ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 21:54

Не всё то золото, что блестит...


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 08.08.2004 09:00:00

Начало геологических исследований на Новой Земле относится к последней четверти XIX века. В 1882 году архангельский губернатор ходатайствовал перед министром земледелия и государственных имуществ, в чьём ведении находился вновь созданный Геологический комитет, об организации внеплановой экспедиции на арктический архипелаг...

В докладе, поданном царю, был высказан важный аргумент: изучение в геологическом отношении этой мало изученной части Российской империи представляет значительный научный и практический интерес. Высочайшее соизволение последовало 1 мая 1895 года, а летом к островам, расположенным вдоль побережья Белого и Баренцева морей, на разведку полезных ископаемых отправилась экспедиция русского учёного Феодосия Чернышева. Только тщательное геологическое исследование, утверждал Чернышев, может дать подтверждение тем известиям об ископаемых богатствах Новой Земли, которые встречаются как в печатных источниках, так и нередко передаются поморами, и выяснить их промышленное значение.

Большую часть следующего века - до 1996 года, когда был подписан международный договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, - все сведения о том, что происходит на архипелаге (долгое время он значился в документах Министерства обороны как «Объект 700»), были предметом строгой государственной тайны.

Прошло ещё примерно  пять лет - и СМИ вновь подняли тему месторождений полиметаллических руд, которые, по мнению специалистов Главного управления природных ресурсов, могли бы приносить огромные налоги бюджету области. Теперь на том же уровне обсуждается вопрос, как скоро договорятся между собой Министерство природных ресурсов РФ, геологи и военные. Сегодня «БК» знакомит вас с позицией кандидата геолого-минералогических наук, заместителя генерального директора ОАО «Архангельскгеолдобыча» Николая ГОЛОВИНА.

- Николай Николаевич, можете ли вы охарактеризовать запасы полезных ископаемых, скрытых в недрах Новой Земли?

- Вообще-то архангельские геологи по-настоящему архипелагом не занимались. Исторически сложилось так, что изучение его входило в сферу деятельности бывшего Научно-исследовательского института геологии Арктики. Параллельно с военными на островах до начала 90-х годов работали специалисты из Ленинграда - в частности, из Полярной морской геологоразведочной экспедиции. Они полностью провели съёмку, региональное изучение и выявили основные проявления полезных ископаемых на Новой Земле. Сейчас часть материалов хранится в Санкт-Петербурге, часть - в Архангельске, в нашем территориально-геологическом фонде.
Насколько мне известно, пока можно обсуждать только Безымянское месторождение свинцово-цинковых руд с повышенным содержанием серебра, его запасы приблизительно в один миллион тонн были утверждены ОАО «Первая горнорудная компания». С моей точки зрения, разработка такого объёма полезных ископаемых сейчас экономически не выгодна, и эта оценка совпадает с мнением покойного ныне геолога Леонида Павлова, чьим именем названо одно из рудопроявлений Новой Земли. По его перспективным оценкам, запас полиметаллических руд в недрах архипелага значительно выше - по крайней мере, в 6-7 раз.
О месторождениях Новой Земли как таковых нельзя вести речь до тех пор, пока их объёмы не утвердит Государственная комиссия по запасам и не будет просчитана их экономическая оценка. Необходим большой объём геологоразведочных работ.

- Принимала ли «Архангельскгеология» непосредственное участие в изысканиях на Новой Земле?

- Да, около пяти лет назад «Архангельскгеолдобыча» совместно с финским концерном «Оутокумпту» занималась проектом освоения Безымянских рудопроявлений.

- Вы видите целесообразность дальнейшего развития проекта?

- Примерно на тех же широтах находятся крупнейшие месторождения полиметаллических руд в Канаде и США. Безусловно, дальнейшее изучение рудопроявлений, перевод их в разряд месторождений и разработка имеют смысл. Залежи минералов находятся на западном побережье архипелага, где 280-290 дней в году сохраняется открытая ледовая обстановка. Одни рудопроявления - в 20 километрах от фьордов, другие - чуть дальше, и строительство дорог на этих участках не сопряжено с большими затратами. Руды залегают неглубоко в предгорьях массива Кармакулы. Их можно добывать открытым карьерным способом. Здесь же можно организовать производство цинкового концентрата. Фьорды глубоководны, и прямо к порту - а его можно довольно быстро построить - будут без риска подходить суда. По предварительной оценке, выполненной нами совместно с финнами, проект сулит положительный экономический эффект.

