ИЛИМ-Бумага
Штрафы до 18 млн
Скачать чек-лист

Среда, 3 сентября, 2025 19:30

Автор пинежского хоррора рассказала о своём пути в большую литературу


Беседовала Елизавета ЛОЧЕХИНА. Фото из архива Полины Максимовой | 03.09.2025 14:48:28
Автор пинежского хоррора рассказала о своём пути в большую литературу

Дебютный роман Полины МАКСИМОВОЙ, петербургской писательницы, родившейся в Архангельске, очень популярен на её родине. На автограф-сессию с автором пинежского хоррора «Верховье» на фестивале «Белый июнь» выстроилась длинная очередь из десятков неравнодушных читателей. Мы побеседовали с Полиной о феномене пинежской икоты и магическом мышлении, любимых авторах и синдроме самозванца, а также о том, что помогло ей «пробиться» и осуществить мечту.


– Каким был ваш путь в мир большой литературы?

– Я с детства много читала и всегда хотела писать. Проба пера была в школе, но это было не очень серьёзно. Поступила на направление «Журналистика» в САФУ. Тогда я думала, что литература – это для исключительных, очень талантливых людей, это не про меня и мне это недоступно, что в литературу не пробиться без связей. А я из небольшого города и даже местных писателей не знаю. В литературу идти не планировала – думала, буду работать журналистом. После третьего курса, кстати, проходила практику в «Бизнес-классе». По окончании университета переехала в Санкт-Петербург: отучилась в магистратуре и аспирантуре, защитила кандидатскую диссертацию, устроилась на работу в пресс-службу университета.

И когда всё «устаканилось», поняла, что мне нужно что‑то ещё. Так я решила вернуться к мечте стать писательницей. В то время вела маленький книжный блог в запрещённой социальной сети и как раз прошла в финал конкурса для книжных блогеров при литературной премии «Ясная поляна». Мой отзыв на роман Салли Руни понравился жюри, и меня пригласили в качестве книжного блогера на вручение премии. Там я впервые увидела писателей своими глазами и окунулась в этот мир. При этом никого не знала из русскоязычных авторов – читала в основном зарубежную литературу.

Через паблики узнала о школе литературного мастерства BAND и увидела, что молодые девушки публикуют свои книги. Тогда и поняла, что это доступнее, чем думала. Не обязательно писать в стол – можно попробовать пробиться. Я решила закончить романную мастерскую этой школы: сразу метила в большую форму – хотела написать роман. До этого у меня не было даже завершённого рассказа. Но идею оценили – интуитивно попала в тренд региональной литературы. При всей творческой составляющей я очень рациональный человек. Знала, что завершу роман. Знала, что это долго, нужны большое терпение и много труда, но я вообще никогда ничего не бросаю.

– Свойственна ли вам особая писательская дисциплина?

– Очень свойственна, поэтому я закончила уже два романа. Не знаю, как можно писать без дисциплины. Роман «Верховье» хотела отправить на литературную премию «Лицей» и должна была закончить его к сбору рукописей. Поставила себе дедлайн: оформленный план романа помог рассчитать, сколько мне нужно писать в месяц, неделю и день. Работаю в офисе – живу очень далеко: в день на дорогу уходит три часа. Вечером приезжала с работы, ужинала и садилась писать – с десяти вечера и до часа ночи. Получалось писать каждую неделю по главе.

Я себя дисциплинирую – не пишу по вдохновению, а «разгоняю» его в моменте. Бывают дни, когда вообще не пишется. Не заставляю себя, потому что знаю, что на неделе у меня обязательно будет день, когда текст будет «литься», и я наверстаю пропущенное. Мне проще писать по дисциплине. Стараюсь следовать правилу Хемингуэя, который считал, что из-за стола нужно уходить не когда ты исписался, а когда знаешь, с чего начать завтра.

– Книгам каких авторов вы обязаны всем хорошим в себе?

– Есть четыре основополагающие книги, четыре столпа, которые сформировали меня как личность в разные периоды моей жизни. В средней школе это был «Обломов» Ивана Гончарова, в старшей школе – роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», который очень сильно на меня повлиял. На бакалавриате – «Чёрный принц» Айрис Мёрдок, а в магистратуре – «Свобода» Джонатана Франзена. Назову ещё книгу Рут Озэки «Моя рыба будет жить» – роман, который сильно меня впечатлил уже во взрослой жизни.

maksimova1.jpg

– Каких авторов из Архангельской области вы можете назвать своим открытием последних лет?

– Читаю в основном молодых авторов – примерно тридцати лет. Про Архангельскую область мне, к сожалению, ничего не встречалось. На кафедре журналистики преподавал Валерий Чубар – у меня были две его книги. Многие авторы из Архангельской области публикуются в региональных издательствах – такую литературу отслеживать сложнее. О ком‑то я узнаю благодаря Школе северного текста и её основательнице Татьяне Анциферовой. А своим открытием назову Варвару Заборцеву – она родилась на Пинеге и пишет про свои родные места.

