Алексей ВАСИЛЬЕВ. Фото предоставлено Группой «Илим» | 20.12.2022 14:47:54
В Санкт-Петербурге состоялся первый в России Федеральный форум по цифровизации и информационным технологиям в лесопромышленном комплексе Smart Forest – 2022. Группа «Илим» и выступила генеральным партнёром мероприятия, и в очередной раз подтвердила свои лидерские позиции в отрасли.
Форум прошёл при поддержке Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз). А его организатором выступила информационная группа ComNews, которая не только пишет об ИТ, но и на протяжении восьми лет занимается проведением мероприятий, посвящённых цифровой трансформации в отдельных отраслях экономики: в нефтегазовой (Smart Oil & Gas), в горнорудной промышленности и металлургии (Smart Mining & Metals), в энергетике (Smart Electro), в сельском хозяйстве (Smart Agro) и на других вертикальных рынках.
«Сегодня мы запускаем первый федеральный форум по цифровизации и ИТ в лесопромышленном комплексе Smart Forest – 2022 и верим, что это мероприятие на долгие годы. Генеральным партнёром проекта выступает Группа «Илим», и это не какой-то формальный статус, – отметил генеральный директор – главный редактор ComNews Леонид КОНИК, предваряя пленарную дискуссию «Лесопромышленный комплекс на пути к «Индустрии 4.0»», где он выступил в роли модератора. – В ИТ-среде многие считают, что российский ЛПК имеет один из самых низких показателей цифровизации среди большинства отраслей отечественной экономики. Но, пообщавшись со специалистами «Илима», мы поняли, что это совсем не так. Сегодня нам предстоит оценить реальный уровень развития цифровизации в отрасли и понять, почему не все знают о тех ИТ-проектах, которые здесь реализуются».
Передовой опыт
Открыл форум старший вице-президент по операционной деятельности Группы «Илим» Александр ПОЗДНЯКОВ. В своём докладе «Задачи производства, которые решают ИТ-технологии в наш специфический момент кризиса» он подчеркнул: «В текущей ситуации, когда мир постоянно меняется и не всегда в лучшую сторону, буквально каждый день ставя перед нами новые вызовы, очень важно иметь возможность оперативно принимать качественные управленческие решения. Именно для этого мы инвестируем достаточно серьёзные средства в цифровизацию и стараемся по максимуму вовлекать всё лучшее, что сегодня есть в ИТ, чтобы организовать эффективную работу нашей компании».
Александр Анатольевич рассказал о нескольких цифровых инициативах, которые были реализованы в Группе «Илим» для повышения эффективности ключевых бизнес-процессов. Прежде всего это внедрение на комбинатах PI-system – информационных систем оперативно-диспетчерского управления производством с современными ИТ-решениями, которые функционируют на основе анализа большого массива данных, собираемых с действующего оборудования в режиме реального времени.
Ключевая задача PI-system – минимизация любых отклонений в технологическом процессе и приведение колебания нормируемых показателей – древесного сырья, энергоресурсов, химикатов – к тому минимуму, который достижим. При этом контроль за работой всех систем осуществляется онлайн. Более того, в том случае, если какие-то показатели выходят за границы нормативов, технологический персонал получает соответствующие уведомления на свои мобильные устройства.
Аналогичные сообщения на смартфоны получают и механики, когда меняются режимы работы оборудования. Всё потому, что PI-system тесно интегрирована с SAP ТОРО* – цифровыми решениями в области технического обслуживания, контроля смазки, вибродиагностики и другими.
Стоит отметить, что в рамках форума Smart Forest – 2022 состоялись не только пленарные дискуссии, но и выставка, на которой российские вендоры** презентовали свои ИТ-решения для лесной и целлюлозно-бумажной отраслей. Наиболее ярко были представлены программные продукты, направленные на автоматизацию и цифровизацию систем технического обслуживания и ремонтов (ТОиР). И это не случайно. Сегодня, когда на фоне санкционных ограничений и разрыва логистических цепочек поставки импортных запчастей сильно затруднены, вопрос надёжности работы оборудования выходит на первый план. В Группе «Илим» реализовано много цифровых и организационных проектов, направленных на повышение эффективности ТОиР. И конечно, этот передовой отраслевой опыт лидера российской ЦБП интересовал многих участников форума. Вопросы специалистам компании задавали как во время пленарных дискуссий, так и в кулуарах Grand Hotel Emerald, где проходил форум.
От тактики к стратегии
Большое количество цифровых инициатив специалисты Группы «Илим» внедрили в процесс лесопользования. На сегодняшний день арендованная расчётная лесосека компании – одна из самых больших в России: около 15 млн кубометров. Однако весь этот лес располагается не слишком компактно и на значительном удалении от производственных площадок «Илима». Поэтому необходимо эффективно решать вопросы, связанные с транспортировкой сырья, в том числе заниматься строительством лесных дорог к местам заготовки.
Кроме того, в российском лесном законодательстве существует масса ограничений для заготовителей. А между тем, чтобы производить целлюлозно-бумажную продукцию, необходимо обеспечить комбинаты определённым миксом лесосырья. Например, в Сибири «Илим» использует семь видов древесины для выпуска целлюлозы: осину, берёзу, ель, пихту, кедр, сосну и лиственницу.
«В процессе лесопользования среди прочего у нас задействованы две ключевые ИТ-системы – REMSOFT и AIMMS / WSO. Загружая наши производственные задачи – сколько тонн и какой целлюлозы мы хотим произвести – они подбирают оптимальный вариант с учётом всех потребностей и существующих ограничений, который удовлетворяет всех: производственников по ассортименту и качеству поставляемого сырья, а лесников по уровню затрат на заготовку и доставку, – отметил Александр Поздняков. – Кроме того, эти ИТ-решения помогают нам при выборе новых лесных баз, анализируя породный состав и транспортную доступность. Это позволяет планировать затраты, в том числе на технику, необходимую для поддержания заготовки и вывозки леса. В своё время мы начинали эти ИТ-проекты для достижения тактических целей – таких, например, как планирование строительства лесных дорог. А сегодня вышли на решение стратегических вопросов, которые определяют деятельность нашего лесного департамента на ближайшие 10 лет».
Рассказал старший вице-президент по операционной деятельности Группы «Илим» и об успехах компании в области таксации леса с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). На сегодня это одна из актуальнейших проблем российского ЛПК. Прежде всего потому, что большинство данных, которыми оперируют власти при лесоустройстве, серьёзно устарели. А также потому, что сейчас на рынке существует сразу несколько технологий для учёта произрастающей древесины, но не все они одинаково эффективны. Вот и на выставке Smart Forest – 2022 было несколько компаний, представляющих такие ИТ-решения.
«Для регулярной проверки запасов сырья мы также используем БПЛА на территории наших комбинатов. Причём успешно считаем не только древесину, но и щепу. Мы начинали этот проект с погрешностью в 12 процентов в точности измерений, а сейчас вышли на требуемые нашими корпоративными стандартами три процента. До внедрения проекта у нас этой работой занималось суммарно 60 человек на каждой площадке, сейчас по двое», – пояснил Александр Поздняков.
Есть чем гордиться
И если все перечисленные примеры ИТ-решений в лесу и на производстве, реализованные раньше многих в отрасли, всё-таки имеют определённые аналоги, то следующий представленный на форуме командой «Илима» проект по-настоящему уникален для России и является заметным примером цифровизации на мировом рынке ЦБП.
Ещё в прошлом году Группа «Илим» совместно с компанией Andritz создали несколько цифровых двойников для новых и действующих производств. Один из них – цифровая копия физического объекта: нового целлюлозно-картонного комбината, который компания строит в Усть-Илимске. С помощью этой модели пользователь на своём компьютере или в мобильном устройстве может видеть, из чего состоит завод. Более того, с помощью VR-технологии он может «побродить» по новому производству и увидеть всё оборудование в 3D-формате. А «кликая» различные его сегменты, есть возможность получить исчерпывающую информацию: какие узлы и агрегаты стоят на том или ином участке, из каких материалов они сделаны, каковы сроки эксплуатации и периоды технического обслуживания. И так вплоть до электрических схем, нагрузок и прочей информации, столь необходимой службе эксплуатации.
Второй проект называется «Цифровой двойник – онлайн, офлайн».
«Специфика ЦБП заключается в том, что эффект от любого изменения, вносимого в технологический процесс, можно увидеть через длительное время. Так, например, если мы что-то поменяем в цикле регенерации и восстановления щёлоков, то результат может проявиться только через сутки или двое. Это долго, затратно и не всегда информативно. С компанией Andritz мы создали систему, которая позволяет моделировать наши процессы в течение очень короткого времени. Этот проект у нас работает реально, и, честно говоря, мы им по-настоящему гордимся», – отметил Александр Анатольевич.
Более подробно о проекте «Цифровой двойник – онлайн, офлайн» рассказал вице-президент по лесообеспечению и лесной стратегии Группы «Илим» Павел ЮРЧЕНКО, который в своё время курировал внедрение этих ИТ-инициатив в компании.
«Это цифровая копия всех технологических процессов, которые протекают в работающем оборудовании завода. С помощью заложенных в двойник физических, химических и математических моделей можно с высокой вероятностью и достоверностью предсказывать будущие результаты при тех или иных условиях. Используя этот цифровой двойник, технологи моделируют различные сценарии работы оборудования, чтобы увидеть, как разные технологические режимы влияют на выход готовой продукции, расход химикатов и энергоресурсов, соблюдая при этом установленные ограничения», – пояснил Павел Юрченко.
В свою очередь цифровой двойник делится на офлайн- и онлайн-модели. Модель офлайн функционирует отдельно от работающего оборудования, что позволяет моделировать различные сценарии и находить для них оптимальные режимы. Онлайн-модель подключается к реально действующему производству, через специальные серверы получая информацию непосредственно из DCS****. Онлайн-двойник делает расчёты и передаёт целевые установки обратно в систему управления либо оператору в режиме информирования (рекомендаций), либо в автоматическом режиме управляющего воздействия на контуры – отдельные схемы, управляющие частью общего технологического процесса – например температурой пара, подачей сырья, расходом химикатов и т. д.
«Уникальность этого цифрового проекта заключается в том, что разработчики настраивают работу оптимизатора не только на физический выход чего-то – продукции, химикатов, тепла и так далее, но и на максимизацию доходности в денежном выражении. Второе серьёзное новаторство – это то, что двойник охватывает весь комбинат. Ранее такому цифровому «клонированию» подвергались только некоторые участки производства, такие, например, как содорегенерационные и корьевые котлы, выпарные станции, варочное или отбельное оборудование», – подчеркнул Павел Юрченко.
Онлайн-модель цифрового двойника успешно опробовали там же, в Усть-Илимске, на содорегенерационном котле ещё в 2021 году. Суммарный эффект только на одном СРК составил миллион долларов в год! Сейчас специалисты компании занимаются масштабированием этой практики на другие комбинаты Группы «Илим».
«В определённом смысле нам повезло: мы раньше других стали этим заниматься и успели получить доступ к необходимым технологиям и лицензиям. Однако, к сожалению, основные вендоры ушли из России и сегодня нужно серьёзно подумать, стоит ли заниматься развитием цифровых двойников в текущей ситуации. Смысл, безусловно, есть – это повышение эффективности. Но возможности поддержки западных компаний сейчас значительно ограничены, а российские разработчики программных продуктов пока не предлагают схожих с софтом Andritz ИТ-решений. Но я думаю, это вопрос времени. Потому что российская ЦБП так или иначе будет двигаться в сторону цифровых двойников, другого выбора у отрасли просто нет. А значит, рано или поздно начнут появляться российские разработки», – сказал Павел Юрченко.
*SAP ТОРО или SAP PM (от английского Plant Maintenance – техническое обслуживание завода) – программное обеспечение, с помощью которого решаются все важные задачи сервиса технических систем предприятия. Оно предназначено для компаний, которые хотят в режиме реального времени отслеживать состояние и поддерживать целевой статус оборудования, выполнять ТО до возникновения неисправностей или поломок.
**Вендор (от английского vendor – продавец) – это поставщик, который продаёт и продвигает товары и услуги под собственным брендом или торговой маркой. В IT это компания, которая разрабатывает некое ПО, владеет им и продаёт лицензии на него. Или является поставщиком оборудования, на которое организует гарантийное обслуживание и техническую поддержку.
***DCS (от английского Distributed Control System – распределённая система управления) – это система управления технологическим процессом, отличающаяся построением распределённой системы ввода-вывода и децентрализацией обработки данных.