ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 13:11

С рыбой – на выход! Роспотребнадзор вводит ограничения в отношении овощных и рыбных магазинов


Ирина ФОКИНА | 09.12.2017 02:08:03
С рыбой – на выход! Роспотребнадзор вводит ограничения в отношении овощных и рыбных магазинов

С 2018 года в жилых домах будет запрещено размещать специализированные овощные и рыбные магазины, а универсамам придется оборудовать отдельно расположенную зону разгрузки и автостоянку для покупателей, а также отказаться от мощного холодильного оборудования. Такие нормы прописаны в новом СанПиНе, который Роспотребнадзор уже согласовал с Минэкономразвития РФ. По мнению предпринимателей – собеседников «БК», таким образом федеральные ритейлеры «под прикрытием» лоббируют собственные интересы и выживают с рынка местных конкурентов.


Пройти по нормам

Как сообщает Роспотребнадзор, продуктовые магазины в домах постоянно вызывают нарекания жильцов. Половина всех жалоб на торговые объекты относится именно к пристроенным и встроенным помещениям. Людей раздражают шум, грязь, вибрация от оборудования и приезжающие во дворы грузовики с товарами.

В связи с этим, как пишет «Российская газета», с 2018 года будут введены дополнительные требования СанПиНа: в жилых домах запретят размещать специализированные рыбные и овощные магазины. Новые нормы также коснутся универсамов независимо от их площади: они будут обязаны организовать зону разгрузки товаров в ночное время отдельно от жилой застройки, оборудовать большую стоянку для машин покупателей, отказаться от использования мощного холодильного оборудования.

«Говоря о специализированных рыбных магазинах Архангельска, я сразу вспоминаю «Океан», бывший когда-то торговым брендом и пользовавшийся популярностью у жителей и гостей города, – отмечает член комитета Архангельского областного Собрания депутатов по жилищной политике и коммунальному хозяйству Валентина ПОПОВА. – Но сейчас другие времена. Количество супермаркетов на душу населения у нас, наверное, одно из самых высоких по стране. Там можно купить все, в том числе любую рыбу и овощи. Необходимость в больших специализированных магазинах отпала, и я не думаю, что они будут открываться в дальнейшем. Что касается проблемы размещения магазинов в жилых домах, старая застройка действительно не позволяет учесть все современные требования. Отсюда и проблемы со специфическими запахами, антисанитария на контейнерных площадках, грызуны, нарушение правил безопасности из-за большегрузного транспорта во дворах... Целый комплекс проблем, которые, конечно, должны быть под контролем государственных надзорных органов».
Однако в сегодняшних условиях, когда кварталы со старой советской планировкой уплотняются новыми зданиями, соблюсти новые требования будет сложно. Хотя, по мнению Роспотребнадзора, магазины среднего формата «пройти по нормам» смогут.
Лобби «под прикрытием»

kuvakin_alexey_2016.jpgВ бизнес-сообществе Архангельской области преобладает иное мнение. Как считает сопредседатель Совета по малому и среднему предпринимательству при главе Северодвинска Алексей КУВАКИН, новым СанПиНом прикрывается «накат» крупных ритейлеров на небольшие местные сети: федеральные игроки стремятся окончательно выбить малый и средний бизнес с рынка.

«Сейчас закидывают удочку по поводу рыбы и овощей, затем запретят продавать в жилых домах мясо, молочку и так далее, – считает Алексей Кувакин. – По крайней мере, в Северодвинске отдельно стоящих магазинов, где продаются эти группы товаров, не так уж много, и все они принадлежат крупным сетям. Основная масса продуктов питания реализуется на первых этажах многоквартирных жилых домов. Поэтому такие нововведения приведут к полному переделу рынка. Я думаю, что таким образом федеральные игроки хотят заставить малый бизнес отойти в сторону. Возможно, конечно, с помощью таких норм СанПиНа мы постепенно придем к европейским стандартам: будем раз в неделю закупаться в супермаркетах, а маленькие магазины вообще исчезнут. Но на сегодняшний день, я считаю, в этом нет ничего хорошего».

kazarinov_ve.jpgАналогичного мнения придерживается председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по экономической политике и предпринимательству Виктор КАЗАРИНОВ.

«Санитарные условия и правила хранения продуктов питания сейчас соблюдаются куда лучше, чем 15 лет назад, – отмечает Виктор Казаринов. – Я думаю, что предлагаемые ограничения просто не могут быть реализованы в полном объеме, потому что это парализует торговлю по всей стране. С учетом нынешней экономической ситуации, это просто неразумно».

Закрыть нельзя оставить

Больше всего местных ритейлеров беспокоит запрет открывать в жилых зданиях специализированные рыбные и овощные магазины. По словам Алексея Кувакина, если за рыбой действительно можно раз в неделю ездить в супермаркет, то свежие овощи должны продаваться в шаговой доступности. Альтернативой магазинам в жилых домах могут стать нестационарные палатки, но это выход только в теплое время года.

«Ограничивать продажу определенных групп товаров в жилых домах – такая позиция мне абсолютно непонятна, – делится своей точкой зрения генеральный директор НП «Панорама Ритейл» («Дисма», «Пять шагов», «Сигма») Андрей БОЛДЫРЕВ. – Мы постоянно говорим о том, что фрукты и овощи должны быть на столе у каждого покупателя, боремся за здоровье нации и… запрещаем продавать эти продукты в домах. Какую цель преследует Роспотребнадзор?»

Владелец «Овощной лавки» Андрей ПЬЯНКОВ не переживает за судьбу своего бизнеса, потому что работает на одной площади с торговой точкой группы компаний «Двинские»: его магазин нельзя квалифицировать как специализированный. По мнению предпринимателя, новые требования СанПиНа должны распространяться только на крупные продуктовые магазины, потому что именно они создают неудобства для жителей домов.

«Если нормы коснутся и малого бизнеса, это нанесет сильный урон местным предпринимателям, которых и так зажимают федеральные игроки. Для супермаркетов это оправданные ограничения, потому что крупные ритейлеры, как правило, выкупают весь первый этаж здания, заграждают проезд фурами, и это, конечно, не нравится жильцам. К маленьким же магазинам подъезжает одна «газелька» в день, поэтому о каком-либо беспокойстве, на мой взгляд, речи быть не может».

По словам Андрея Пьянкова, проблема неприятных запахов также относится исключительно к супермаркетам, потому что у них есть складские помещения, где концентрируется большой объем продукции. Мелкая же розница работает по принципу «купил и тут же продал».

Покупатель не пострадает?

По словам Андрея Болдырева, любое «закручивание гаек» приведет к повышению расходов ритейлеров: они будут вынуждены тратить больше средств на ремонт, покупку менее шумного, а потому более дорогого оборудования, организацию парковки и зоны выгрузки товаров.

«Государство не может решить такую проблему, как нехватка парковочных мест во дворах, за счет бюджетных средств и перекладывает это на бизнес. Но страдает-то в итоге покупатель, потому что все расходы ложатся на его кошелек, – продолжает Андрей Болдырев. – Поэтому введение этих норм – своего рода популизм. Но несмотря на то, что новый СанПиН затронет по крайней мере половину объектов торговли Архангельска, к глобальному негативному эффекту это не приведет. Люди меньше есть не станут, а цены не вырастут в разы. Владельцы магазинов просто будут потихонечку компенсировать увеличивающиеся затраты, повышая цены на процент-другой».

По мнению Алексея Кувакина, ритейлеры, которых затронут новые нормы СанПиНа, не смогут существенно повысить цены на товары, потому что уже сейчас им приходится конкурировать с федеральными торговыми сетями, способными постоянно удерживать крайне выгодные предложения для покупателей, компенсируя уменьшение маржинальности за счет мощной логистики.

«Но в этой ситуации думать надо не только о продуктовом ритейле, – говорит Алексей Кувакин. – Еще есть местные товаропроизводители, которые со своей картошкой, морковкой и луком не могут пробиться к крупным сетевикам. В «Магниты», «Пятерочки» и «SPAR» им дорога заказана. Местная продукция реализуется в основном через небольшие магазины, и если мы ударим по мелкой рознице, то, в конечном итоге, это отразится и на местных мелкооптовых поставщиках: мы просто лишим их площадок. Не будут же они строить собственные отдельно стоящие магазины».

Жалобы от жителей домов, где располагаются магазины, действительно имеют место. Но решить проблему нехватки парковочных мест, просто ужесточив санитарные правила, не удастся. Шум машин людей тоже не перестанет беспокоить. Нельзя забывать и о том, что для многих жильцов продуктовые магазины в их домах уже стали неотъемлемой частью инфраструктуры микрорайона. В связи с этим можно согласиться с Алексеем Кувакиным: новые требования СанПиНа если и нужно вводить, то только в отношении вновь появляющихся объектов розничной торговли, а уже работающие лучше оставить в покое. 

Прямая речь

Виктор КАЗАРИНОВ, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по экономической политике и предпринимательству:

– Проект нового СанПиНа еще не утвержден и обсуждается на федеральном уровне. Пока непонятно, на кого он будет распространяться. Если только на вновь появляющиеся магазины, то это нормальный способ соблюсти баланс интересов жителей и предпринимателей. Если же на все объекты торговли вплоть до тех, которые работают еще с советских времен, это приведет к полному коллапсу.

Цифры

По данным министерства АПК и торговли, в Архангельской области продовольственные товары и товары смешанного ассортимента реализуют 3313 торговых объектов, в которые входят:

  • 598 специализированных продовольственных магазинов (рыба, мясо, колбасы, алкогольные напитки и минеральные воды и т. д.);
  • 1653 неспециализированных магазина с продовольственным ассортиментом;
  • 1062 неспециализированных магазина со смешанным ассортиментом, включающим продовольственные товары.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей