Людмила СЕЛИВАНОВА | 01.06.2019 00:45:23
Выпуск бумажных книг как бизнес в нашем регионе относится к разряду туго идущих. Это если рассматривать издательство в классическом варианте, когда соблюдаются все литературно-художественные и технические требования. При сохраняющемся спросе на книгопечатание, пусть и невеликом, предприятий, предлагающих профессиональные услуги, почти не осталось. С чем это связано, как выходят из положения авторы и почему «бумага» еще долго будет соперничать с «электронным» чтением?
Без знака равенства
Для начала определимся: между издательством и типографией нет знака равенства. В издательстве с автором и рукописью в идеале работают три редактора: литературный (ответственный за содержание), художественный (за иллюстративный ряд) и технический (за техподготовку макета, шрифты, объем). Кроме того, обязательна должность корректора.
Типография, как правило, нацелена исключительно на печать макета, рукопись по большому счету ей не интересна. Лишь предприятия с реноме способны проявить себя как часть издательства.
«У нас любой человек по закону может назвать себя издателем и выпускать книги. Другой вопрос: как он это делает? Здесь речь о профессионализме, – говорит редактор и издатель Тамара ОВЧИННИКОВА. – Раньше издательства, возглавляемые профессионалами, были образцом качества. Ситуация изменилась, на мой взгляд, в худшую сторону. Остались типографии. Они работают не с рукописью, а с макетом. Это может быть «вордовский» текст, набранный 12 кеглем на формате А-4 и отредактированный, хорошо если филологом, учителем русского языка, а то ведь и вовсе компьютером, который подчеркивает неправильные, на его взгляд, слова. Типография просто отпечатает нужный тираж. Издатели же работают с рукописью, доводя ее до состояния, когда она становится книгой, которую приятно взять в руки».
В издательском деле много мелких штрихов: к примеру, от размера шрифта зависит объем, а от него цена, поясняет Тамара Овчинникова. Хорошо, если человек, к которому обратился автор за изданием книги, это знает. Но чаще обращаются в типографию, где печатают так, как увидел автор. Причем часто по-дилетантски и вне всяких правил. Система единого издательского процесса разрушилась, и издательский бизнес в Архангельске работает преимущественно по принципу – кто во что горазд.
Экс-директор издательства «Правда Севера» Екатерина СИМОНОВА, анализируя «книжные» тенденции, говорит, что, если раньше строго держались ГОСТа, сейчас хозяин – барин: «Поэтому иногда книжку возьмешь, а читать-то невозможно… О стилистических ошибках уже речь не идет. Считанные издания делаются с редактированием. Иногда редактор работает с автором два года, чтобы сделать текст читаемым», – отмечает она.
«На самом деле ГОСТы и ОСТы никто не отменял, они существуют, – продолжает Тамара Овчинникова. – Более того, они созданы людьми, которые понимали, что такое гармония книги, иными словами, как она влияет на человека. Сначала идут визуальные впечатления – оформление издания, затем тактильные ощущения, когда берем книгу в руки, и здесь роль играют бумага и переплетные материалы. Потом смотрим, как распределен текст, насколько удачно вписываются иллюстрации. Чем гармоничнее сделана книга, тем лучше она воздействует на человека. Это целое искусство. Вот что важно учитывать и что нельзя сделать в электронном виде».
Лучше меньше, да лучше
Солидные типографские предприятия региона, держа марку, в меру возможностей следуют принципам искусства книжного дела. Главный инженер Северодвинской типографии Юрий БУЯНОВ подчеркивает, что его предприятие – не издательство в классическом понимании этого слова. Оно не работает с писателями на перспективу выхода бестселлеров (это как раз прерогатива первых), но помогает авторам с предпечатной подготовкой.
«Авторы приходят со своим материалом, своим видением книги. Наши специалисты могут подсказать, как будет лучше с профессиональной точки зрения, и предложить дизайн обложки. Мы выступаем как часть издательства, выполняя верстку, корректуру, согласование», – рассказывает Юрий Буянов.
По его словам, сейчас превалирует «сказочная» тема, издается историко-краеведческая литература, стихи, но очередь за печатью не выстраивается. Издание книг – затратное и не особо прибыльное дело, да и никто не отменял конкуренцию.
«Появились типографии, которые вложили большие деньги в производство, а спрос падает, потому некоторые снижают цены и берутся за любую работу. Мы пытаемся сохранять стандарты. Поскольку тиражность небольшая, себестоимость одного экземпляра выше. Пусть мы делаем подороже, но ручаемся за качество. Да, это трудоемко, но книги получаются неплохие», – убежден главный инженер Северодвинской типографии.
Но если типографии с именем ответственны за свой продукт, компании поменьше рангом порой откровенно не уважают клиентов, считает автор научно-популярных книг по северному зодчеству Любовь ШАПОВАЛОВА. После неудачного сотрудничества с представителями такого типографского бизнеса, технически загубившими ее задумки, Любовь Геннадьевна предпочитает выпускать свои труды у проверенных предприятий. Однако же всю предпечатную подготовку берет на себя. Вовсе не из-за утилитарных расчетов, а из-за своеобразной специфики книг. «В издательские фирмы не обращалась, потому что сама себе издатель, – поясняет автор. – Мне повезло с грамотным дизайнером, который меня понимает и может дать профессиональные советы».
А есть ли будущее?
Книжное издательство переживает не лучшие времена, считает прозаик, главный редактор журнала «Двина» Михаил ПОПОВ, поясняя, что это дорогое удовольствие. Тем не менее, уверен Михаил Константинович, когда говорят, что люди перестали читать, – лукавят. А потому у издательского дела есть и перспективы.
«Если государство желает развиваться, а не хочет быть полуколонией, оно должно заботиться о будущности, а это прежде всего книга. Как через лесные ягоды ребенок получает витамины, так через книгу он может получить витамины роста. Опыт человечества, народа передается через письменность. Если перестанем читать, не обязательно книги бумажные, мы потеряем национальный код», – рассуждает Михаил Попов.
По его мнению, содействовать издательскому делу нужно немедленно. И властные структуры тут играют чуть ли не первую роль: «В Курской, Липецкой, Оренбургской областях, например, губернаторы взаимодействуют не только с культурой в «два притопа, три прихлопа», приглашая пареньков и девчат плясать на празднике, а способствуют книгоиздательской программе, которая позволяет выпускать книги своего региона, молодых литераторов. У нас такого нет, хотя мы несколько раз обсуждали тему книгоиздательства на разных уровнях, в том числе и с губернатором», – добавляет Михаил Попов.
Главный редактор литжурнала недоумевает от того, что в области, где издревле существовала книжная печать и сохранились редкие рукописные книги, где творили уникальные писатели Борис Шергин, Степан Писахов, Федор Абрамов, эту тему не курируют на государственном уровне. «Стыдно, что нет областного издательства», – заключает Михаил Попов.
Тамара Овчинникова с сожалением говорит о том, что никто из архангельских государственных чинов, из власти не интересуется всероссийскими площадками, где могут быть представлены книги Архангельской области. В июне в Москве проходит книжный фестиваль «Красная площадь», на который по исключительно собственной инициативе отправится Тамара Валентиновна. «Важно показать, что у нас есть прекрасная литература. И краеведческие издания пользуются большим спросом на всероссийском рынке. Люди идут за историей малой родины», – утверждает редактор.
Рентабельность и электроника
Между тем издательства новые не рождаются, тиражи невелики, констатирует Екатерина Симонова. Пять тысяч экземпляров, что раньше было нормой, теперь считается огромным количеством. Книги печатают по 100-300 штук, и популярность набирают цифровые типографии. «Бумажное книгоиздание сейчас нерентабельно, – предполагает Екатерина Симонова. – Для меня критерий – читающие люди в метро. В их руках вновь появляются бумажные книги, но очень мало, в основном – гаджеты. Издательства переходят на электронные книги, и рост идет именно в этом направлении».
В обратном уверена Тамара Овчинникова. Вернувшись с третьей издательской школы, которую организует Центр немецкой книги в Москве, рассказывает о современных тенденциях и делится впечатлениями: «Были представители московских и региональных издательств. Спикеры – английские, немецкие, норвежские. Могу сказать: книга не умирает. Более того, европейские издатели нацелены на бумажную книгу. В отличие от американских. Рынок электронных изданий – это перспектива. Да, молодое поколение ищет новые способы получения информации. Но южноазиатский, европейский и российский рынки показывают, что бумажная книга будет жить еще долго».
Комментарий
Оксана НЕЧАЕВА, писатель:
- Написав книгу, я задалась вопросом: «А что дальше?». Перед тем как отправить книгу в издательства, мне хотелось получить отзывы, критику, рекомендации от моих знакомых. Самое правильное решение, мне казалось, - пойти с рукописью в ближайшую типографию. Энтузиазм поугас, когда я увидела выставленный счет за 50 экземпляров, где стоимость одной книги составляла 526 рублей.
Я была уверена, что есть другие, более бюджетные варианты. Изучив вопрос в Интернете, узнала, что существуют виртуальные издательства, которые предоставляют возможность не только напечатать книгу, но и опубликовать ее. Такие сервисы максимально прозрачны и просты в интерфейсе и подходят новичку, который впервые публикует книгу, желая выпустить один конкретный продукт с минимумом затрат и издержек.
В итоге на публикацию книги ушло не больше 15 минут. Есть множество услуг, доступных за дополнительную плату: корректура, буктрейлер, персональный помощник. Книге автоматически присваивается ISBN (уникальный номер) после успешной модерации. Благодаря таким сервисам книга продается не только в Архангельске, но и по всей России и за ее пределами. Когда моя книга была опубликована, она автоматически появилась в продаже в известных интернет-магазинах, таких как ЛитРес и OZON. Любой читатель может заказать один бумажный экземпляр на сайте (его отпечатают и пришлют адресату) или купить электронную версию. Сейчас продано 300 экземпляров моей книги, а я получила около 100 отзывов.