ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

В УФАС - затишье: антимонопольное ведомство подвело итоги 2017 года


Ирина ФОКИНА | 13.02.2018 17:08:41
В УФАС - затишье: антимонопольное ведомство подвело итоги 2017 года

По итогам работы за 2017 год Архангельское УФАС отмечает, что нарушений антимонопольного законодательства становится все меньше, однако не до конца понятно, из-за чего: то ли политика государства, направленная на снижение воздействия контролирующих органов на бизнес, совсем связала ведомству руки, то ли предприниматели и представители исполнительной власти «научились» соблюдать все требования.

По данным Архангельского УФАС, общая статистика выявленных в 2017-м нарушений демонстрирует стабильность ситуации по сравнению с 2016 годом, хотя суммы наложенных штрафов разительно различаются: 4,2 млн рублей и более 17 млн рублей соответственно.

«Дел становится все меньше, причем привлекаются в основном должностные, а не юридические лица, – поясняет руководитель Архангельского УФАС Денис БУГАЕВ. – В июне 2016 года, в частности, мы наложили штраф в размере 12 млн рублей на «Росгосстрах», но так до сих пор ничего и не получили, потому что компания обжалует наше решение. Надеемся, что эта история завершится в 2018-м и деньги пойдут в бюджет. В прошлом же году в «общую копилку» было отправлено 2,3 млн рублей (общая сумма взысканных штрафов. - Прим. ред.)».

Несмотря на скромное количество выявленных нарушений, в 2017 году Архангельскому УФАС было чем заняться. В частности, по поручению центрального аппарата антимонопольной службы территориальное управление провело девять внеплановых проверок сетей «Петровский», «Сигма», «5 шагов», «Дисма», «Магнит», а также ИП Паутов А. А. на соблюдение ими закона о торговле. По словам начальника отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС Юрия ЦАКУЛОВА, ведомство нашло лишь недочеты в договорной практике компаний, которые сразу же были устранены. «В октябре мы проверяли закупки питания в учреждениях здравоохранения Архангельской области в связи с тем, что Общероссийский народный фронт заподозрил в картельном сговоре участников торгов. Мы проанализировали 26 торговых процедур, из которых сомнения вызвали лишь три, но при предметном рассмотрении документов нарушений не обнаружилось», – добавляет Юрий Цакулов. Заинтересовала Архангельское управление ФАС и ситуация на рынке нефтепродуктов. В 2017 году «Роснефть» увеличила розничные цены бензина: АИ-92 — на 6,5%, АИ-95 - на 5,5%, дизельного топлива — на 3,8%, несмотря на то, что Правительство РФ еще в конце 2016-го заявляло о том, что не допустит повышения стоимости нефтепродуктов больше чем на уровень инфляции. Тем не менее основания для разбирательства Архангельское УФАС не нашло: все дело в планомерном увеличении акцизов на топливо.

«Рекордсменом» по количеству выявленных нарушений стал Федеральный закон «О контрактной системе»: в 2017 году в УФАС поступило 445 жалоб, в результате их рассмотрения и проведения проверок было выявлено 310 закупок, совершенных с отступлением от нормы.

«Особенно много нарушений у МУПов, – отмечает начальник отдела контроля закупок Архангельского УФАС Ирина КОРОТКОВА. – Долгое время они работали по 223-му Федеральному закону и теперь им трудно перейти на 44-й закон, исполнить все нормы. Это же все-таки коммерческие организации, которые зарабатывают деньги сами. Они бы тратили их более выгодно, если бы могли заключать контракты с поставщиками напрямую, а не через аукционы, которые нередко срываются или «заворачиваются» нами. Кроме того, поставщики, с которыми действительно выгодно работать, редко участвуют в таких торгах, потому что не хотят заниматься подготовкой заявки, беспокоиться об обеспечении контракта и так далее – им это не нужно, они лучше будут работать с прямыми договорами».

Еще одна «головная боль» отдела контроля закупок УФАС – ведение реестра недобросовестных поставщиков. По словам Ирины Коротковой, треть всех заказчиков, которые обращаются в ведомство с требованием внести какую-либо компанию-подрядчика в «черный список», злоупотребляют своим положением и на самом деле не имеют оснований для расторжения контракта в одностороннем порядке. В связи с этим ведомство с большой осторожностью рассматривает такие дела: по логике УФАС, лучше лишний раз не присваивать организации статус недобросовестной, а дождаться решения суда, у которого на подобные разбирательства гораздо больше времени, чем у членов комиссии территориального управления, имеющих на это всего десять дней. Тем не менее в 2017 году Архангельское УФАС включило в реестр 43 компании.

«С каждым годом уменьшается количество нарушений закона «О рекламе», – отметил Денис Бугаев. – Но буквально на прошлой неделе нам поступило любопытное обращение от санкт-петербургской ассоциации рекламодателей, которая ставит под сомнение правомерность действий администрации Архангельска: якобы она не принимает меры по демонтажу 220 рекламных конструкций, хотя основания для этого есть, и тем самым ставит в невыгодное положение тех, кто соблюдает правила и размещает рекламу, пройдя процедуру торгов. Не так давно мы бились с парой конструкций, а теперь нужно разобраться с двумя сотнями...»

Руководитель Архангельского УФАС рассказал и о задачах на 2018 год, в течение которого ведомство проведет плановую проверку лишь одного хозяйствующего субъекта – аэропорта Архангельск. Как отмечает руководство территориального управления, раньше таких мероприятий проводилось по 7-8 в год, а скоро они могут исчезнуть вообще в связи с введением антимонопольного комплаенса (система корпоративных мер по предупреждению возникновения антимонопольных рисков), дающего компаниям возможность самостоятельно контролировать свою внутреннюю деятельность на соответствие законодательству о защите конкуренции.

Большие надежды Архангельское УФАС возлагает на указ Президента РФ от 21 декабря 2017 года, определяющий развитие конкуренции как приоритетное направление работы всех органов власти. Среди улучшений, которых ожидают от действия документа к 2020 году, – увеличение доли закупок, где участниками являются только субъекты малого предпринимательства, снижение цен на лекарственные препараты, уменьшение зависимости агропромышленного сектора от иностранной продукции, обеспечение присутствия не менее трех хозсубъектов почти во всех отраслях экономики России.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5