ИЛИМ-ПАЛП_2020
Финам

Упрощенка как «мышеловка» или есть ли жизнь в упрощенке


Николай НЕКРАСОВ, управляющий ООО «БЭНЦ» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр) | 28.04.2021 10:43:34
Упрощенка как «мышеловка» или есть ли жизнь в упрощенке

Казалось бы, уже миллион раз сказано, прежде чем менять налоговый режим, надо хорошо взвесить все аспекты, связанные с этим решением. В частности, переход на упрощенку кроме очевидных налоговых послаблений таит в себе и некоторые весьма негативные последствия.


Например, компания после перехода с общего режима налогообложения на упрощенку запросто может потерять часть своих традиционных покупателей, поскольку не все покупатели будут готовы покупать ее продукцию по прежним ценам, но без входного НДС. И тогда переход на упрощенку для такой компании становится мышеловкой – зайти легко, а выйти уже невозможно. И негативные налоговые последствия могут быть просто катастрофическими, если при этом вести себя неразумно, но … если преимущества упрощенки использовать умело, то она становится очень даже выгодной. Все дело в глубоком понимании ситуации.

На примере арбитражной практики (см. дело А76-45725/2019) Николай Некрасов (8-921-490-91-91) управляющий ООО «БЭНЦ» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр») www.aetc.ru. расскажет, как в такую мышеловку угодил Миасский керамический завод, что он делал неразумно в такой ситуации и как ему следовало себя вести. А читатели статьи смогут извлечь для себя пользу из этой поучительной истории.

Миасский керамический завод решил перейти с общего режима налогообложения на упрощенку с 2019 года, заранее подав в ИФНС уведомление об этом. Вернуться назад, в случае если завод передумал переходить на УСН можно было лишь при условии, если бы завод уведомил об этом налоговый орган не позднее 15 января 2019 года. После этой даты вернуться обратно на общий налоговый режим до конца 2019 года заводу было уже невозможно (см. п. 6 ст.346.13 НК РФ).

Но первые 9-10 дней января это же праздники, покупателей еще нет, работа еще не началась. А потом пришли первые покупатели и узнав о том, что завод перешел на упрощенку, стали отказываться от покупки продукции завода, мотивируя это тем, что им обязательно нужен входной НДС. Без НДС многие традиционные покупатели завода отказывались покупать продукцию завода. Что делать? Как удержать покупателей?

И завод решил продавать покупателям свою продукцию, как и ранее с НДС. Но, подать в ИФНС уведомление о своем возврате на общий режим налогообложения до 15-го января 2019 года или забыли, или просто не догадались из-за слабого знания налогового законодательства. А мышеловка уже захлопнулась, обратно на общий режим налогообложения до конца 2019 года уже не выйти.

В итоге, в первом квартале 2019 года на заводе сложилась ситуация при которой завод официально с 01.01.2019 года находясь на упрощенном режиме налогообложения (доходы минус расходы), тем не менее фактически остался на общем режиме налогообложения. Руководство завода наивно полагало, что фактическое применение заводом своего учета как и прежде по правилам общего режима налогообложения, дает ему основания для не применения правил упрощенного режима налогообложения. Хотя совершенно очевидно, что при упрощенке тот НДС, который завод указал в своих счетах-фактурах – подлежит уплате в бюджет, а тот НДС, который завод получил в счетах-фактурах своих поставщиков, к вычету уже не принимается.

Это была следующая ошибка руководства завода. Они видимо не осознавали, что уже совершив одну ошибку по необдуманному переходу на УСН, они затем совершают еще одну ошибку – продают покупателям товары с НДС, а это был прямой путь к катастрофе.

Получив декларацию завода по НДС за 1 квартал 2019 года, Инспекция естественно отказала заводу в вычетах входного НДС, мотивируя это тем, что завод находится на УСН и права на вычет НДС из бюджета не имеет. А вот за НДС к уплате в бюджет – как говорится большое русское мерси. Завод пытался оспорить это в суде, но дело в итоге проиграл. На мой взгляд, даже не имеет смысла описывать все перипетии прошедшего суда, поскольку итог очевиден – упрощенка работает по принципу мышеловки – войти легко, выйти невозможно ….По крайней мере до конца года.

Но, как говорит народная мудрость, учиться желательно на чужих ошибках. Для меня лично, как для человека, профессионально занимающегося налогами, этот судебный пример вызывает большой и живой интерес совсем не его безвыходностью, а как раз наоборот – поиском разумного выхода из этой ситуации. В народе говорят – «из любой ситуации есть как минимум два выхода», а так же - «из двух зол выбирают меньшее».

Поэтому в этой статье я попытаюсь (чисто теоретически) поискать выход из этой ситуации, в которую попал завод, руководствуясь поиском «меньшего из двух зол». Перефразируя образное сравнение с мышеловкой, я предлагаю подумать о том, как завод мог и должен был прожить этот 2019 год, уже находясь в этой мышеловке?

А выход есть – он достаточно прост. Завод должен был поговорить со своимипокупателями и предложить им снижение цен на свою продукцию как раз на сумму НДС. Надо было убедить покупателей, что право на вычет НДС из бюджета они получали лишь после уплаты этого НДС продавцу. Но если покупателю не надо будет уплачивать НДС заводу (продукция станет дешевле как раз на сумму НДС), то значит покупатель ничего и не потеряет, не получив права на вычет входного НДС, которого в цене завода не будет. 

Более того, снижение цены на продукцию завода в связи с его переходом на УСН наоборот повысит конкурентоспособность продукции завода и привлечет внимание тех покупателей, которые и сами находятся на упрощенке и которым не нужен входной НДС. И тогда то, что вчера было проблемой, сегодня становится уже конкурентным преимуществом завода. Оказывается, жить в мышеловке тоже можно, причем очень даже неплохо. Приведу условный пример на цифрах.

В 2018 году завод продавал продукцию по цене 1200 руб., в т.ч. НДС 200 руб., а тратил на производство продукции 900 руб., в т.ч. НДС. 150 руб.. В 2018 году завод уплачивал в бюджет НДС в сумме 50 (200 – 150) руб., и налог на прибыль в сумме 50 руб. (((1200 – 200) – (900 – 150) х 20%).Итого общее налоговое бремя завода 100 (50 + 50) руб.

В 2019 году завод совершил ошибку и стал продавать свою продукцию по прежней цене 1200 руб., в т.ч. НДС 200 руб., а тратил на производство продукции все те же 900 руб., в т.ч. НДС. 150 руб.. В итоге в 2019 году завод должен уплатить в бюджет НДС в сумме 200 руб. (поскольку вычета НДС из бюджета ИФНС ему не даст) руб., и налог по УСН в сумме 15 руб. ((1200 – 200) – 900 х 15%).Итого общее налоговое бремя завода 215 (200 + 15) руб.

А как надо было поступить заводу? В 2019 году находясь на упрощенке (уж коли так случилось) завод должен был продавать свою продукцию по цене 1000 руб. без НДС, а тратил на производство продукции все те же 900 руб., в т.ч. НДС. 150 руб.. В итоге в 2019 году завод уплатил бы в бюджет ноль рублей НДС и налог по УСН в сумме 15 руб. ((1000 – 900) х 15%). Итого общее налоговое бремя завода 15 руб.

Сравните 100 руб. налогов в 2018 году на общем режиме налогообложения, и 15 руб. в 2019 году на УСН. И все это при одинаковых финансовых показателях деятельности завода. И где здесь катастрофа? Вот как на мой взгляд должен был вести себя Миасский керамический завод находясь на режиме УСН. Не надо было паниковать, не надо было совершать необдуманных действий, а надо было просто включить голову и начать работать со своими покупателями, убеждая их и объясняя им, что их интересы от перехода завода на УСНне пострадают, поскольку завод снизит свои цены как раз на тот НДС, который завод перейдя на УСН уплачивать уже не обязан.

На мой взгляд, все так просто, что даже немного обидно за Миасский керамический завод. Мораль – если сам не понимаешь, так хоть к хорошим консультантам обратись, что бы они объяснили и подсказали выход из этой ситуации.

Удачи всем нам. Спасибо за внимание. 

ООО «БЭНЦ»:
Архангельск, ул. Шубина, д. 5, оф. 25
Тел.: (8182) 65-65-73, 65-61-76, 65-09-25, +7 921 490-9191 
E-mail: n.nekrasov@aetc.ru
www.aetc.ru

Другие полезные публикации - 
в рубрике Советы аудитора






Возврат к списку

Тест-драйв «БК»

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей