более выгоден централизованный рынок сбыта, он будет его искать. Если, наоборот, выгоднее продавать на местах, на ярмарках и работать под определенный заказ, то так и будет. Обязав всех сдавать товар перекупщикам, мы уничтожим последних индивидуальных мастеров и всякое творчество. Нельзя всех равнять под одну гребенку. Задача органов власти — найти способы стимулирования местного производства, создавать такие условия, чтобы люди понимали, что заниматься этим престижно и очень интересно.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5