ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 17:10

У каждого губернатора свой «венгерский кредит»?


Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 09.12.2017 01:41:34
У каждого губернатора свой «венгерский кредит»?

Довелось однажды побывать в роли иностранного наблюдателя на муниципальных выборах в Дании. Приглашали нас (полтора десятка россиян) датские социал-демократы, они же возили на свои предвыборные дискуссии. В древней столице викингов - городе Роскилле - два часа слушали политиков, экспертов и избирателей, очень вежливо ругавшихся по поводу двадцати тысяч датских крон из бюджета города, затраченных на покупку небольшого катера для нужд местной коммуны. Мне это показалось полным занудством, но мы гости — мы промолчали…


Менталитет подданных королевы Маргрете очень отличается от нашего. Они считают деньги, особенно общественные, и очень экономны в тратах. Может, потому и живут хорошо?

Зато мы живем нескучно. По приезде в Россию пришлось сразу заниматься проектом областного бюджета на следующий год. Денег тогда было много меньше нынешних и особо делить было нечего. Но Анатолий Антонович решил строить новый корпус областной больницы и под это дело взять кредит в Венгрии. Кто его надоумил – убить мало. Областное Собрание депутатов должно было дать государственные областные гарантии на выплату этого кредита, и мне необходимо было посмотреть сам договор и документацию по строительству. Вдруг у коллег депутатов будут вопросы – надо отвечать. Проектной документации не оказалось, а договор дали. На венгерском языке. На сессии Анатолий Антонович всю ответственность взял на себя, на трибуне он был вдохновенен, и депутаты проголосовали за гарантию по кредиту.

Кто сейчас вспомнит о том, как долго и дорого область оплачивала практически не востребованное при новых технологиях венгерское медицинское оборудование, включенное в кредитные условия? Кто вспомнит, сколько мучений было с проектом и сколько областных и федеральных средств вложено в новый корпус больницы сверх кредитных денег? Кто подведет итоги многолетних выплат в валюте при двузначных цифрах годовой инфляции и процентной ставки? Не знаю. Власть у нас никогда своей вины не признает, будь то многомиллионные жертвы ее политики, многомиллиардные потери населения от дефолтов и неконтролируемой обществом эмиссии рубля (инфляция в России – следствие эмиссии, а не «происков врагов») или всемирный допинговый позор. Видимо, «венгерский кредит» тихо забудется, тем более что власть, по определению, должна подарить нам новые истории о бюджетных страданиях.

Наш Игорь Анатольевич вошел во власть с той же энергией, как и Анатолий Антонович в свое время, и тут же, в 2012 году, на Санкт-Петербургском экономическом форуме подписал соглашение с Республикой Татарстан о сотрудничестве, о чем с восторгом сообщила его пресс-служба, добавив, что соглашение включает заказ строительства двух пассажирских судов ледового класса. И не важно, что Архангельская область не транспортная компания, а областной бюджет не рассчитан на подобные инвестиции – соглашение ведь не договор поставки, ответственности никакой.

Однако завод - изготовитель таких судов входит в круг интересов «Альфа Групп», а это уже серьезно. Альфа-Банк профинансировал через свою лизинговую компанию постройку двух небольших пассажирских речных теплоходов водоизмещением около ста тонн, имеющих ледовый класс, и настоятельно предложил их купить где-то по 80-100 миллионов за штуку. Для больших гарантий включил административный ресурс, и подписание договора поставки стало реальностью. Но такие суда и по таким ценам ни одна разумная транспортная компания не купит. Два похожих теплохода «альфовцы» совместно с президентом Татарстана сумели «загнать» Ханты-Мансийску за деньги нефтяников, начинающих считать расходы с сумм примерно равных стоимости теплоходов. Но у нас таких крутых спонсоров нет, и проблема стала вставать в полный рост. Хватка у «Альфа Групп» бульдожья: оба построенных теплохода проекта А217-1 они перегнали в 2014 году в Архангельск, заплатив еще 12 миллионов подрядчику, и с тех пор эти суда стоят у нас немым напоминанием, что «счетчик включен». Стоят и накручивают эксплуатационные затраты, требуют небольших сезонных ремонтов — в общем, растут в цене!

Все это стало напоминать «венгерский кредит».

Несомненно, Игорь Анатольевич понимает, что «попал», но вместо нормального, публичного обсуждения ситуации, привлечения экспертов и специалистов для ее оценки и поиска решения, вместо публичного предложения о покупке этих теплоходов, принадлежащих пока заводу-изготовителю, он задвигает проблему в привычную для власти схему: во-первых, помалкивать, во-вторых, бюджет все выдержит.

Вы помните, сколько раз власть пыталась запустить в Архангельске низкопольные автобусы большой вместимости, эксплуатация которых стоит в два раза больше себестоимости перевозок на ПАЗиках? Закупала за бюджетный счет десятки таких автобусов, создавала под их работу автотранспортные предприятия? Я знаю три таких истории. И ни в одной из них не обсуждалась гласно экономика или бизнес-планы, не утверждалась в бюджете достоверная сумма дотаций. В результате – «великий пшик». По той же схеме развивается история с «ледовым классом».

В областном бюджете и в городском бюджете Архангельска на 2017 год возникла трансфертная передача около 350 миллионов рублей по программе развития города Архангельска как административного центра области на покупку двух пассажирских теплоходов ледового класса. Робкие попытки депутатов разобраться в этой беде были пресечены. Однако при внесении очередных поправок в бюджет города осенью 2017-го эта сумма загадочным образом исчезла. Неужели победил здравый смысл? Отнюдь.

Оказалось, что «Альфа Групп» намерена возместить все свои финансовые и моральные потери новым методом, и теперь Архангельск будет выкупать «ледовый класс» по лизинговой схеме, в течение нескольких лет, но уже за сумму 577 миллионов рублей! Об этом сообщает «Коммерсантъ». Как будут формироваться эти средства в бюджетах города и области, мы пока не знаем, зато знаем, что такой суммы вполне хватило бы на три детских садика или на двести квартир по госстройцене. Нехилые теплоходы ледового класса будут курсировать с Гидролизного на Бревенник! И никто в этом вроде бы не виноват. Так уж получилось…

А социал-демократы, купившие катер за двадцать тысяч крон, выборы в тот год в Роскилле проиграли и утратили большинство в коммунальном совете. Но это их проблемы в их конституционно-монархической стране. У нас, в нашей имперско-демократической президентской республике, власть выборы не проигрывает!





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей