ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 17:04

Единственный поставщик: возможны противопоказания. Контрольно-счетная палата проверила работу «Фармации»


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 01.06.2019 01:03:33
Единственный поставщик: возможны противопоказания. Контрольно-счетная палата проверила работу «Фармации»

В феврале 2018 года единственным поставщиком лекарств и медицинских изделий для государственных лечебных учреждений региона стало ГУП АО «Фармация». Областные депутаты согласились с этим по настоянию профильного министерства. Закон вызвал вопросы у антимонопольной службы, оспаривался в судах, но остался в силе. В начале 2019 года результаты работы предприятия с учетом нового статуса проверила контрольно-счетная палата. «Бардак» и «коллапс» – такие определения звучали на заседании общественного совета при КСП после рассказа аудиторов об итогах этой проверки.


Как отмечал, защищая законопроект, министр здравоохранения Архангельской области Антон КАРПУНОВ, «Фармация» имеет сеть из 137 аптек, и почти половина из них расположена в труднодоступных населенных пунктах региона – частные поставщики и аптечные сети туда заходят неохотно. По оценкам ведомства, благодаря налаженной логистике, оптовым закупкам экономия бюджетных денег должна была составить около 30%.

В то же время Архангельское УФАС России изначально указывало на возможные риски и признаки нарушения федеральных законов «О конкуренции» и «О контрактной системе» в преимущественном положении «Фармации». Вскоре начались и судебные разбирательства, затеянные московской компанией АО «Мастерфаст», которая тоже занималась поставками лекарств для больниц в нашем регионе. В декабре 2018 года точку в споре поставил Верховный суд России: областной закон относительно «Фармации» оставили в покое.

Однако, судя по результатам совместной проверки деятельности предприятия, проведенной контрольно-счетной палатой Архангельской области и правоохранительными органами, что-то изначально пошло не так...

Выполнить и перевыполнить

КСП проверяла работу «Фармации» в 2017 и 2018 годах. Учредитель предприятия, а им является министерство имущественных отношений Архангельской области, при непосредственном участии регионального минздрава устанавливает подопечному ГУПу плановые показатели по выручке, чистой прибыли и т. д. Аудитора КСП удивило, что норма по чистой прибыли на 2017 год была установлена меньше фактического результата 2016 года в 4,2 раза. То есть показатели эффективности ГУП заведомо занизили. В итоге перевыполнение показателей по прибыли от плановых за I кв. 2018 года составило более 2000%, за второй – свыше 500%! И это стало основанием для 100-процентного премирования руководителя «Фармации».

В 2018-м, несмотря на новый статус «Фармации», предполагающий значительный рост объемов закупок, оптовых продаж, учредитель дал по чистой прибыли план в три раза ниже факта по 2017 году. Перевыполнят его, по предварительным подсчетам КСП, уже 6,6 раза.

В положении об оплате труда на предприятии не оговорены индивидуальные условия для заместителей руководителя и главного бухгалтера: для них решение о персональных надбавках принималось непрозрачно – руководителем лично.

Расходы на эти поощрения и в 2017, и в 2018 годах составляли более 5 млн рублей.

Есть и еще одно интересное обстоятельство. Часть чистой прибыли «Фармация» расходовала на благотворительность и различные пожертвования. В 2017 году эта сумма составила 286 тысяч рублей, в 2018-м – 1 млн 450 тысяч. Это пожертвования Русской православной церкви, обществу помощи детям с особенностями развития «Ангел», но самая большая доля приходилась на футбольный клуб «Северная Двина». Как пояснила на заседании общественного совета аудитор контрольно-счетной палаты Архангельской области Людмила КОЛМОГОРОВА, эти расходы с учредителем не согласовывались.

Имели место также «иные расходы» на «социальные нужды»: на субаренду спортивных залов у фонда «Добрый мир», организацию торжественных мероприятий и фуршетов, экскурсий, аренду баз отдыха и пр.

«В целом областной бюджет, по нашим прогнозным расчетам, недополучил в 2017 году из прибыли 1 млн 828 тысяч и 2,5 млн в 2018-м», – уточнила аудитор.

Вне реального рынка

Аудиторы КПС также обратили внимание на показательную тенденцию в работе «Фармации»: выручка предприятия от оптовой торговли после получения статуса единственного поставщика выросла с 1,5 млрд в 2017 году до 1,9 млрд в 2018-м, однако себестоимость товаров (прежде всего это закупочные цены на лекарства и медицинские изделия для больниц области) при этом увеличилась на 33%. А в рознице ГУП – по аптечной сети – ни выручка, ни показатель себестоимости практически не изменились.

dementyev_a-big.jpg«То есть там, где идет борьба за покупателя, себестоимость товаров как бы осталась прежней. А там, где конкуренции, скажем так, нет и сбыт гарантирован, себестоимость галопом пошла вверх», – неоднократно подчеркнул председатель контрольно-счетной палаты Архангельской области Александр ДЕМЕНТЬЕВ.

«Фармация», как отмечают аудиторы, активно пользуется возможностью приобретать товары, минуя конкурентные способы закупок: это позволяет 223-й федеральный закон, более «мягкий», чем 44-й. И, к слову, по 2018 году более трети поставленных товаров приходится на конкретную фармацевтическую компанию из Санкт-Петербурга.

Предельная наценка, которую может устанавливать «Фармация», определена типовым контрактом: 15% на жизненно необходимые лекарственные препараты и лекарства, которые не входят в этот перечень, 25% на медицинские изделия. Нарушения случаются, но гораздо больше проблем связано со срывами сроков исполнения заявок от медучреждений.

В ожидании необходимого

Срочные заявки должны исполняться в течение трех календарных дней со дня их принятия, плановые заявки – в течение 40 рабочих дней или 56 календарных.

«Я приведу только несколько примеров по 2018 году. Коряжма, городская больница: вакцины для профилактики бешенства по срочной заявке поставлены в течение 26 календарных дней; лекарственные препараты для оказания экстренной помощи при остром инфаркте миокарда, остром периоде ишемического инсульта (5-6 наименований) – один препарат был привезен через 22 календарных дня, остальные препараты на момент проверки не были поставлены, – рассказала Людмила Колмогорова. – Типовой формой контракта предусмотрено подтверждение учреждением необходимости оказания срочной медицинской помощи. Этой нормы, как мы считаем, вообще не должно быть: срочность заявки должны определять врачи, а не поставщик лекарств».

Плановые заявки исполнялись в основном в срок от 70 до 180 дней. Очень много жалоб поступало со стороны учреждений здравоохранения, которые сомневались, что в таких условиях смогут обеспечить стабильное оказание медицинской помощи.

«Отдельно скажу о ситуации, сложившейся в Архангельской областной детской клинической больнице. На февраль 2018 года учреждение направило 23 заявки в региональное контрактное агентство. После наделения «Фармации» функциями единственного поставщика эти заявки переадресовали ей. Коммерческие предложения в больницу были направлены только спустя 52 дня после поступления запроса. Затем прошло еще 26 дней до того, как контракт был направлен на подписание. Дело в том, что сроки ответа «Фармации» на запрос коммерческих предложений не регламентированы, как и сроки подписания контракта. В итоге детская областная больница ждала поставки медикаментов практически полгода», – поясняет аудитор.

Срок поставки препаратов по решению врачебных комиссий, то есть когда есть срочность по жизненным показаниям, составлял от 27 до 157 дней. Детская областная больница била во все колокола, обращалась в мин­здрав, заваливала письмами «Фармацию», но на момент проведения контрольного мероприятия КСП в январе 2019 года многие заявки так и не были исполнены. До принятия областного закона, закрепляющего за ГУП функции единственного поставщика, АОДКБ справлялась с закупками самостоятельно и получала необходимое в приемлемые сроки.

Как прозвучало на заседании общественного совета, по этим фактам «Фармация» может быть привлечена к административной ответственности. В свою очередь медицинские учреждения тоже начали претензионную работу.

Второй ключевой целью принятия областного закона, после сокращения сроков поставки лекарств, заявлялась экономия бюджетных средств. Однако, по оценкам КСП, поскольку начальная максимальная цена контракта равна коммерческому предложению «Фармации», никакой экономии для региональной казны при таком алгоритме закупок не наблюдается. У предприятия нет большинства запрашиваемых больницами препаратов: получая заявки, ГУП также занимается их самостоятельным приобретением. В целом же, по опыту прошлых периодов, цены «Фармации» как поставщика, как правило, были чуть выше в сравнении с конкурентами.

«Модель легитимна и должна работать»

Необходимые лицензии и квалифицированный персонал, собственная уникальная в своем роде региональная сеть, склады и транспорт – все это у «Фармации» есть, и выполнять функции единственного поставщика предприятие, в принципе, в состоянии. Почему же не заработало?

По оценкам КСП, подготовительный период был упущен. Единая информационная система, через которую должны были аккумулироваться запросы медицинских учреждений, учитываться закупки, перераспределяться остатки, на момент проверки так и не была внедрена. Под новые полномочия «Фармации» разрешили увеличить штатную численность на 28 единиц, но стольких специалистов не набрали. Областной закон принимался с четким условием: создать наблюдательный совет, положение о нем было утверждено губернатором. Но, как дипломатично сообщили аудиторы КСП, информации о персональном составе совета и протоколов его заседаний по сей день нет.

«На сегодня можно констатировать: успешной реализацию этого начинания назвать нельзя, – считает Александр Дементьев. – Цели и задачи, которые ставились при принятии этого областного закона, по большей части не достигнуты. Очень серьезная ситуация в 2018 году сложилась в детской областной больнице, которая, когда имела полномочия, все свои заявки своевременно отдавала в региональное контрактное агентство. Я представляю себя на месте главного врача, от которого требуют обосновать, почему срочная заявка на препарат должна быть исполнена за три дня. Мы очень надеемся, что до конца этого года министерство здравоохранения и «Фармация» скоординируют свои действия, учтут замечания и предложения КСП, депутатов, главных врачей. Областной закон никто не отменял, утвержденная модель легитимна и должна работать».

Прямая речь

emmanuilov_sd.jpgСергей ЭММАНУИЛОВ, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по социальной политике, здравоохранению и спорту:

– Можно шуметь сколько угодно, но речь идет об эффективности государственного управления. Есть конкретные люди, которые несут ответственность за реализацию этого закона. Обсуждая его в областном Собрании, мы говорили о том, что есть поле для злоупотреблений, но оно было «обложено флажками» контроля. Почему с этой задачей не справились, почему не удалось обеспечить необходимого взаимодействия между министерством здравоохранения и «Фармацией»? К сожалению, во второй половине 2018 года этот «бардак» достиг апогея. Фактически была потеряна управляемость, больницы вынужденно возвращаются на самостоятельные закупки. Они делают запрос цен у «Фармации» и других потенциальных поставщиков лекарств, сравнивают и видят, что у «Фармации» заведомо дороже. Большинство больниц, где главные врачи способны жестко управлять этими процессами, стали выпадать из этой системы централизованных закупок. Сама модель эффективна, но, повторюсь, при условии жесточайшего контроля.

arsentyev_igor.jpgИгорь АРСЕНТЬЕВ, депутат Архангельского областного Собрания:

– Необходимо провести тщательную проверку всей финансово-хозяйственной деятельности «Фармации». Работа предприятия вызывает массу нареканий как со стороны руководителей учреждений здравоохранения, так и у жителей области. Например, задержки поставок жизненно необходимых лекарственных препаратов для соматического отделения и отделения реанимации детской областной больницы составляли до полугода! Это вопиющий случай, но, судя по информации из медучреждений, сроки поставок не соблюдаются практически повсеместно. Порядка 46% аптечных пунктов «Фармации» расположены в небольших поселениях и являются там единственными. Но цены у ГУП существенно выше, чем на аналогичные препараты, если бы их можно было купить в других аптечных сетях.

Назрела необходимость вернуться к обсуждению областного закона, дающего «Фармации» статус единственного поставщика.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей