ИЛИМ-Бумага
Штрафы до 18 млн
Скачать чек-лист

Вторник, 23 сентября, 2025 22:53

Активный «раздолжнитель»: агрессивная реклама банкротства беспокоит профессиональных участников банковского рынка


Виктор ОРЕФЬЕВ | 23.09.2025 18:43:29
Активный «раздолжнитель»: агрессивная реклама банкротства беспокоит профессиональных участников банковского рынка

Россияне повсеместно сталкиваются с агрессивным продвижением услуг по списанию долгов: каждый квартал Сбер фиксирует свыше 600 тысяч новых объявлений. Только за 2024 год их количество выросло на треть. Об этом на форуме АБК «Лидеры цифрового развития» сообщил директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» Сбербанка Денис КУЗНЕЦОВ.


Исследование Сбера показывает рост отрицательного отношения к компаниям, обещающим списать долги. 39% россиян осуждают практику так называемых раздолжнителей, в то же время осведомлённость заёмщиков о подобных фирмах остаётся высокой, хотя и снизилась с прошлого года: сейчас о них знают 77% клиентов. Восприятие деятельности таких компаний по-прежнему неоднозначно. 31% россиян относятся к «раздолжнителям» положительно, а 39% — отрицательно.

При этом доля негативно настроенных граждан во втором квартале 2025 года выросла на 5 процентных пунктов по сравнению с четвёртым кварталом 2024 года. Беспокоит профессиональных участников рынка и то, что многие медийные личности продолжают активно участвовать в рекламных кампаниях, придавая таким услугам видимость легитимности и поддерживая доверие граждан к ним.

Сегодня рынок услуг по урегулированию задолженности делится на два сегмента. Первый объединяет профессионалов, действующих в правовом поле. Второй представляет сферу недобросовестных практик, которые и ассоциируются с термином «раздолжнители». Такие компании заманивают клиентов громкими обещаниями: гарантируют полное избавление от долгов, мгновенное решение всех проблем с кредиторами, исправление кредитной истории и даже удаление информации о должниках из баз данных. Они рекомендуют должникам избегать контактов с банками и утверждают, что у кредиторов нет действенных инструментов воздействия.

На практике же клиенты подобных фирм сталкиваются с недобросовестным исполнением «раздолжнителями» своих обязательств. Порой эти фирмы заключают с клиентами агентский договор и целенаправленно загоняют их в процедуру банкротства, взимая за это огромные выплаты. Известны случаи, когда итоговый платёж в разы превышал первоначальную сумму долга, что лишено всякой логики и лишь ухудшает финансовое положение человека.

«Это огромный рынок, на котором, к сожалению, преобладают недобросовестные практики. Такие фирмы находят клиентов, которые не хотят сообщать банкам о своих финансовых проблемах и готовы довериться «раздолжнителям». Если вы столкнулись со сложной ситуацией и больше не можете погашать кредит по графику, нужно сразу же обратиться в свой банк, — подчеркнул директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» Сбербанка Денис Кузнецов. — У Сбера есть широкий набор легальных и проверенных механизмов помощи, включая реструктуризацию, кредитные каникулы и даже комплексное урегулирование для заёмщиков с долгами в разных банках. Диалог с банком — единственно верный путь для цивилизованного и эффективного решения долговых проблем».

Законодательная система реагирует на эти вызовы. Государственная Дума совсем недавно приняла в третьем чтении законопроект № 721174-8. Документ вносит важные поправки в федеральный закон «О рекламе». Новые нормы, которые вступают в силу с 1 января 2026 года, существенно ограничат рекламу услуг так называемых антиколлекторов. Эта законодательная инициатива призвана защитить граждан от последствий их излишней доверчивости. Принятие закона стало важной вехой для всего рынка взыскания и урегулирования задолженности. Ожидается, что он повысит уровень достоверности, прозрачности и осознанности при работе с долгами.

При этом, согласно статистике, каждую минуту в России подают на банкротство шесть человек, на горизонте текущего года Сбер прогнозирует 30–52 тысяч процедур банкротства в России. Стоит напомнить, что процедура банкротства несёт риск потери ипотечного жилья — банк может продать имущество, которое находится у него в залоге. Эта проблема актуальна для многих.

«Долгие годы обсуждалась возможность, чтобы должник продолжал платить по ипотечным кредитам, сохраняя жильё за собой. В прошлом году был принят соответствующий закон о сохранении предмета ипотеки в банкротстве. Государство проявило заботу о гражданах, услышало их проблемы и просьбы, — рассказал начальник управления принудительного взыскания и банкротства Сбербанка Евгений АКИМОВ. — На такое мировое соглашение могут претендовать граждане, у которых на момент процедуры банкротства единственное жильё находится в ипотеке. У них должна быть возможность вносить ежемесячные платежи — тогда эта квартира или дом из конкурсной массы освобождается. Точно также освобождается сумма, которая нужна для внесения ежемесячных платежей. Ещё можно привлечь третье лицо, которое будет вносить за должника эти платежи. Мы наблюдаем рост таких мировых соглашений на 83% по итогам 2024 года».

ГЛАВНОЕ

Банки готовы договариваться с должниками. Важно, чтобы заёмщик понимал, что современная банковская система предлагает различные инструменты для урегулирования проблемных задолженностей. Если бы клиенты сразу приходили в банк, когда возникали сложные финансовые ситуации, им бы не пришлось идти на такие крайние меры, как банкротство. Эта процедура — для случаев, когда ничего не сработало и нет других вариантов выхода из сложной ситуации.





Возврат к списку

Новости компаний

Для вас

Нажимая “Принимаю”, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и сбор данных с помощью сервисов веб аналитики Яндекс.Метрика и top.mail.ru на вашем устройстве для улучшения навигации по сайту, анализа использования сайта и содействия нашим маркетинговым усилиям. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности для получения дополнительной информации.

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей