Анна БЕЛЯЕВА | 14.11.2009 08:58:16
В пятницу, 13-го, депутаты Госдумы одобрили в третьем чтении законопроект, в два раза повышающий с 2010 года базовую ставку транспортного налога. Одновременно регионы получили право увеличивать предельную ставку в пять раз и уменьшать в 10 раз. Перспектива того, что власти Архангельской области вслед за федеральными законодателями повысят транспортный налог, не на шутку тревожит транспортников и рядовых автомобилистов.
Получившие широкую огласку поправки в Налоговый кодекс позволят регионам пополнить свои бюджеты. Такой целью руководствуются парламентарии Госдумы.
Действительно, в 2010 году казна во многих субъектах похудеет не без помощи федеральных властей. Так, Архангельская область получила нефинансируемых полномочий почти на миллиард рублей, а ушедшие из региона отчисления от добычи полезных ископаемых возмещены частично.
В таких условиях каждый бюджетный рубль на счету, поэтому администрация Архангельской области, не дожидаясь окончательного утверждения поправок в Налоговый кодекс, сформулировала предложения по корректировке транспортного налога.
Как утверждает председатель комитета по бюджету и налогам областного собрания Андрей БРАЛЬНИН, решение будет максимально взвешенным: «Нам дается право увеличить ставки в два раза, но это не значит, что мы им воспользуемся. Подход будет дифференцированным: для маломощных авто рост не должен быть значительным. Задача – максимально защитить малообеспеченные слои населения».
Удар по дальнобойщикам
Но речь идет не только о личных автомобилях, а о целой отрасли грузовых и пассажирских перевозок. По данным департамента экономического развития Архангельской области, за 9 месяцев объемы в секторе грузоперевозок снизились на 15%. Поэтому малейший рост налоговой нагрузки воспринимается болезненно.
Директор ОГУП «Автоколонна №1700» Андрей ДЕРЯБИН отмечает, что сейчас годовой платеж по транспортному налогу составляет порядка 1 млн рублей, что существенно для предприятия.
В его активе – тяжелая техника с мощностью двигателя более 200 лошадиных сил, в основном используемая на дорожно-строительных работах. По этой отрасли кризис ударил сразу: при первых же негативных тенденциях в экономике дорожники, в частности, снизили расценки для работы субподрядчиков в среднем на 25%.
Осложняет ситуацию сезонность работ: из-за осенне-весенних ограничений на проезд тяжелой техники предприятие в год простаивает 2-2,5 месяца.
«Дороги всегда считали кровеносными сосудами, а транспорт – кровью. Повышая налоговую нагрузку на перевозчиков в кризис, мы «обескровим» сосуды», - считает Андрей Дерябин.
Аналогичные опасения у операторов междугородных перевозок. Рост налоговой нагрузки вынудит многих снять часть техники с регистрации, а на закупке новых машин можно будет поставить крест.
В таких условиях местные перевозчики станут неконкурентоспособными в сравнении с операторами из других регионов. Уже сейчас, по оценке областной ассоциации автотранспортников, более 50% рынка грузовых перевозок области занимают компании из Москвы и Петербурга.
Но главная опасность, предостерегают автотранспортники, - возможный рост цен на товары. Все просто: вырастут расходы перевозчиков – поднимутся цены на их услуги. А увеличение транспортной составляющей в себестоимости товаров неизбежно приведет к росту цен на них.
Непроезжая часть
Негативно к перспективам роста транспортного налога относятся и операторы пассажирских перевозок.
«Повышение налога ударит в первую очередь по тем транспортникам, у кого «чистый» бизнес», - отмечает директор муниципального предприятия «Северодвинское ПАТП» Сергей НЕУМЫВАКО. Эксперт подчеркнул, что финансовое состояние предприятий перевозок ухудшится и отрасль ждут банкротства. А на восстановление крупного предприятия требуются миллиарды рублей.
Практически одновременный рост тарифов на тепло, затрат на топливо (зимой оно дороже) и налоговой нагрузки приведет к тому, что транспортники будут настаивать на пересмотре тарифов на проезд в общественном транспорте. А это решение социального характера.
Так, в федеральном и областном бюджетах на 2010 год нет средств на возмещение затрат перевозчиков при провозе пассажиров льготных категорий. Перспектива ездить в транспорте на общих основаниях уже вызвала болезненную реакцию у льготников, а дальнейший рост цен на билеты, уровень которых уже сейчас не устраивает перевозчиков, еще более осложнит социальную обстановку.
«Я думаю, депутаты облсобрания смогут дифференцировать ставки так, чтобы на организации пассажирских перевозок нагрузка не выросла», - резюмирует Сергей Неумывако.
По словам председателя Ассоциации автотранспортников Архангельской области Виктора ДОРОНИНА, транспортный налог в области увеличивать нельзя. «В 2010 году у предприятий перевозок и так увеличатся расходы на оплату услуг ЖКХ, будет отменена регрессивная ставка ЕСН, а через год она вырастет с 26 до 34%. Предприятия понесут убытки, а уже сейчас многие пассажирские автоперевозчики – в Котласе, Онеге, Плесецке, Коноше – находятся в крайне тяжелом состоянии. Не исключено, что ряд предприятий пассажирских и грузовых перевозок разорятся», - считает Доронин.
Авто-стоп
По прогнозу социально-экономического развития региона, в следующие три года темпы роста доходов населения будут снижаться. В 2010-м, например, зарплату бюджетникам повышать не будут.
Неудивительно, что автомобилисты многих регионов ответили на инициативу думцев в самой доступной для себя форме – клаксоном. В день принятия закона в третьем чтении те, кто слышал призыв Федерации автовладельцев России, в 10.00 подали пятиминутный сигнал.
Добавим, что законодательные новшества не ограничиваются ростом ставки: регионы смогут варьировать ее в зависимости от возраста и экологичности автомобиля.
По мнению экспертов, в кризис это будет стимулировать не к покупке нового, а к уводу старого автомобиля от уплаты налога. Распространятся «серые схемы» - управление по гендоверенности, «регистрация на бабушек». И это в период, когда сбор транспортного налога в регионе мало-помалу растет: в 2008 году уровень собираемости был порядка 60%, а в 2009-м ситуация стала выправляться.
Парламентарии области готовы рассмотреть предложения чиновников по изменению налога даже на внеочередной сессии. По словам директора департамента экономического развития Архангельской области Сергея АВЕРИНА, возможность увеличения ставки транспортного налога в регионе будет рассматриваться, но при этом должны быть учтены интересы граждан и последствия социального характера.
«Необходимо принять во внимание и интересы юридических лиц, чтобы повышение транспортного налога не стало «последней каплей», которая добьет их. Надо соотнести интересы бюджета и реального сектора экономики, поэтому ситуация будет анализироваться», - отметил Аверин.