– Почему местом действия своего первого романа «Верховье» вы выбрали именно Пинегу?

– У меня так же, как и у главной героини «Верховья», бабушка по линии отца родилась на Пинеге, и я там бывала в детстве и подростковом возрасте. Когда начала работать над романом, бабушка как раз заказала наше семейное древо в архиве, и оказалось, что наша семья жила на Пинеге с XVII века. Пинега находится в центре моего романа, это основное место действия. Вторая, параллельная, линия – Петербург, где героиня тоже изучает Пинежье и пинежский фольклор. Мой выбор связан с моими корнями и интересной фольклорной составляющей. Хотя «Верховье» шло у меня достаточно тяжело. Наверное, это связано с тем, что я писала про деревню, а сама – городской житель до мозга костей. Никогда не жила в деревне, да и фольклором до этого не увлекалась. А ещё в романе много автобиографического, и это тоже меня «стопорило». Второй же мой роман просто «летел».

– Чем вас так увлёк феномен пинежской икоты?

– Про икоту знала с детства – из псевдонаучных передач по телевидению. Она подавалась как некое демоническое существо, которое вселяется в женщину в северных русских деревнях и разговаривает из неё. Я не верю ни во что магическое и мистическое, но мне стало интересно, что представляет собой икота с научной точки зрения. На Пинеге смешался фольклор славян и народа коми, там очень долго жили финно-угорские народы, предков которых называли чудью. Смешалось там и православие, и язычество. В селе Сура, к примеру, одновременно действовал женский монастырь и находилось языческое капище.

Мне хотелось разобраться в истоках этого феномена и в формировании магического мышления – в том, как в людях смешались вера в Бога и икоту. Читала много пинежских быличек, мифов, заговоров, сказок, трактовок снов. Мне хотелось всё это как‑то интерпретировать в романе, отчасти сохранить пинежские поверья. Когда начала изучать икоту с научной точки зрения, наткнулась на историю о том, что вселяется она именно в женщин. Я узнала, как жили женщины на Пинеге: полярные ночи, тяжёлый физический труд наравне с мужчинами, а ещё – быт и дети… В 1970‑е годы была даже эпидемия икоты – тяжёлая работа и сложная жизнь вылились в такое нервное напряжение: женщины просто устали. Девочкам на Пинеге с детства говорили про икоту: будешь плохо себя вести, громко смеяться, ругаться, разговаривать – икота в виде мошки залетит в рот и начнёт расти в твоём теле. Это был такой общественный контроль над поведением девушек, и они боялись сделать что‑то социально неодобряемое. Так я поняла, что через икоту могу рассказать о судьбах нескольких женщин и показать, как формируется магическое мышление в таких местах, как Пинега.

– Какими своими достижениями в мире литературы вы особенно гордитесь?

– Горжусь тем, что у меня есть изданный роман, который я писала год. Тем, что приняла участие в конкурсе региональной прозы от Ассоциации союзов писателей и издателей России и оказалась в литературной резиденции для семи начинающих писательниц в Омске, где мы работали с редакторами издательства «МИФ». Это был первый большой рывок для меня. Поняла, что моё творчество оценили, но уже тогда хотела сотрудничать с другим издательством. Во время пребывания в резиденции я отправила «Верховье» в издательство Inspiria (импринт «Эксмо»), а по возращении домой получила от него оффер. Была очень счастлива и подписала договор на издание дебютного романа, который вышел в ноябре 2024 года. Мой второй роман «Плавучие гнёзда» – про климатическую катастрофу – прошёл в этом году в длинный список премии «Лицей» и готовится к изданию. Это для меня гигантское достижение. По сравнению с «Верховьем» – это рост.

Но у меня есть синдром самозванца – люблю себя обесценивать. Призываю всех ценить каждое своё достижение, ведь это – большой труд. Меня сильно радует, что жителям Архангельска моя книга нравится. Читаю в интернете отзывы от людей с Пинеги и из Архангельской области в целом – и пока только положительные. Мой роман тепло встретили в регионе, и для меня это большое счастье! Презентация «Верховья» проходила в книжном магазине «Все свои». Меня пригласили на фестиваль «Белый июнь» – и это тоже огромная честь. И ещё очень приятно, что интервью у меня берёт «Бизнес-класс».





Возврат к списку

Новости компаний

Для вас

Нажимая “Принимаю”, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и сбор данных с помощью сервисов веб аналитики Яндекс.Метрика и top.mail.ru на вашем устройстве для улучшения навигации по сайту, анализа использования сайта и содействия нашим маркетинговым усилиям. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности для получения дополнительной информации.

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей