Ирина ФОКИНА | 01.06.2018 23:28:51
В 2017 году доходы бюджета Архангельской области от приватизации государственного имущества составили более 86 млн рублей. Однако самые дорогостоящие объекты, которые регион уже не первый год пытается передать в частные руки, так и не проданы. Как считают депутаты областного Собрания, в такой ситуации нужно максимально снижать цены. Но региональное министерство имущественных отношений придерживается другой тактики: выгодный покупатель обязательно появится, надо лишь подождать.
В 2017 году Архангельская область продала акции Северодвинской, Вельской и Котласской типографий, а также ОАО «Архангельскоблгаз» на общую сумму более 78 млн рублей. Из крупных объектов недвижимости удалось реализовать лишь административное здание на ул. Дорожников, и то путем публичного предложения – меньше чем за половину первоначальной стоимости (5,5 млн рублей и более 13 млн рублей соответственно). В общей сложности на продаже недвижимости регион заработал лишь около 8 млн рублей.
В списке принадлежащих области предприятий, акции которых выставлялись в 2017 году на продажу, но не были приватизированы, значатся «Агрофирма Вельская» (950 млн рублей), «Котласское дорожное ремонтно-строительное управление» (почти 783 млн рублей), «Плесецкое дорожное управление» (более 931 млн рублей). На ценные бумаги просто не нашлось покупателей.
«Пакеты акций Плесецкого дорожного управления выставлялись и в 2016 году, а в 2017-м мы вновь пытались продать их за эту же цену, без понижения? Я не понимаю: это делается для вида или мы реально хотим продать имущество? Покупателей-то нет вообще!» – отметил председатель областного Собрания депутатов Виктор НОВОЖИЛОВ, когда этот вопрос обсуждался на сессии.
Как пояснила министр имущественных отношений Архангельской области Ирина КОВАЛЁВА, самостоятельно ведомство не может устанавливать и изменять цены на продаваемые объекты и акции. Их стоимость каждые полгода определяется независимым оценщиком, с которым через аукцион заключает договор региональное контрактное агентство.
«У нас были прецеденты, когда акции уходили со второго аукциона по той же цене. Например, «Архречпорт» мы выставляли на торги трижды, и в итоге пакет акций все же был куплен по рыночной цене. Единственный альтернативный вариант – процедура публичного предложения, при которой, напомню, торг идет не на повышение цены, а на понижение, но максимум до половины стоимости. Мы ведь не отказываемся от приватизации: если купят – продадим. Но получит ли регион выгоду, если отдавать имущество за полцены? Лучше подождать подходящего покупателя», – считает Ирина Ковалёва.
Со слов министра, все предприятия, чьи акции не удалось продать, все же работают с прибылью и отчисляют в бюджет Архангельской области 35% дохода. В 2017 году общая сумма дивидендов составила около 80 млн рублей.
«Имущество Архангельской области делится на три типа: находящееся в оперативном управлении, в хозяйственном ведении и в казне, – уточнила Ирина Ковалёва. – Сейчас в казне недвижимости нет – вся задействована. Те 17 объектов, которые мы продали в прошлом году, – это всякие склады, расположенные в лесах, они региону не нужны. Если выясняется, что госпредприятия не используют какую-то ликвидную недвижимость, мы забираем ее и отдаем другим. Это уже хорошие объекты, не хлам всякий. Своя недвижимость в резерве области нужна: если мы избавимся от всего имущества, бизнес поднимет цены на аренду помещений, и мы будем вынуждены пойти на невыгодные условия. Сейчас пустых площадей много, и все ждут, что государство будет их арендовать».
Но такие рассуждения депутатов не убедили. По мнению большинства из них, результат работы министерства по продаже государственного имущества близок к нулю: «мыльный пузырь» активов, повисших балластом на содержании у региона, не уменьшается.
«Я уже больше десяти лет поднимаю вопрос о том, что ни в муниципалитетах, ни на уровне государственной власти Архангельской области не нужно такое громадное количество активов, – заявил председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Архангельского областного Собрания депутатов Виктор КАЗАРИНОВ. – Большая часть этого имущества, которое могло бы быть продано по рыночной цене десять и даже еще пять лет назад, сегодня никому не требуется и за полцены. Ситуация в экономике не улучшается, но в то же время идет активное строительство новых объектов, то есть с каждым годом ликвидность нашей древней недвижимости падает. В итоге сидим на этих объектах, как собака на сене, причем сено-то даже не свежее, а мы несем громадные издержки, чтобы его хранить».
По убеждению Виктора Казаринова, государство и муниципалитеты – самый неэффективный собственник. Госпредприятия, обладая большим количеством помещений, не сильно «заморачиваются» целесообразностью их использования. В результате актив, который можно было бы продать за сотню-другую миллионов, выполняет маленькую государственную функцию, при этом не принося доходов. От такого балласта, пусть даже профильного, нужно как можно скорее избавляться. Гораздо выгоднее, считает депутат, не держать недвижимость в собственности вообще, а все-таки именно брать ее в аренду у предпринимателей, тем самым переложив обязанность по содержанию и ремонту объектов. Для них это обходится куда дешевле, потому что не надо проводить торги и заключать контракты.
«Области нужно перейти на рыночную систему работы с недвижимостью. Приведу простую аналогию из жизни. Сегодня рыночная ситуация такая: чтобы съездить в аэропорт, выгоднее заказать такси, поддержав тем самым этот бизнес, чем ехать на своем внедорожнике, тратить бензин и платить за парковку. Если бы государство брало имущество в аренду, оно стало бы лучше просчитывать эффективность его использования. К тому же это стимул для развития бизнеса. Ради договора аренды на 25 лет предприниматель специально построил бы, например, детский садик со всеми требуемыми параметрами. И сам бы его содержал. Затраты бюджета, между тем, стали бы прогнозируемыми, рыночными, минимальными и пропала бы коррупционная составляющая», – уверен Виктор Казаринов.