Алина ВЕЛЬГОША. Фото Алексея Липнцкого и Ольги Федухиной | 13.11.2025 13:37:47
Член Союза художников России Ольга ФЕДУХИНА уже около сорока лет занимается резьбой по кости – редким северным промыслом, требующим неземного терпения, но рождающим такую же красоту. Мастер рассказала «Бизнес-классу» о трудных временах «холмогорского ажура», поиске стиля и своём видении миссии в искусстве.
Найти себя
«Моя судьба была предопределена», – улыбается Ольга Федухина. Её родители окончили косторезное училище им. Н. Д. Буторина в селе Ломоносово. Отец Валерий Николаевич Федухин – известный художник, был членом Союза художников. Ольга мечтала стать живописцем, но сложилось так, что тоже поехала в Ломоносово: обучаться холмогорскому промыслу.
«После учёбы надо было отработать три года на местной фабрике. Я делала массовую продукцию, выполняла план – это тяжело для творческого человека. Однако массовое производство тоже часть искусства», – отмечает собеседница «БК».
Вскоре Ольга переехала в Архангельск и пришла в мастерскую при Союзе художников. Появилась свобода творчества.
«Я делала иконы, шкатулки. Как девушке, естественно, мне нравилось создавать украшения. И я поняла, что не любитель крупных работ – это не мой масштаб. Я больше склонна к миниатюре, холмогорскому ажуру», – рассказывает Ольга Валерьевна.
В трудные девяностые годы приходилось искать разные подработки, чтобы прокормить семью. Так было у многих мастеров: кто уходил в сторожа, кто в продавцы… Но, в отличие от своих коллег, Ольга свою отдушину – резьбу – не бросила.
«Некоторые художники в этот период всё же занимались резьбой… вопреки. То есть, оставались верны искусству просто потому, что не могли иначе. Я тоже», – вспоминает Ольга Федухина.
Копила на бивень мамонта, покупала его в антикварном магазине. Усложняя резьбу, создавала изделия такими же ажурными, но более объёмными.
«Так начал потихоньку вырабатываться свой узнаваемый стиль. Мой отец говорил: «Это финансово невыгодно, потому что ты очень долго «ковыряешься», а в итоге выходит только брошь». Я отвечала, что мне очень интересно работать именно над такими изделиями, по ним меня и узнают. И это уже личностные качества художника», – продолжает Ольга Федухина.
Сохранить и приумножить
Сейчас Ольга с супругом Михаилом живут в своём доме в Соломбале – исторической части Архангельска. Дом сам полон уюта, близких сердцу хозяев вещей, как будто знакомых и гостям, где бы ни была их малая родина. Нас угостили своими яблоками и познакомили с ещё одним жильцом – рыжим котом Персиком. Дом дышит творческой атмосферой – здесь же расположена мастерская с рабочими уголками Ольги и её дочери – ювелира Евгении Рябовой.
Делать несколько проектов одновременно – особенность творческого процесса Ольги Федухиной. Это помогает ей смотреть на работы свежим взглядом и отдыхать от монотонности. На одно изделие может уйти от десяти дней до нескольких месяцев. Говорит, что каждая её работа – продолжение самой себя. Результат может быть удачным или неудачным, но любое произведение остаётся дорогим, «как ребёнок». Особое удовлетворение приносит возможность завершить сложную, масштабную работу, сохранив целостность замысла и не допустив ошибок.
«Однажды был такой случай. Я позвонила в Якутию – узнать насчёт материала. И мне сказали: «Тут недавно приходили, материал хотели купить, чтобы повторить яйцо из кости – Фаберже прямо!» Оказалось, речь идёт о моей работе, – улыбается Ольга Валерьевна. – Вот так неожиданно я узнала, что она получила такую высокую оценку».
Мастер уверена: мало сделать красиво, в произведение нужно вложить смысл, как это умел Николай Дмитриевич Буторин.
Сегодня Ольга Федухина работает над оригинальной коллекцией брошей, посвященных мифологии. Художница занимается основой из кости, а Евгения создаёт оправу.
«Однажды меня вдохновило изображение мифического льва: оно отсылает к символам древнего христианства. Причём и на домах у нас есть вот такие львы, и на северных прялках… Раньше я не обращала внимания. Начала изучать: оказалось, это очень интересная тема, ведущая к корням, основам древнерусского искусства», – продолжает мастер.

Идея обратиться к традициям и обыграть их на новый лад проходит лейтмотивом через всё творчество Ольги Федухиной.
«Если взять холмогорский промысел – каждый век отличается один от другого. Я считаю, наш век тоже должен что‑то добавить, что‑то изменить, потому что ничто не может стоять на месте. Надо сохранить традиции, но привнести в них новый взгляд», – уверена собеседница «БК».
«Это наш конёк»
Технология художественной резки по кости жива, хоть и утратила былую популярность. Мастера продолжают работать с самыми разными и редкими материалами: от доступной коровьей кости, рогов, до бивня мамонта, моржовых клыков и зубов кашалота. Проводятся выставки их работ, фестивали и конкурсы. В 2016 году Ольга Федухина заняла первое место на всероссийском фестивале «Косторезное искусство народов России» в номинации «Духовность в искусстве». И по сей день принимает участие в профессиональных событиях.
«На фестивалях я всегда удивляюсь, в частности, насколько разнятся цены, – поясняет Ольга Федухина. – У кого‑то работы стоят совсем недорого, у других – значительно больше: многое зависит от заказчиков и от того, как сам мастер оценивает свою вещь. Но хочу отметить, что наши – ломоносовские и архангельские – мастера заметно сдержаннее в этом вопросе, чем коллеги из Москвы или Магадана».

При этом известные косторезы называют холмогорскую резьбу «королевской» – такого тонкого и изящного ажура нет больше нигде. В этом узнаваемом во всем мире мастерстве – северное терпение, усидчивость и душа, считает Ольга Федухина. А настоящими мастерами остаются те, в чьей жизни сложились несколько факторов: время, природный талант, свой стиль и удача.
«Я не знаю, с чем это связано… Может с тем, что мы так бережно относимся к материалу: драгоценного мамонта у нас немного, и именно он позволяет делать тончайший на просвет ажур. И мы достигли «высшего пилотажа» в этом направлении, это наш конёк, – уверена Ольга Федухина. – Увидеть такие работы можно и у нас в Архангельске – в Музее изобразительных искусств».











