Татьяна ПОТАПОВА | 07.09.2008 09:00:00
В конце августа в Северодвинске заработал новый асфальтовый завод. До этого нужды города обеспечивал только асфальтобетонный завод ООО «АБЗ», установки которого в строю уже 30 лет. Владельцы нового завода - ООО «Магистраль» и ЗАО «Росспецпроект» - с одной стороны, довольны: теперь асфальт будет обходиться им на 20-30% дешевле. С другой - опасаются, ведь столь дорогостоящая покупка - большой риск. Асфальтобетонная установка приобретена в лизинг, и расплатиться за нее нужно в течение трех лет. Если количество заказов уменьшится, сделать это будет непросто.
«До последнего времени мы закупали асфальт у нашего соседа — ООО «АБЗ», - рассказывает директор ООО «Магистраль» Сергей ШЕРГИН. - Но рыночная ситуация вынудила нас отказаться от этого варианта - слишком большие затраты. Накрутки доходят до 20-30%. Поэтому мы решили рискнуть и купить собственную асфальтобетонную установку. Предпочтение отдали украинской «Кредмаш», которая может производить все три типа асфальта - для нижнего и верхнего слоев автодороги, а также для тротуаров. Весь процесс автоматизирован, для соблюдения нужных пропорций выпускаемого сырья есть специальные дозаторы».
Стоимость завода составила 23 миллиона рублей. Из них порядка 10 миллионов потрачено на рукавные очистные фильтры, которые блокируют вредные выхлопы от отходов производства. Плюс порядка 7 млн на дополнительные элементы к установке, чтобы все работало. В итоге завод обошелся предпринимателям почти в 30 млн рублей.
За смену - 8 часов работы - асфальтобетонная установка может производить до 400 тонн асфальта. Мощность сравнительно небольшая. К примеру, итальянские установки фирмы Marini производят до 500 тонн асфальта в час. Такой «итальянец» с мощностью 350 тонн в час есть у архангельской компании ООО «Севзапдорстрой». Но ООО «Магистраль», по словам Сергея Шергина, подобная производительность ни к чему. Предприятие планирует использовать продукцию завода только для собственных нужд.
«Наши объемы работ не сопоставимы с объемами работ «Севзапдорстрой», - поясняет Сергей Шергин. - Если бы я поставил «итальянца», пришлось бы в четыре раза расширять предприятие: закупать технику, увеличивать штат». А сегодня строитель не уверен даже в сохранении существующих объемов работ.
В худшем случае, получив 30-процентный задаток, этот псевдоподрядчик исчезает с деньгами. В лучшем идет в нормальную подрядную организацию и уже ей заказывает выполнение необходимых работ.
«Если у этой компании нет работы, она вполне может согласиться на предложенные условия, - отмечает Сергей Шергин. - Деваться ей некуда. Но сами судите, можно ли говорить в данном случае о надлежащем качестве работы? Все ж должны получить прибыль: и компания - победитель аукциона, и нанятый ею подрядчик. Но цена, выигравшая на аукционе, и так была самой низкой из предложенных».
В таких условиях инвестировать в развитие собственных производств предприятиям нелегко. «Асфальтобетонную установку мы приобрели в лизинг и еще в течение трех лет будем за нее расплачиваться, - отмечает Сергей Шергин. - А гарантии сохранения прежних объемов работ никто дать не может. До 90% наших заказов - муниципальные. Может получиться так, что власть сменится и предприятие с новым заводом останется не у дел, поэтому покупка асфальтобетонной установки для нас большой риск.
Неудивительно, что никто в Северодвинске пока не рискнул приобрести подобный завод»