ИЛИМ-Бумага
Штрафы до 18 млн
Скачать чек-лист

Четверг, 30 октября, 2025 21:15

Каковы перспективы строительства глубоководного района морского порта Архангельск?


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото автора, Алексея Липницкого и dvinanews.ru | 30.10.2025 14:52:47
Каковы перспективы строительства глубоководного района морского порта Архангельск?

Одной из ключевых тем форума «Арктические проекты – сегодня и завтра», прошедшего во второй половине октября в Архангельске, стало строительство глубоководного района морского порта Архангельск. Этот амбициозный проект является частью комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла до 2035 года и считается одним из самых перспективных в регионе. Несмотря на стратегическую значимость инициативы, в этой истории ещё немало «белых» пятен.


Об Архангельском транспортном узле – его текущих показателях и будущих проектах, в том числе по строительству глубоководного района морского порта – шла речь на сессии «Проекты развития морской и портовой инфраструктуры в Арктической зоне РФ».

Как отметила модератор сессии – заместитель министра экономического развития и промышленности Архангельской области Виктория ПЕСТОВА, Архангельский транспортный узел является важнейшей точкой Трансарктического транспортного коридора.

«Стратегический элемент транспортного узла – порт Архангельск. Он замерзающий, однако, ледокольная проводка позволяет обеспечивать круглогодичную навигацию. Существующие глубины дают возможность принимать суда с осадкой до 9,2 метра, дедвейтом до 35 тысяч тонн», – напомнила Виктория Олеговна.

В авангарде – контейнеры и удобрения

По итогам 2024 года грузооборот порта в морском направлении вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом и составил 3,3 млн тонн.

«Основной вектор перевозок – обеспечение северных территорий: от Новой Земли до Чукотки. Эти маршруты имеют не только экономическое, но и социальное значение», – уточнила заместитель министра.

В три раза выросли показатели по перевалке экспортно-импортных грузов. Этот скачок обусловлен несколькими факторами. Важным стимулом стал запуск регулярного сообщения между Архангельском и Китаем по Северному морскому пути.

china_amtp_hin2.jpg

«В 2024 году порт продемонстрировал рекордные показатели по контейнерным перевозкам за последние 7 лет – 230 тысяч тонн или около 16 тысяч контейнеров, что почти в 30 раз выше уровня 2017 года», – подчеркнула Виктория Пестова.

Второй фактор – активизация отправки минеральных удобрений через Архангельский порт в направлении африканских государств, стран Южной Америки и регионов Индийского океана. Напомним, что с 2024 года порт Архангельск стал альтернативным пунктом перевалки экспортных минеральных удобрений: за год отправлено уже более миллиона тонн грузов.

В поисках новых инвесторов

Для повышения конкурентоспособности порта Архангельск на рынке морских перевозок необходимо строительство нового глубоководного района. Это расширит возможности нашего порта по приёму крупнотоннажных судов.

«К этому проекту мы относимся не просто как к созданию портового терминала. Для нас это катализатор комплексного индустриального, научного и технологического развития региона. Он интегрирует Архангельскую область в новые глобальные экономические цепочки», – отметила Виктория Олеговна.

glub_port_prez.jpg

Как было заявлено на сессии, стратегическим партнёром проекта выступает государственная корпорация «Росатом», частным инвестором – ГК «Евросиб», а консультантом – «Технологии доверия». При этом, как уточнила руководитель направления логистики инвестиционного департамента Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Диана МИГРИНА, продолжается поиск дополнительных инвесторов. В частности, ранее прорабатывалось участие китайской компании NewNew Shipping Line в реализации проекта. Сообщалось, что она готова инвестировать до 200 млрд рублей в проект за 30%-ю долю участия в порте.

«Потребовалась переработка»

volovik.jpgО текущем статусе проекта рассказал исполнительный директор АО «СПК «Глубоководный порт Архангельск» Евгений ВОЛОВИК. Уточним, что акционерное общество создано в августе 2024 года, его уставной капитал – один миллион рублей. Управляющей организацией выступает питерское ООО «Евросиб-Инфраструктура».

«Готова финансово-экономическая модель проекта. Инвестиционная декларация после внесения необходимых корректировок уже в ближайшее время будет направлена на повторное рассмотрение в Росморречфлот. Ожидаем, что в течение двух месяцев получим положительное заключение, – пояснил Евгений Петрович. – Продолжается активное сотрудничество, изучение проекта с банками. Мы с оптимизмом смотрим на возможности реализации этого проекта несмотря на то, что потребовалась его существенная переработка».

Максимальная глубина причала составит 16 метров. Ожидается, что грузооборот глубоководного района морского порта Архангельск достигнет 23,3 млн тонн в год, при этом больше половины – 12,2 млн тонн – придётся на контейнеры. Через этот район также планируется переваливать минеральные удобрения (4,5 млн тонн), генеральные грузы (3,2 млн тонн), нефтяной кокс (2 млн тонн), уголь и топливо (по 1 млн тонн).

Для обеспечения работы глубоководного района порта потребуется немалый флот: 11 контейнеровозов Arc 7 класса, 20 балкеров Arc 7 класса, 21 контейнеровоз для летне-осенней навигации и 8 балкеров без ледового класса.

Терминал без сухопутных ворот

Определён земельный участок для размещения инфраструктуры. Как уточнил исполнительный директор АО «СПК «Глубоководный порт Архангельск», территорию переводят из лесного фонда в земли промышленного назначения. Судя по представленной на сессии карте, участок расположен в районе деревни Куя – ближе к острову Мудьюг. Однако пока он не обеспечен ни автомобильным, ни железнодорожным сообщением.

Существующая дорога связывает Архангельск с деревней Патракеевка, а через неё – с деревней Кадь. Однако от этого пункта до территории, где запланировано строительство терминала, предстоит преодолеть более 15 километров, причём по болотистой местности.

kuya.jpg


Определён земельный участок для размещения инфраструктуры: он расположен в районе деревни Куя – ближе к острову Мудьюг. Однако пока не обеспечен ни автомобильным, ни железнодорожным сообщением.


Отдельный вопрос – организация железнодорожного сообщения. О перспективах развития инфраструктуры в тесной связке с модернизацией портов рассказал заместитель начальника Северной железной дороги по строительству Дмитрий ТИМОФЕЕВ.

«Перемены, происходящие на мировом рынке, оказывают влияние на все секторы экономики, в том числе на транспортную отрасль. Наблюдаемое снижение деловой активности повлияло и на объёмы железнодорожных грузовых перевозок, – уточнил Дмитрий Владимирович. – Однако есть и позитивные изменения: наблюдается увеличение объёмов транспортировки контейнерных грузов по Северной железной дороге, а также объёма поставок в порты Северо-Запада».

Прогнозируется, что активное развитие арктических транспортных маршрутов и модернизация транспортных коридоров создадут стимул для дальнейшего роста портовых перевозок.

«Крайне важно в кратчайшие сроки синхронизировать подтверждённую долгосрочную грузовую базу и корреспонденцию грузов с развитием портовой инфраструктуры Северного морского пути и железнодорожных перевозок. Сегодня наиболее существенные разногласия возникают именно в процессе верификации тех объёмов грузовой базы, которую заявляет порт, – уточнил Дмитрий Владимирович. – Работа по развитию сети общего пользования для обеспечения нового глубоководного района порта Архангельска курируется совместной рабочей группой правительства Архангельской области и Северной железной дороги. Перед нами стоит конкретная задача – уточнить прогнозный грузооборот до 2030 года, и сейчас она находится на финальной стадии проработки».

Всего два китайских судна

Однако, как показывает практика, запланированные показатели не всегда соответствуют результатам. Наглядным примером служит работа маршрута «Арктический экспресс № 1», стартовавшего в тестовом режиме в 2023 году с первого рейса из Китая в Архангельск. В прошлом году было совершено 10 импортных и экспортных судозаходов, а в этом году – пока два.

Первое судно Newnew Polar Bear пришло в Архангельск в середине августа. На его борту было 497 контейнеров с автозапчастями, плёнкой ПВХ, а также оборудованием для строительства и другими товарами. После разгрузки судно взяло на борт экспортный груз – пиломатериалы, никелевый концентрат и бумагу. Второе судно Xin Xin Hai1 доставило 460 контейнеров с автозапчастями. В обратном направлении были отправлены пиломатериалы и бумага. При этом на борту обоих судов были и порожние контейнеры.

port_ship1.jpg

Однако изначально в текущую навигацию планировалось выполнить 20 судозаходов. Очевидно, что этому уже не суждено сбыться. Как и не получится осуществить планы по началу строительства глубоководного района морского порта Архангельск в 2025–2026 годах. Сроки сдвигаются, и теперь предполагается, что строительно-монтажные работы, а также поставка необходимого оборудования и последующий ввод терминала в эксплуатацию произойдут в 2027–2030 годах.

Серьёзные вопросы вызывает всё та же транспортная доступность объекта. Единственным способом доставки грузов, включая строительные материалы и оборудование, на сегодня является морской путь. При этом отсутствует какая‑либо конкретика относительно строительства наземной инфраструктуры – как автомобильной дороги, так и железнодорожного сообщения. А потому обозначенный срок завершения проекта к 2030 году представляется весьма условным.





Возврат к списку

Для вас

Коротко о важном

Новости компаний

Для вас

Нажимая “Принимаю”, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и сбор данных с помощью сервисов веб аналитики Яндекс.Метрика и top.mail.ru на вашем устройстве для улучшения навигации по сайту, анализа использования сайта и содействия нашим маркетинговым усилиям. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности для получения дополнительной информации.

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей