ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 17:34

Поморью нужен ледяной сценарий развития


Татьяна ПОТАПОВА | 21.01.2008 08:12:16

В последние годы поток туристов в регион растет, особенно в новогодние праздники. Бесспорно, тенденция хорошая, но надолго ли она сохранится, если из достопримечательностей в Архангельске только «мемориальная» набережная и Малые Корелы. Например, норвежцам наш музей деревянного зодчества не особо интересен, у них такой почти в каждом городе. Свою идею развития Архангельска предложили скульпторы. По их мнению, новый бренд Поморья должен быть создан изо льда.

Притом не один: изо льда можно построить бар, гостиницу и даже кегельбан…. Такое ледяное великолепие, уверены мастера, и город к праздникам украсит, и глаз туриста порадует. Тем более что и сами архангелогородцы порядком устали от серости и однообразия. Недаром с таким восторгом встретили в прошлом году идею мэра Александра Донского о создании нового поморского бренда – «Архангельск – город снеговиков».

Ice Bar по-архангельски

Как нельзя лучше вписался бы в имидж северного города, по мнению архангельских скульпторов, ледяной бар. Необычная обстановка и интерьер действуют безотказно, и даже при условии платного входа и достаточно скромного ассортимента меню, желающих посетить снежное заведение будет предостаточно, уверены специалисты.
Коммерческую выгоду подобных проектов неоднократно доказал мировой опыт. Первый такой бар появился еще в далеком 1994 году, когда в Ice Hotel в Юккасярви с подачи бренда водки Absolut открылся Absolut Icebar.
Сегодня Absolut Icebar насчитывает несколько заведений по всему миру. Шведы даже запатентовали словосочетание «Ice Bar», так что последователям приходится подыскивать другие названия.
В России первый ледяной бар под названием «Лед» появился в августе 2005 года в Петербурге. На его строительство, по словам владельца бара Сергея Лучникова, потребовалось 15 тонн льда и $150 тысяч. Это в три раза превысило планируемые в начале вложения, однако бар все равно окупил себя.

Скульптурам пора в пещеру!

Следуя примеру Запада, в Архангельске также можно создать экспозицию ледовых скульптур, работающую круглый год. «Сегодня есть специальное оборудование, позволяющее хранить и показывать скульптуры круглый год, – рассказывает скульптор Дмитрий Глебездов. – На западе такие «ледовые музеи» пользуются большой популярностью. Но их организация требует больших финансовых вложений, а значит, демонстрация ледовых скульптур должна приносить прибыль».
В Европе стоимость экскурсии по такому ледяному музею достаточно велика. Так, в Голландии и в Бельгии взрослый билет стоит порядка 12 евро, а детский - 7 евро. «Но даже в этих странах выставки ледяных скульптур себя не окупают, и их организация не возможна без спонсорской помощи», – отмечает скульптор.
В Архангельске же, учитывая количество жителей и их платежеспособность, идея создания подобных выставок представляется весьма утопичной.
Более реалистична, по словам мастера, идея украсить ледовыми скульптурами пинежские пещеры. «В Голубино можно провести фестиваль, после чего опустить готовые скульптуры в пещеры, – поясняет Дмитрий Глебездов. – Температура в пещерах такова, что ледовые изваяния долго не потеряют форму, и туристы смогут круглый год наслаждаться произведениями мастеров». Единственная проблема состоит в том, как доставить лед на гору, ведь подогнать туда технику чрезвычайно сложно.

Идеи остаются идеями…

«На самом деле идей очень много, – говорит Дмитрий Глебездов. – Например, в Малых Корелах можно сделать ледяной кегельбан. В новогодние праздники люди выбрасывают огромные деньги на воздух – взрывая фейерверки, почему не «выбросить» их на воду, разбивая ледяные кегли».
Вот только идеи скульпторов так и остаются лишь идеями. Для воплощения их в жизнь необходимы средства, и немалые. Стоимость простейшей ледяной скульптуры из куска льда объемом 1 м на 50 см – порядка $500-600. А произведение искусства размером в человеческий рост и вовсе оценивается не менее чем в $2 000.
Провинциальный бизнес не готов платить за столь мимолетное удовольствие, у городского бюджета попросту не хватит средств.
Пример тому - архангельский городской конкурс ледовых скульптур. Он проходит восемь лет, но практически на голом энтузиазме. Для мастеров это повод собраться вместе, денег за свою работу они уже не ждут. На заработки чаще ездят в столицу нашей родины и за кордон. Там ледовыми композициями принято украшать парки, фойе гостиниц, рестораны. В столице Поморья идея «скульптур в фойе» не прижилась, хотя, по словам мастеров, свои услуги архангельским бизнесменам они предлагали.
Не осознали архангельские предприниматели и привлекательность рекламы изо льда, столь популярной в последние годы в Москве. В столице, где идет борьба за идеи, где главное - удивить, привлечь внимание, лед стал настоящей рекламной находкой. Необыкновенно пластичный, красивый материал позволяет создавать настоящие рекламные шедевры, и московские фирмы не скупятся на ускользающую красоту.

Дворец изо льда и времени…

Вообще интерес к «ледяному искусству» в мире растет, постоянно проводятся конкурсы и фестивали. Самые серьезные международные чемпионаты, по словам Дмитрия Глебездова, проходят в Японии и на Аляске. В Стране восходящего солнца, кстати, этому виду искусства более 100 лет, фестивали там проводили еще до войны.
Российские мастера весьма достойно выглядят на мировом уровне. Один красноярский скульптор – уже пятикратный победитель чемпионата, проводимого на Аляске. А вот архангельские ледорубы в Японию и на Аляску, увы, не ездят. «Принимающая сторона оплачивает только проживание, добираться нужно за свой счет. Учитывая отдаленность территорий, скульпторы не могут себе этого позволить», – поясняет мастер.
Зато мастерство архангельских скульпторов по достоинству оценили и в северной столице России – Санкт-Петербурге. Там поморские мастера участвовали в восстановлении Ледяного дома Анны Иоанновны.

Лед для исторического строения брали из Ладожского озера, а сама постройка полностью повторяла знаменитый Ледяной дом императрицы Анны Иоанновны, который был воздвигнут в 1740 году в центре Петербурга для грандиозного карнавала с «потешной свадьбой». Оригинал здания имел 16 м в длину, 5 - в ширину и 6 м - в высоту. В состав дворцового комплекса входили помимо собственно дворца еще и ледяная баня, 8 ледяных пушек, в жерла которых во время стрельбы засыпали настоящий порох, а также ледяной слон.
«Во времена императрицы дворец строили в течение двух месяцев четыре тысячи крепостных крестьян, мы сумели восстановить его за 20 дней вдесятером», – заметил Дмитрий Глебездов. Авторам проекта, по словам скульптора, очень повезло, потому что Ледяной дом простоял еще целый месяц, не в пример оригиналу дворца Анны Иоановны, который сразу после постройки утонул в Неве.

Талант оценили в бриллиантах…

Сегодня мало кто помнит, что в Архангельске состоялся один из первых российских ледовых фестивалей. Второй открытый чемпионат России по ледовым скульптурам проходил в 1992 году именно на архангельском стадионе «Динамо». В ту зиму были лютые морозы, вспоминают мастера. Возможно, потому фестиваль не отпечатался в памяти горожан. Но именно с этого момента можно вести современную историю архангельской ледовой скульптуры: тогда никому не известные поморские умельцы сразу заняли первое место.
Теперь архангельские скульпторы известны не только в России, но и далеко за ее пределами. В их копилке немало наград за победу в самых престижных международных фестивалях. «Призы на подобных конкурсах доходят до $10 тысяч, – рассказывает Дмитрий Глебездов. – Но действительно незабываемый приз мы получили в Якутске. На первом фестивале, проходившем в этом городе. За второе место нам вручили по настоящему якутскому бриллианту».
Вот только в родном городе скульпторы почему-то до сих пор не признаны…

Фото: Иван Мосеев





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей