ИЛИМ
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Пятница, 14 июня, 2024 06:29

В Архангельской области высокий спрос на уличные площадки питания


Наталья МЧЕДЛИДЗЕ, директор по маркетингу ООО «Норд-Коммерц», бизнес-консультант | 27.03.2023 13:35:25
В Архангельской области высокий спрос на уличные площадки питания

Сегодня многие молодые люди желают создать бизнес, но не могут найти нишу. В связи с этим вспомнился разговор с моим партнёром из Норвегии, который когда‑то сказал: «У вас деньги лежат под ногами, вы просто их не видите». Это утверждение меня тогда удивило. Однако дальнейшая консалтинговая деятельность показала его правоту. Идеи начинающих предпринимателей чаще всего базируются либо на попытке монетизировать хобби без понимания спроса, либо на непродуманной и – главное – непросчитанной задумке.


В этой статье я хочу рассказать об одной нише, которую отличает высокий спрос и минимальное предложение, – организации уличного питания. Реализация этой идеи предоставит любому, кто хотел бы заняться бизнесом, шанс попробовать себя в качестве начинающего предпринимателя. Для действующих предприятий питания – это возможность развить продажи, нарастив выручку; для администрации города – возможность продемонстрировать заботу, внимание к запросам гостей и горожан, содействовать развитию регионального туризма и территории.

Кушать хочется и в кризис

Вначале представлю саму идею. Во всём мире растёт популярность уличной еды. В России такая практика распространена преимущественно в больших городах. Небольшие города, я уверена, вообще не рассматривают это направление как способ продвинуть территорию через сферу туризма и питания.

Мне могут возразить, что Архангельск находится в холодной зоне и уличное питание здесь неуместно. Однако, как показывает практика, эта услуга популярна в странах с аналогичным нашему климатом. Уличное питание стало модным.

Климат региона меняется в сторону потепления, и лето становится более мягким. Горожане полюбили наши набережные, которые стали уютной зоной для отдыха и развлечений, занятий спортом. И гости, и жители Архангельска отмечают красоту природы, интересные экскурсии и в то же время констатируют, что, к сожалению, очень мало мест, где можно посидеть за чашечкой кофе, выпить домашнего лимонада, перекусить, наслаждаясь вкусно приготовленной едой.

street_food.jpg

Всплеск уличного питания в городе можно наблюдать преимущественно в период Маргаритинской ярмарки. Однако это мероприятие – лишь маленькая толика с точки зрения использования этой возможности. Вопрос организации уличного питания поднимался на XVI региональном торговом форуме в ноябре 2022 года, решение которого поддержал департамент развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Однако дальше дело не пошло, судя по отсутствию информационных сообщений.

Уличное питание в Архангельске имеет небольшой и неудачный опыт. Несколько лет назад на набережной размещались палатки, владельцы которых предлагали преимущественно напитки и шашлыки. Большинство из них имело малопривлекательный внешний вид, а в конце дня в маленьких урнах скапливались горы мусора, на что указывали гости и жители города. Ситуация требовала от администрации кардинальных решений, которые привели к тому, что на набережной не осталось ничего вообще.

А что со спросом? Количество гостей возросло в разы. Этому способствовали приведённая в порядок набережная и выстроенные туристические маршруты, которыми интересуются и сами архангелогородцы.

Физиологическую потребность в еде нельзя недооценивать. В условиях кризиса население может отказаться от многих благ, но от еды не откажется никогда. А впереди летний сезон – время высокой активности туристов, отдыха горожан. Население Архангельска любит проводить свой досуг у реки. Тем более что немногие сегодня планируют отдых за пределами региона.

Туристический поток Архангельской области в 2022‑м по сравнению с предыдущим годом увеличился на 10%. В этом году ожидаются три туристических поезда, которые намерены останавливаться в нашем городе. Следовательно, каждый раз нас ждёт резкий взлёт количества гостей одномоментно.

Проблемой будущего летнего сезона, что очевидно, станет нехватка площадок, где можно отдохнуть и перекусить, учитывая туристические маршруты и наличие туалетов. Последних, кстати, крайне мало, они платные и часто закрыты.

Прежде чем начать

Сегодня на набережной можно увидеть только два объекта уличного питания, один из которых не работает. Следовательно, заметной конкуренции нет. Я это связываю с бюрократической составляющей. Она заключается в том, что вы должны выполнить как минимум 11 шагов к созданию своего бизнеса, суть которых состоит в следующем:

1. Прежде всего необходимо обратиться в администрацию города, где вас познакомят с условиями участия в аукционе на право заключения договора по размещению точки питания на территории. Хотя мне непонятно: зачем нужен аукцион, если стратегической целью развития города заявлено развитие туризма? Как отметил на том же форуме директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов, чем больше будет таких точек, тем лучше для решения стратегических задач.

2. Если вы выиграете аукцион, нужно заплатить за аренду участка земли, где будет размещена ваша точка питания. В 2022 году платёж составлял 156 тысяч руб­лей, но каждый год сумма меняется. Оговоримся, что если вы имеете землю в собственности, то размещаете там свою точку питания без участия в торгах.

3. Затем вашу точку необходимо согласовать с администрацией округа. Цель? Внести ваш объект в реестр.

4. Поскольку вы будете использовать электроэнергию и воду, следует заключить договор с энергетиками и РВК-Архангельск.

5. Открыть ИП.

6. Если вы начинающий предприниматель, необходимо подать заявление в Рос­потребнадзор о начале предпринимательской деятельности с указанием определённого кода – услуги розничной торговли или услуги общественного питания.

7. Осуществить две регистрации во ФГИС «Меркурий»: для соблюдения ветеринарного законодательства и оформления кассового оборудования.

8. Сформировать информацию для потребителя с копией документов.

9. Определить режим работы нестационарного торгового объекта, снабдить его вывеской. Кстати, придумайте оригинальное название, учитывая целевую аудиторию, которую собираетесь кормить. Если это молодёжь, оно должно быть креативным, чтобы привлечь внимание. Если преимущественно гости города – ориентируйтесь на них. Можно устроить конкурс среди целевой аудитории на лучшее предложение по названию точки питания, поблагодарив подарком.

10. Продавец должен иметь санитарную книжку с отметками о прохождении медкомиссии и санитарно-гигиенического обучения, а также санитарную форму.

11. При реализации продовольственных и кулинарных изделий необходимы декларации о соответствии.

«Бургер, пожалуйста!»

На этом ваша работа не завершается. Кроме перечисленного выше, необходимо определить вариант работы.

Первый вариант – открытая площадка, которая может быть дополнена столиками и зонтами от солнца и непогоды. Площадку целесообразно оформить декоративными ящиками с цветами. Это позволит сделать место уютным и «отстроиться» от конкурентов, если таковые будут. Второй вариант – автомобильное кафе (фудтрак), еда в котором отпускается навынос. Можно сочетать эти два варианта, установив пару столиков у автомобильного кафе.

Цена автомобиля-кафе имеет широкий диапазон – от 300 тысяч руб­лей и выше – и зависит от того, что вы планируете предлагать вашим клиентам, то есть от представленного в нём оборудования.

fudtrack.jpg

Что можно предложить гостям и жителям города? Здесь два пути. Либо это монопродукты: хот-доги, картофель фри, попкорн, блины с разными начинками, сосиски, бургеры, кукуруза, шаурма, пончики и др. Либо широкий ассортимент всего вышеперечисленного. Но в этом случае следует учесть, что время обслуживания будет затягиваться, а клиенты ждать не любят.

Продукты для перекуса должны быть удобными, умещаться в одной руке, чтобы при желании можно было есть их на ходу. Оптимальная уличная еда и напитки просты в приготовлении, вкусны, быстро готовятся и доступны по цене.

Оптимальный ценник

По количеству клиентов у торговой точки можно судить о степени удовлетворённости предложением. Если вы хотите иметь постоянных клиентов, стремитесь сохранять качество приготовляемой еды. А этому нужно и можно учиться. Средний чек не должен превышать 150-250 руб. В выходные и праздничные дни он будет выше, поскольку горожане отдыхают семьями, группами с друзьями и гостями. Если в день вы обслужите 500 человек, то выручка вашего заведения составит 75-125 тысяч руб­лей.

Почему цены не должны быть высокими? Спросите у гостей и горожан, какую сумму они готовы потратить на питание вне дома. И вы получите ответы, пользуясь которыми установите цены на продукты и напитки. Мои опросы потенциальных потребителей уличной еды, показали, что на питание вне дома жители и гости города готовы тратить 200-250 руб­лей.

Не стоит забывать и то, что население включило режим экономии расходов и не станет переплачивать. В этом случае бизнес может заработать только на объёме проданного. Предложение дорогого продукта сведёт продажи к минимуму. Окончательно определить уровень цен на еду и напитки можно после расчёта точки безубыточности: учёта всех расходов, которые вы понесёте на создание бизнеса, и прогноза продаж.

Поэтому тщательно подходите к формированию бюджета. Он будет включать оплату уже перечисленных услуг, затраты на оборудование, продукты, заработную плату. Чтобы исключить списание скоропортящихся продуктов, минимизируйте их количество в меню, уделив внимание продуктам глубокой заморозки и длительного хранения.

Как любой бизнес, уличное питание имеет сильные и слабые стороны, и с этим нужно считаться. Сильными сторонами являются: окупаемость – стартовать можно и с 500 тысячами руб­лей и в дальнейшем, если результаты вас порадуют, развивать нишу, а также высокий спрос и низкий уровень конкуренции. Слабые стороны – сезонность бизнеса и персонал, который трудно найти, даже несмотря на то, что летом студенты свободны от учёбы и у них есть прекрасная возможность для заработка.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей