ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Пятница, 1 ноября, 2024 04:00

Директор филиала «Илим» в Коряжме: «Началось наше время»


Беседовали Татьяна ИВАНОВА, Надежда СУХОПАРОВА (Журнал «Русский Север» № 1 (2023)) | 22.03.2023 13:37:11
Директор филиала «Илим» в Коряжме: «Началось наше  время»

«Выше всех ожиданий» – так охарактеризовал итоги работы филиала Группы «Илим» в Коряжме в 2022‑м его директор Сергей Кривошапкин. И заверил, что и в 2023‑м ЦБК «обязательно выстоит».


– Сергей Николаевич, что бы вы отметили в первую очередь, говоря об итогах 2022 года?

– С учётом того, что произошло, результат года – выше всех ожиданий. Комбинат прошёл 22‑й достойно. Прежде всего, мы не допустили тяжёлых несчастных случаев и значительно продвинулись в развитии культуры безопасности.

По экологическим показателям прошлый год вообще вой­дёт в историю – они стали на порядок лучше. Пущенный в начале года новый древесно-подготовительный цех с технологией сухой окорки позволил снизить водопотребление. Серьёзные средства инвестированы в очистные сооружения, мы на пороге более совершенной двухэтапной очистки промышленных стоков, в планах – запуск биореактора. Всё это даёт существенный эффект.

Комбинату, десятилетия поставлявшему значительную часть продукции на европейские рынки, которые почти одномоментно закрылись, удалось достаточно быстро адаптироваться и перераспределить каналы сбыта.

В январе этого года объёмы производства уже выросли на 10%. В феврале ещё прибавим. С апреля, как правило, рынок оживает, и мы рассчитываем на дальнейший рост.

– И всё же были ли моменты отчаяния?

– Проблемы валились одна за другой. Ситуация порой казалась безвыходной. Но мы очень быстро решили проблему с химикатами. Где‑то подыскали отечественные аналоги, где‑то азиатские. И – выровнялись. Сегодня не видим негативных откликов от клиентов. Всё, что мы произвели на импортозамещённых химикатах, куплено и переработано партнёрами.

По качеству объективно в прошлом году отработали не хуже, чем в 21‑м. Хотя 10 месяцев практически «находились в окружении». А 21‑й, надо заметить, стал уникальным: мы получили минимум претензий потребителей за всё время многолетнего мониторинга.

Вдумайтесь: мы снизили средний показатель внутренней отбраковки с двух до одной тысячи тонн в месяц при объёмах выработки около 117 тысяч тонн. Считаю, совершили гигантский скачок. Как только снизили внутреннюю отбраковку, уменьшилось число претензий. Раньше мы тратили около двух миллионов долларов в год на выплаты по рекламациям. И вот уже второй год подряд выплаты не превышают ста тысяч долларов. Это отличный результат с учётом наших объёмов и чувствительности продукции к транспортировке.

ilim_koryazma.jpg

– «Илим» исторически очень много вкладывает в развитие человеческого капитала. Продолжилась ли эта практика?

– Непрерывное многоуровневое обучение, информирование, командировки, в том числе за границу, – всё это работает на компанию. Люди, побывав на предприятиях с мировым именем, брали лучшее и, возвращаясь на ЦБК, начинали адаптировать это к нашим условиям. Уже десять лет по крупицам собираем лучшие практики и постепенно выходим на высокий уровень лидера отрасли.

– Есть мнение, что зарубежные практики, основанные на системе, не про нас. Мы – это вечный аврал.

– Считаю, у нас как раз получился симбиоз: лучшие традиции Котласского ЦБК, откуда вышли именитые специалисты всего «Илима», плюс точные практики зарубежных производств. Нам удалось создать собственные стандарты. Потихоньку выстроились, пользуясь методиками, адаптировали их и пошагово отслеживаем показатели. Вот стали на процент лучше, через год – ещё…

Шутка ли, за шесть лет мы сумели на пять процентов увеличить коэффициент доступности машин – с 89 почти до 94‑х! Если в мировой практике ЦБП эталоном считается 5 часов простоя по техническим причинам на одну бумагоделательную машину, у нас этот показатель – 2,4 часа.

– Расскажите, как этого добились на картоноделательных и бумагоделательных машинах, большинству из которых полвека или даже больше?

– Считаю, это результат того самого подхода – когда слона едят по кусочкам. Этапное и системное достижение цели.

– Говорят, что мы так не умеем. Это не ложится на наш менталитет.

– Здесь много нюансов. Во-первых, мы живём в провинции. Здесь нет особого выбора рабочих мест, и отношение к работе у людей более ответственное. Во-вторых, у нас большое число трудовых династий, когда ребёнок с малолетства впитывает специфику работы родителей. Нередко сыновья обслуживают те же машины, что и их отцы. Такая профессионально-семейная преемственность даёт большие преимущества.

ilim_koryazma2.jpg


«В нашем случае главной движущей силой в процессах, происходивших в 2022 году, были именно люди. Если бы не смекалка наших конструкторов, технологов, механиков, экономистов, планировщиков, контролёров, рабочих, то говорить об успехе не пришлось бы».


Меня спрашивали на встречах в коллективах, хотел бы я уехать из Коряжмы, если бы была такая возможность? Отвечаю – нет. В Коряжме сегодня жить одно удовольствие. Рядом – аэропорт, из которого можно за два часа долететь до Питера или Москвы.

Спорт – практически бесплатный, мы поддерживаем отличную спортивную базу, Город постоянно благоустраивается. Очень хорошие детские сады, школы, досуговые учреждения. И можно ещё очень многое сделать, чтобы Коряжма стала максимально удобной для жизни.

Ну зачем ехать за счастьем в столицы?! Там много получаешь, но много и тратишь. Плюс конкуренция! Плюс – расстояния! У нас до работы можно доехать за 15 минут и даже дойти за 30-40. Средняя зарплата сотрудника на комбинате – 72 тысячи руб­лей.

– Сегодня молодым важна цифровая продвинутость производства. На федеральном форуме Smart Forest в декабре прошлого года «Илим» откровенно удивил обилием и сложностью цифровых проектов. Одним словом, хвастайтесь!

– Внедрена цифровая система оперативного управления – iMill*. Модуль ТОРО в корпоративной информационной системе SAP** – это самый первый проект 2010 года, где я был руководителем. Он начинался в Коряжме. Мы же первыми внедрили модуль EHSM*** в SAP, и его высоко оценили в руководстве компании. Очень много проектов выполнено на потоке белых бумаг. Пока не нашёл применения проект «Единый технологический центр», но он в активной фазе.

– Давайте так. Лес считаете с помощью «цифры»?

– Да. В едином центре в Коряжме видим и фиксируем каждый кубометр, привезённый на промплощадки в Братске, в Усть-Илимске и у себя. Теперь оцифровываем и промежуточные склады в лесу. В цифровой таксации «Илим» был одним из первых. Привозную щепу измеряем с помощью беспилотника…

– Технологический процесс на комбинате?

– Весь в цифре. Ремонт и тех­уход оборудования – тоже. Четыре года наши технологи, слесари, электромонтёры и киповцы делают обходы оборудования с компьютером-наладонником. То есть все сообщения о неисправностях сразу с точки осмотра попадают в электронную базу данных. Ни одно сообщение не теряется.

Всё структурировано и находится в системе. Информацию можно отрейтинговать и приоритизировать, а дальше работать с ней в зависимости от размера ремонтного бюджета. То есть мы просто пополнили свой стек* проблем и можем детально работать с ним.

– Откуда берёте продвинутых специалистов?

– Мы недооцениваем среднее профессиональное образование. Ребята из техникумов приходят очень подготовленные, они на «ты» с компьютером. Хотите свежий пример? Недавно был на обходе на производстве химических реагентов. Там электромонтёры поставили все электродвигатели под цифровой контроль и следят за ними по монитору, при этом исключили примерно треть коммутационной аппаратуры, приобретение и содержание которой стоит определённых затрат.

И это всё можно собрать в сеть и вывести в систему PI****. Причём стоит новшество всего 15 тысяч руб­лей. Электромонтёр, который окончил техникум, мне показывает, как вывести данные в PI и бороться с отклонениями. Прямая экономия ремонтного бюджета, времени на обходы и однозначный рост надёжности оборудования.

В общем, началось наше время!

Я дал команду главному энергетику посчитать, сколько средств потребуется, чтобы цифровизировать всё «электрическое поле». И примеров таких инициатив много. Вкупе с сильнейшим IT-центром «Илима» это даёт потрясающий результат.

– Что из критичного удалось заместить за счёт собственных мозгов в 22‑м?

– Сернистый ангидрид, из-за которого прошлой весной в стране возник дефицит офисной бумаги. На мой взгляд, это вообще революционный проект. Мы привозили дорогущий химикат из соседней страны, а заменили его отходом собственного производства. Перенаправили газ в «мирное русло» и теперь используем.

Вторую премию в этом проекте я отдал бы нашим конструкторам, которые создали очень надёжную схему. Мы перепробовали много вариантов, прежде чем найти лучшее решение. И нашли: приобрели такое оборудование, которое работает достаточно надёжно.

ilim_koryazma_bumaga.jpg


Виды продукции: целлюлоза, упаковочные материалы всех видов, офсетная, офисная, мелованная бумага.


Мы очень хорошо поработали по мелованным продуктам. Все латексы, а это один из основных компонентов для производства мелованной бумаги, были зарубежными, например, от фирмы BASF. А сейчас мы нашли им замену в России, и, что самое радостное, претензий от покупателей нет. Хотя наша бумага – это 65% российского рынка.

Сложнее с «одеждой» машин. Здесь мы не в лучшей форме. Китайская продукция оказалась менее эффективной: на 5-10%, а в некоторых случаях – много хуже той, что поступала с западного рынка. Но тут нужно подстраиваться, чаще давать обратную связь нашим поставщикам, и, думаю, через 2-3 года выстроим отношения.

Самое главное, при таких внешних шоках комбинат не стоял ни дня. Это, наверное, самое лучшее достижение года.

– Скажите, а можно вкладывать в средства производства, но не вкладывать при этом в человеческий капитал?

– Так, наверное, можно говорить только про ультрасовременные производства, где первую скрипку играет искусственный интеллект. Мы видели такие заводы в Латинской Америке, в компании «Эльдорадо».

Но в нашем случае главной движущей силой в процессах, происходивших в 2022 году, были именно люди. Если бы не смекалка наших конструкторов, технологов, механиков, экономистов, планировщиков, контролёров, рабочих, то говорить об успехе не пришлось бы.

– Ваш прогноз – выстоим?

– Однозначно да. Наш комбинат, мне это подтверждали и западные партнёры, самый гибкий по ассортименту продукции. Помимо устойчивого серийного производства умеем делать качественные опытно-промышленные выработки, предлагать рынку новые виды продукции. На комбинате сильная научно-исследовательская база, хорошо выстроенная система управления качеством, что придаёт нам уверенности в завтрашнем дне.

– Пусть ваши прогнозы обязательно оправдаются!

– Спасибо!


Что это значит?

* iMill – информационная система для верхнего уровня управления бизнесом, которая собирает данные из разных источников, обрабатывает и предоставляет их руководителю в виде удобного ин-терфейса.

** SAP – корпоративная информационная система, в которой отражено управление бизнес-процессами (финансами, цепочкой поставок, кадрами, безопасностью и т. д.). Модуль EHSM SAP отвечает за управление безопасностью, модуль ТОРО SAP – за техническое обслуживание и ремонт оборудования.

*** Стек – набор данных или список элементов, организованных по принципу LIFO (от англ. «last in – first out», последним пришёл – первым вышел).

**** Система PI (Plant Information System) – программный продукт, фундамент для интегрирован-ной системы управления производством на предприятии.






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей