ИЛИМ-ПАЛП_2020
Финам

Индустрия «умных» развлечений в Архангельске восстанавливается после пандемии


Рина КОСТИНА. Фото Алексея Липницкого и vk.com/mzgb_arh | 19.04.2021 11:04:04
Индустрия «умных» развлечений в Архангельске восстанавливается после пандемии

Попутешествовать по морскому дну среди кораллов, черепашек и медуз, угадать все мелодии и побросать кости – и все это, не выезжая из города. Архангельская индустрия интеллектуальных игр не отстает от столичных. Местный бизнес старается выделиться на рынке за счет уникальных продуктов, даже если они приносят незначительную прибыль. Как рассказали «БК» создатели «умных» развлечений, трансформировать подходы к работе заставила пандемия, восстановиться после которой они планируют в этом году.


Рынок «умных» игр в России начал серьезно формироваться меньше 10 лет назад вместе с появлением офлайн-квестов и паб-квизов, став сегодня развитой бизнес-нишей с большим количеством игроков и высокой конкуренцией. В Архангельске тоже работают квест-румы и квесты на выезд, несколько паб-квизов, проходят игротеки и игры в шлеме виртуальной реальности.

Квест на выживание

Первые российские квест-румы появились в 2013 году, а через 2-3 года спрос на них достиг максимума. В одной только Москве можно было насчитать около 800 разных квестов. Тогда на рынке работали как самые технологичные игры в мире, так и локации-однодневки с дешевым реквизитом. По данным института общественного мнения «Анкетолог» на 1 сентября 2020 года, 7% жителей российских городов хотя бы однажды ходили на квест, 14% хотели бы сделать это в ближайшее время.

К началу пандемии ажиотаж на рынке квестов остался позади, однако индустрия была далека от кризиса. По данным агрегатора «Мир квестов», на начало 2020-го в России насчитывалось около 4,5 тысячи квест-румов. Для сравнения: в США в 2019 году, по сообщению Bloomberg со ссылкой на Room Escape Artist, было зарегистрировано 2,5 тысячи таких комнат. Перед коронавирусной катастрофой в России существовал сформировавшийся и ровно работающий рынок с опытными игроками и эффективными бизнес-моделями. Локдаун фактически парализовал индустрию и заставил компании «перепридумывать» свои услуги.


5-6% – столько квест-румов, по данным агрегатора «Мир квестов», закрылось в России из-за пандемии.

Сейчас отечественный рынок офлайн-квестов находится в стагнации и пытается выйти на докризисные показатели. За время локдауна владельцы сетей квестов копили долги за аренду и обслуживание комнат, которые теперь нужно отрабатывать. Тем не менее индустрия не собирается «падать»: в ее планах – трансформироваться, чтобы предложить публике новый продукт, развлечения для больших организаций и корпоративов.

Для архангельской «Квестории» 2020 год стал самым сложным за все время существования. В апреле – мае компания потеряла 100% выручки, средний доход за год снизился на 50-70%. При этом никуда не делись обязательные расходы: аренда помещения площадью 100 кв. м, покупка реквизита и расходных материалов для игр, роялти. Не говоря уже о сценариях для квестов. Для создания истории нужно прописать легенду каждого из 20-30 персонажей, увязать их друг с другом. Сюжет должен без проблем играться на любое количество участников (например, от 7 до 35), а темы – отличаться друг от друга. В целом на «сборку» каждого квеста уходит несколько месяцев работы сценаристов, редакторов и корректоров.

«Мы проводим игры как у нас в квест-клубе, так и на выезде, – рассказала представитель «Квестории» в Архангельске Мила АНТОНОВА. – Выездные игры популярны и у взрослых (приезжаем в офис на корпоратив, домой на день рождения или в кафе на вечер с друзьями), и у детей (организуем праздники для детей от 8 лет, выпускные для 4, 9 и 11 классов). В среднем в месяц получается от 20 до 30 игр. Обычно группа – 8-10 человек, но число участников не ограничено. Мы проводили корпоративные мероприятия и для компаний по 120-150 человек. Корпоративы, как правило, у нас заказывают на Новый год, 23 Февраля, 8 Марта. Летом – на время выездов на природу и на профессиональные праздники, обычно по 1-2 в месяц. На Новый год, понятно, трафик в разы больше».

Новые форматы позволили снизить некоторые издержки, однако зарабатывать на этом большинство игроков рынка не смогло.

«Еще до пандемии мы выезжали с играми на дом. Во время локдауна стали проводить и онлайн-квесты. Но спрос на них в нашем городе был невысоким. Выручка от онлайна составила не более 5% от среднемесячных показателей. Все-таки люди привыкли общаться вживую. На докризисные показатели «Квестория» смогла выйти в 2021 году», – добавила Мила Антонова.

Минута на размышление

Телепередача «Что? Где? Когда?» существует уже 46 лет, викторина «Своя игра» – 27 лет. Рынок «умных» игр в России появился давно, но активно формироваться начал несколько лет назад. Толчком к развитию стало появление паб-квизов – командных викторин с вопросами на эрудицию, которые проводятся в барах и ресторанах.

И спортивная версия «Что? Где? Когда?», и квизы, и другие викторины устроены примерно одинаково. Желающие поиграть чаще всего приходят компаниями по пять-восемь человек. Каждая команда платит вступительный взнос.

Игра длится два-три часа. Ведущий читает вопрос, и у команды есть минута на размышление. После этого капитан пишет ответ на листочке и сдает помощникам ведущего. Каждый правильный ответ приносит команде очки. Кто в итоге набрал их больше, тот и победил.

mozgoboinya.jpg

Один из самых известных российских квизов «Мозгобойня» открылся в нашем городе в 2016 году. Как рассказала руководитель «Мозгобойни» в Архангельске Екатерина НАВОЛОЦКАЯ, за пять лет еженедельная посещаемость игры выросла со 100 до 600 человек. В продуктовой линейке компании, помимо классического турнира, появились дополнительные предложения: тематические игры (например, спорт, «назад в 90-е», Гарри Поттер), корпоративная лига (игра, где в несколько этапов соревнуются компании города), детская «Мозгобойня» (для школьников), «Мозгопати» (домашняя игра для компании друзей или семьи), «Туц-Туц квиз» – музыкальный турнир.

«После возобновления работы мы еще проходим процесс восстановления, количество участников квизов сократилось на 30%, – констатирует Екатерина Наволоцкая. – На данный момент проводим 3-4 игры в неделю, 3-4 раза в месяц. В них участвует от 300 до 400 человек. Корпоративную лигу и детскую «Мозгобойню» приостановили в связи с пандемией, а так бы еще 2-4 игры добавились в месяц. Маржинальность бизнеса варьируется от 50 до 60%».

Как отмечает Екатерина Наволоцкая, рынок интеллектуальных игр в Архангельске развит: помимо «Мозгобойни» есть еще четыре квиза, которые также неплохо функционируют. Однако особо выраженной конкуренции нет, считает она. Аудитория хоть и пересекается, но у каждой игры есть свои почитатели.

«Настольный» бизнес

Как отмечают эксперты, на протяжении последних лет российский рынок настольных игр ежегодно показывал рост на уровне 10-20%. Пандемия не только не замедлила, но и ускорила темпы его развития. Маркет-плейсы «Wildberries» и «Яндекс Маркет» отметили, что продажи настольных игр на фоне самоизоляции в марте-апреле прошлого года выросли более чем в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Чаще всего покупатели приобретали настольные игры, которые подходят для совместного досуга семьи – «Монополию», «Морской бой», «Дженгу», а также карточные игры.

Рост продаж настольных игр в начале апреля 2020 года зафиксировали также в интернет-магазине «Республика». В категории «настолок» для взрослых наиболее популярными у покупателей были игры, связанные с ассоциациями и объяснением карточек, такие как «Имаджинариум», ролевые карточные игры, например «Манчкин», а также аналоги «Мафии» – продажи выросли до 10 раз.

Однако такой успех на фоне коронавируса пришел не ко всем. У единственного в Архангельске специализированного магазина настольных игр «Недомино» во время пандемии выручка упала в два раза. Чтобы не разориться, компания ввела услуги доставки «настолок» на дом и под заказ.

ushin_nedomino.jpg

«Если какой-то игры нет у нас в магазине, мы привозим ее покупателю, – пояснил владелец «Недомино» Алексей ЮШИН. – Сейчас снова начинаем чувствовать интерес со стороны клиентов как к покупкам, так и к нашей бесплатной игротеке».

Для привлечения клиентов «Недомино» постоянно проводит как бесплатные, так и платные турниры с призами по разным настольным играм. Например, в феврале 2020 года магазин организовал городской чемпионат по игре «Каркассон», а в мае этого года планирует провести большой чемпионат по игре «Звездные империи». Турниры собирают в среднем 15-20 человек.

«На турнирах особо не зарабатываем, – говорит Алексей Юшин. – Используем их исключительно в рекламных целях. Конечно, если на играх появляются новички, то стараемся их удержать в магазине и сделать постоянными покупателями. В целом же бизнес по продаже «настолок» трудно назвать прибыльным. Мы долго собирали нашу библиотеку игр (почти 400 коробок). Стоимость проката в 200 рублей за коробку никогда не покроет наших затрат, тем более что игры приходится регулярно обновлять».

По оценкам Алексея Юшина, «Недомино» сможет «очнуться» после коронавирусного кризиса не раньше конца года.

Шлем игрока

Один из самых свежих продуктов на рынке интеллектуальных развлечений – игры в виртуальной реальности. Оборудование в виде шлема и ручных манипуляторов позволяет игроку не только сидеть и смотреть по сторонам, но и перемещаться по игровому полю, выполнять различные движения и взаимодействовать с виртуальным миром.

ovsyankin_igri_rasuma.jpg

Иван ОВСЯНКИН, владелец клуба виртуальной реальности «Игра разума», работающего на рынке Архангельска четвертый год, отмечает, что популярность таких игр медленно, но растет.

«Люди, попробовав сыграть в виртуальной реальности, как правило, становятся нашими постоянными клиентами. Наш среднестатистический посетитель – мальчик 9-15 лет, но мы стараемся не сужать целевую аудиторию. Популярность VR растет не очень быстро из-за предрассудков людей по поводу качества виртуальной реальности», – считает Иван Овсянкин.

Владелец «Игры разума» отмечает, что компания уже вышла на докризисные обороты благодаря высокой посещаемости: люди соскучились по развлечениям вне дома.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Тест-драйв «БК»

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей