Анна БЕЛЯЕВА | 11.06.2010 04:04:06
Сменить собственника Первой городской больницы Архангельска, или выделить из ее состава ряд специализированных направлений и передать их на уровень региона. Только при выполнении одного из этих условий медучреждение может вернуть себе право оказывать высокотехнологичную медпомощь в рамках федеральных квот. Однако и тот и другой варианты имеют свои недостатки.
Квоты или сохранение муниципального статуса больницы? Такая дилемма встала в Архангельске после того, как с января 2010 года муниципальные учреждения здравоохранения лишились возможности оказывать населению высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках федеральных квот. Это право вместе с финансированием из бюджета страны перешло к государственным и федеральным учреждениям.
Верховенство закона…
Прежде 1-й городской клинической больнице Архангельска ежегодно выделялись средства из федерального бюджета (порядка 170-200 млн. рублей в год) на оказание высокотехнологичной медпомощи. В учреждении действует кардиохирургический центр, где проводятся сложнейшие операции на сердце. Больница и сейчас проводит плановые операции данного профиля, но для получения медуслуг в рамках квот жители региона вынуждены обращаться в специализированные центры в Москве или Санкт-Петербурге. А областная клиническая больница, которая по статусу может претендовать на выделение квот, не обладает необходимой клинической базой.
Обращения со стороны региональных властей на уровень Федерации результата не дали. По словам министра здравоохранения и социального развития Архангельской области Надежды МАКАРОВОЙ, суть полученных ответов сводится к ссылкам на Бюджетный кодекс РФ и постановление правительства страны, запрещающим выделение средств учреждениям, не имеющим статус государственных.
Для выработки оптимального в данных условиях решения была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители областного Собрания депутатов, правительства региона, сотрудники городской больницы.
«Цель – обеспечить объем, качество и доступность высокотехнологичной медпомощи для населения региона, - говорит руководитель группы, депутат областного Собрания Сергей ЭММАНУИЛОВ. – Последнее означает получение необходимых медуслуг в учреждениях в пределах Архангельской области. Это огромнейший плюс: затраты на проезд, проживание в другом городе минимальны, нет необходимости проходить повторно диагностические и прочие исследования».
Оперативное вмешательство
Рабочая группа рассмотрела три возможных варианта действий. Первый – внесение изменений в действующее законодательство с тем, чтобы муниципальные учреждения при отсутствии в регионе государственных, у которых есть база для оказания высокотехнологичной медпомощи, могли претендовать на получение квот. Необходимо внести небольшую поправку в законодательство, однако шансы на успех минимальны.
Более вероятны два других варианта, при реализации которых больница смогла бы претендовать на получение квот в 2011 году. Первый – преобразование муниципального учреждения в государственное. То есть передача его на областной уровень. Второй – выделение из состава клиники специализированного звена (условно говоря, кардиоцентра – это четыре отделения) и передача его областной клинической больнице или создание отдельного юридического лица.
Останется ли больница (либо кардиоцентр) в муниципальной собственности, или перейдет в областную, - у обоих сценариев есть сильные и слабые стороны. В первом случае в числе негативных факторов снижение объема и доступности медицинской помощи. Да, город может из своего бюджета выделить многомиллионную сумму на то, чтобы жители региона не ощутили «выпадение» квот, однако в нынешних экономических условиях об этом говорить сложно. И главная угроза – отток из учреждения высококвалифицированных кадров, а это самое ценное, что есть у любой больницы.
Если же больница станет областной, будет сокращен муниципальный коечный фонд (правда, общее количество коек не изменится, просто часть из них станет «государственной»), ограничение муниципалитета в решении социальных задач и потеря собственности. В зарплате специалисты не потеряют: Надежда Макарова заверяет, что в госучреждениях здравоохранения будут введены дополнительные выплаты. Не пострадают и жители Архангельска, которые нуждаются в плановой медпомощи, – ее больница будет оказывать по-прежнему, а также скорой, поскольку «экстренных» больных могут взять на себя другие учреждения здравоохранения города. Не стоит коллективу опасаться и сокращения штатов из-за смены собственника. Финансирование этой отрасли и социальной сферы и так планируется уменьшать, а значит, рабочие места будут сокращаться.
«Мы уже прозвучали на всю Россию – у нас почти полмиллиарда рублей на здравоохранение расходуется неэффективно, в основном за счет кардиохирургических и нейрохирургических коек», - заявила Надежда Макарова на одном из заседаний рабочей группы.
В качестве базового рассматривается вариант выделения из состава больницы «кардиозвена». Здесь есть масса нюансов, которые надо учесть.
«Кардиоцентр невозможно «вырвать» из единого организма больницы, - подчеркивает Сергей Эммануилов. – Кардиохирургия не может существовать сама по себе - у нее тесные функциональные связи с другими службами учреждения. Выстраивать отдельный механизм – сложнейшая задача, где важно не допустить погрешности, которая может сказаться на качестве медпомощи».
P.S. «Сменить собственника» в скором времени может и отделение гемодиализа Первой городской больницы. По словам Надежды Макаровой, этот вид специализированной помощи «никому не нужен»: ни 1-й городской, ни областной клинической больнице - слишком велики затраты и мало площадей для его размещения. С 2011 года, по словам министра, этот вид услуг переходит в систему страховой медицины. Поэтому рассматривается возможность сохранения этого отделения, но в форме государственно-частной организации. В министерство уже поступило пять заявок из разных регионов страны, а также Татарстана.