Татьяна ПОТАПОВА | 21.09.2008 09:00:00
Архангельская область имеет неплохие шансы увеличить въездной турпоток за счет иностранных туристов. Главное - найти, чем удивить и напугать. Как уверяют эксперты, размеренный пляжный отдых притязательным интуристам порядком поднадоел, и теперь они хотят экстрима и экзотики. Поморье, в отличие от городов «Золотого кольца», остается для туристов малоизученным, и теперь, чтобы на должном уровне конкурировать с другими регионами, здесь необходимо еще разработать интересные и разнообразные экстрим-программы.
Сегодня практически 100% туристов в регион приезжают из Московской и Ленинградской областей. Жителей мегаполисов Архангельская область привлекает красотой природы и богатой культурой. Иностранцев, казалось бы, тоже должна привлекать, но пока почему-то не привлекает.
За шесть месяцев текущего года иностранных туристов в области побывало немногим больше двух тысяч. В ближайшие годы, по словам экспертов, Россия войдет в десятку стран - лидеров по въезжающим интуристам. Архангельской области нужно не упустить свой шанс. Для этого региону необходимо развивать различные виды сплава по рекам, катание на горных лыжах, джипинг, снежные сафари и прочие экстрим-направления, которые становится все популярнее в мире.
Экстрим-бездорожье заказывали?
«В Архангельской области можно развить множество туристических направлений, однако путь к ним закрыт из-за отсутствия дорог», - считает директор турфирмы «Помор-Тур» Татьяна БЕСТУЖЕВА.
Взять, к примеру, тот же Водлозерский национальный парк, который расположен в Архангельской области и в Карелии. На территории Архангельской области находится 75% парка, но добраться туда невозможно. А Карелия еще два года назад принимала в национальном парке по семь тысяч туристов в год. При этом, по словам генерального директора туристической компании «Семь Континентов» Елены ТРАМБЕРГ, карелы не изобретали велосипед, а просто организовали для туристов стоянки с пикниками на природе, а зимой предлагали покататься на лыжах.
Сегодня в районах области активно ведется строительство новых объектов размещения. Так, в Устьянском районе построена охотничья база «Юмыж» (14 мест), гостевой дом «Озеро Верюжское» (10 мест), спортивно-туристская база «Малиновка» (30 мест), в Котласском районе - база отдыха «Ватса Парк» (110 мест), мини-гостиница «Вычегда» (40 мест), в Пинежском районе - гостиничный комплекс «Красная Горка» (110 мест), в Вельском районе - охотничья база «ДИАЛ-Север» (10 мест), в Онеге - гостевой дом (10 мест), на Соловецких островах - коттедж класса «люкс» на озере Варяжское (16 мест).
Но добираться до места отдыха до сих пор большая проблема. Оставляют желать лучшего дороги, нет комфортабельных туристических автобусов с кондиционерами и биотуалетами.
По мнению ведущего специалиста компании «Аэрофлот-Норд» Яна ТУРОВА, отчасти решить проблему помогло бы восстановление внутрирегиональных маршрутов. Если самолеты начнут регулярно летать в районы области, туристический поток туда увеличится, полагает он. Ряд аэропортов в области находится в состоянии, близком к закрытию - Каргополь, Вельск, Верхняя Тойма. Инфраструктуру этих аэропортов еще можно восстановить, но если промедлить, аэропорты придется строить заново.
Самолеты не по карману
Вот только смогут ли туристы позволить себе столь «высокобюджетный» отпуск, большой вопрос. Часть путешественников уже отказалась от посещения главной достопримечательности Поморья - Соловецких островов - как раз из-за дорогих перелетов. Рейс из Архангельска на Соловки, несмотря на разницу в расстояниях, по стоимости равен перелету из Архангельска в Москву.
«В структуре затрат авиакомпании топливо составляет около 50%. Тип судна АН-24, который летает на Соловки, относится к топливо неэффективным, поэтому себестоимость перелетов на нем высока. Другие наши воздушные суда соловецкий аэропорт не может принимать по техническим причинам». - объяснил высокие тарифы Ян Туров.
Альтернативы воздушному транспорту сегодня, к сожалению, нет. «Раньше из областного центра на Соловки ходили местные туристические лайнеры: «Аджигол», «Буковина», «Татария» и «Юшар», и туристы из других стран и городов выбирали поездку на Соловки именно из-за этого мини-круиза, - отмечает директор Бюро путешествий «Кругозор» Елена ПОСТНИКОВА. - Сейчас добраться до архипелага можно только по воздуху, потому что содержать флот Северному морскому пароходству из-за ограниченного туристического потока и сезонного спроса невыгодно».
Иностранцев пугают портовые поборы
Морской туризм вообще больная тема для Архангельской области. В прошлом году все только и говорили о приходе в Поморье крупных иностранных круизных лайнеров. Якобы теперь перед регионом открываются большие перспективы, ведь морские круизы – одно из самых привлекательных и интенсивно развивающихся направлений туризма в мире.
Но вот незадача: иностранные судовладельцы начинают отказываются заходить в порт Архангельск из-за высоких портовых сборов.
«На 2009 год мы договорились с двумя иностранными судами о заходе в наш порт, - рассказывает генеральный директор «Интурист-Архангельск» Валерий СИДОРОВ. - Только с двумя, а в Мурманск зайдет шесть судов, потому что ставки в Мурманском порту в разы ниже архангельских». Это при том, что лайнеры вынуждены останавливаться в грузовом порту Экономия, который не подходит для приема туристов. В центр города большие суда войти не могут - слишком мелко.
Еще одну проблему, мешающую развитию водного туризма в области, обозначил генеральный директор туристического агентства «Визит» Александр БЕЛЕЦКИЙ: закрытость береговых территорий Белого моря для посещения туристов.
«Теоретически я могу догадываться, что идет борьба за нефть. Мир претендует на нашу территорию, и Россия всеми силами пытается ее сохранить, но подобные запреты значительно ограничивают въездной туризм», - отметил эксперт.
Пропиарьте Поморье!
«Два года назад я была в Москве на семинаре по национальным паркам, где представляла Кенозерский национальный парк, - рассказывает Елена Трамберг. - Каково было мое недоумение, когда в предисловии к своему выступлению я услышала: «Сейчас мы заслушаем представителя одного из самых отдаленных национальных парков». На самом деле добираться до Кенозерского национального парка совсем не сложно и не долго. Достаточно вечером сесть на поезд в Москве, а утром выйти на станции Няндома. Но если у людей, занимающихся национальными парками, такое представление, то что говорить о простых москвичах».