- Средства массовой информации сообщают о разнообразных минерально-сырьевых ресурсах архипелага - фактически от бокситов и свинца до меди и золота…

- По сути дела Новая Земля - продолжение Уральских гор, это очень перспективный горнорудный район Архангельской области. Там обнаружены полиметаллические свинцово-цинковые руды, проявления меди, золота и флюоритов, там же сосредоточены огромные запасы марганца. Причём два типа марганцевых руд - окисные и карбонатные. Запас окисных руд, которые легко обогащают по давно разработанной технологии, невелик - чуть больше миллиона тонн. Для карбонатных технологии обогащения ещё нет, но, по нашим прогнозам, их запасы составляют около 30 млн тонн - это полезные ископаемые на долгосрочную перспективу. Однако открытие залежей - это ещё не получение самого минерала: здесь нужна совместная работа химиков, технологов и обогатителей, чтобы получить в итоге товарный продукт.

- Богатства недр Новой Земли стали достоянием гласности, но военное ведомство остаётся на островах. Начаты ли хоть какие-то подготовительные работы к освоению месторождения?

- В геологии есть различные типы лицензирования: лицензия на геологическое изучение сроком на пять лет,  долгосрочная лицензия на разведку и добычу, которая выдаётся на 20-25 лет или до конца разработки месторождения, лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу. «Первая горнорудная компания» располагает лицензией на изучение Безымянского месторождения, и в соответствии с законодательством она имеет преимущество при получении лицензии на его разведку и разработку. Два года назад её руководство обратилось  с этим вопросом в Министерство природных ресурсов, но, насколько мне известно, ответа нет до сих пор из-за статуса Новой Земли как военного объекта. Необходимо согласование со стороны генштаба.

- В чём дело, в локализации объектов по отношению к ядерному полигону или в радиационной обстановке в районах залежей минералов?

- Один из коллективов «Архангельскгеологии» в 80-е годы отработал на архипелаге целое десятилетие, и я могу уверенно сказать: дело не в радиации. Уровень радиации в районах залегания руд соответствует фоновому.
Известно, что Безымянское месторождение находится в пределах территории полигона. Именно поэтому его судьба напрямую зависит от планов Министерства обороны. Я думаю, что администрация нашей области может ходатайствовать перед генштабом о разрешении продолжить геологоразведочные работы и приступить к добыче минералов. Только предварительно надо сделать исчерпывающую геолого-экономическую оценку месторождений, чтобы доказать военным целесообразность возвращения Новой Земли в региональную экономику.

- Сохраняется ли у вашего акционерного общества интерес к ископаемым Новой Земли? А если да, то как вы оцениваете возможности конкурентов?

- Одна из дочерних компаний ОАО «Архангельскгеолдобыча» планировала в своё время работать на Новой Земле, но в настоящее время приоритет сохраняется за акционерным обществом «Первая горнорудная компания». Стандартный путь, которым идут сейчас во всём мире, таков: небольшое предприятие получает лицензию на разведку и разработку месторождения, а затем владельцы перепродают свой бизнес. По-моему, время маленьких компаний в геологоразведочном процессе прошло.

- Какие минерально-сырьевые ресурсы Архангельской области представляются вам наиболее доходными в настоящее время?

- Давайте реально оценим те богатства, что уже находятся в наших руках. Есть четыре месторождения бокситов в Плесецком районе, но хорошо исследовано только одно - Иксинское, где ведёт сейчас работы Северо-Онежский бокситовый рудник. Запасов достаточно, и от них полным ходом идёт отдача.
Далее - алмазы. Два месторождения - Ломоносовское и имени Гриба. В этом году мы заканчиваем разведку, в следующем приступаем к проекту разработки. Больше ничего серьёзно исследованного у нас нет. Думаю, что следующим будет черёд полиметаллов на Новой Земле - там должен быть не миллион тонн, а крупное месторождение, о котором говорил в своё время Павлов.
Существует ещё один, гораздо менее яркий с точки зрения политиков, но не менее перспективный с точки зрения геологов и экономистов, минерал. В Плесецком районе невдалеке от бокситов залегает громадное месторождение палыгорскита - 100 млн тонн глины-сорбента. Оно утверждено, можно строить дорогу и приступать к освоению.
В зависимости от качества сырья палыгорскит применяют в виноделии, для очистки нефтепродуктов, в химическом производстве - для гранулирования удобрений, в сельском хозяйстве - в подстилках для крупного и мелкого скота и ещё целом ряде отраслей экономики. Стоимость палыгорскита составляет от $60 до $200 за тонну, то есть пока разрабатывать некоторые месторождения алмазов не так выгодно, как добывать… глину.

© Фото: www.down-house.ru





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей