ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 25 апреля, 2024 13:43

Сыр и бюрократические «дыры»: проблемы архангельских сыроваров


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого и из архива редакции | 31.05.2023 14:26:26
Сыр и бюрократические «дыры»: проблемы архангельских сыроваров

Малым производителям в нашей стране приходится совсем несладко. Ведь требования к ним практически не отличаются от тех, которые предъявляют к крупным компаниям. При этом и объёмы, и финансовая устойчивость у небольших производств куда скромнее. Возьмём, к примеру, сыроваров. В Архангельской области у некоторых из них недавно отозвали декларации на продукцию, а значит, они временно потеряли возможность её реализовывать. Эти и другие трудности мы обсудили с предпринимателями.


Думали о том, как выжить

У давнего друга «Бизнес-класса» Владимира БУДЕЙКИНА развитие молочного производства в своё время помогло спасению семейного дела – гостевого подворья «Фермерская слобода».

«До пандемии коронавируса все сто процентов продукции мы продавали на территории хозяйства. Объёмы были небольшие, практически всё реализовывали за выходные, когда к нам приезжали группы на экскурсии. Но пришёл ковид, и вместе с ним предписание приостановить приём посетителей. Так мы и сделали: остались за закрытыми дверями. Козы продолжали доиться, но канала сбыта продукции не было. Думали о том, как выжить», – рассказал владелец «Фермерской слободы».

kozel_budeikina.jpg

С каждым днём становилось всё сложнее, средства заканчивались. И в итоге семья Будейкиных решила организовать небольшое производство.

«Каждый день без уныния делали разные вкусняшки из козьего молока: мороженое, масло, заложили пармезан. Выкладывали рассказы о наших экспериментах в Сеть и… начали получать заказы! В период пандемии козье молоко становилось всё популярнее, так как его рекомендовали для восстановления после болезни. К концу изоляции – а для нашего хозяйства она длилась 3,5 месяца – мы уже не могли закладывать сыры: всё молоко разбирали. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Со временем перешли к продажам не только через наше хозяйство, но и через торговые точки», – добавил Владимир Будейкин.

«Мы в своей продукции уверены»

Обязательным документом для реализации продукции является декларация, которая подтверждает её безопасность и соответствие требованиям. Однако у некоторых производителей молочной продукции в Архангельской области Россельхознадзор отозвал этот документ, обосновав это нехваткой необходимых анализов.

«У нас одним махом были аннулированы декларации на все виды продукции – не только на сыр! С этого момента отгружать товар мы больше не могли. Восстановление документов занимает не менее двух недель, а значит, нас ждал вынужденный простой. Я уж не говорю о том, сколько нервов и денег нужно было потратить, – пояснил Владимир Вячеславович. – Любые сбои в поставках продукции приводят к тому, что люди переходят на другие товары. Об этом я знаю не понаслышке».

cheese_budeikina.jpg

Как оказалось, у фермера была недообследована продукция на определённые антибиотики.

«Мы не стали тратить время на разбирательства и постарались в максимально короткие сроки провести допроверку продукции и вновь подать документы», – уточнил фермер.

Две недели прошли в тревогах. Ведь несмотря на отсутствие реализации, нужно оплачивать работу персонала, содержать козье поголовье и других обитателей «Фермерской слободы».

«Мы в своей продукции уверены. Делаем её из собственного сырья, никакие антибиотики не применяем. Но государству это ещё нужно доказать. Производители, владельцы ферм постоянно сталкиваются с какими‑то трудностями. И конца-края этому не видно», – резюмирует Владимир Будейкин.

Проверка за полмиллиона

С аналогичными проблемами столкнулась сыроварня «Сыролайф», о которой мы также рассказывали на страницах «БК».

«Россельхознадзор отозвал декларации на сыры, объяснив это отсутствием анализа готовой продукции на один из антибиотиков. Хотя ранее действовала сформированная годами практика, когда достаточно было подтвердить отсутствие антибиотиков в сырье – то есть в молоке. И на это у нас есть все документы. Но требования ужесточились: теперь мы должны проверять ещё и готовую продукцию», – рассказала владелица крафтовой сыроварни «Сыролайф» Оксана ХАРЬКОВСКАЯ.

Более того: от производителей стали требовать проверку каждого вида продукции в лаборатории.

«На анализ нужно представить достаточно большой объём продукции – не менее полукилограмма, а для нашего микропроизводства это существенно. Стоит это всё недёшево – около 27 тысяч рублей за полноценный анализ только одной позиции. А если их у меня, к примеру, двадцать? Получается, что я должна заплатить лаборатории около полумиллиона рублей! А потом ещё нужно на каждый сорт сыра оформить декларацию, за которую тоже необходимо заплатить», – добавила сыровар.

harkovskaya_cheese.jpg

Производитель вправе претендовать на компенсацию, однако её размер небольшой.

«Резоннее оставить только один вид сыра. Но тогда у меня не будет такой реализации! Другая крайность – работать нелегально. Лично мне эта история неинтересна, – подчеркнула Оксана Харьковская. – Я варю несколько сортов сыра – молодые и выдержанные, но в очень скромных объёмах. Хочу работать с ресторанами, выходить на ярмарки, потому что тоже уверена в своей продукции и хочу продавать её по доступной цене. Но необходимость маркировать, заново получать декларации кратно увеличивает расходы на производство. Будут ли готовы покупатели столько платить за сыры? Очень сомневаюсь».

Как стало известно «БК» из собственных источников, с такими проблемами столкнулись и другие производители, причём не только в Архангельской, но и Мурманской области, а также в Ненецком автономном округе. Хотя в целом по стране о массовом отзыве деклараций не сообщается. В этом ещё предстоит разобраться. И это не все проблемы, с которыми сталкиваются сырных дел мастера.

Крафтовые сложности

Ещё одно препятствие на пути к потребителю – необходимость маркировать сыр. Она появилась два года назад, но фермерам дали отсрочку. На их продукции этикетки с кодом должны появиться с 1 декабря 2023 года.

prelovsky_v_2018.jpg«В Архангельской области в большей степени всё, что связано с сельским хозяйством и переработкой этой продукции, представлено небольшими, малыми, а то и семейными предприятиями. Иначе говоря – ремесленными производителями, у которых велика доля ручного труда, причём на всех этапах. И к этому добавилась необходимость нанесения кодов маркировки и внесения информации в систему, – отметил генеральный директор ООО «БрауМастер» Владимир ПРЕЛОВСКИЙ. – Главное отличие ремесленного производства от массового – в индивидуальности каждого изделия. Невозможно, к примеру, разрезать сырную головку на одинаковые куски, скажем, по 250 граммов. А значит – каждый кусок является отдельной номенклатурной позицией, которую необходимо зарегистрировать».

При этом производство молочной продукции и так регулируется государственной системой контроля «Меркурий».

«Возникают вопросы: зачем вводить дополнительную, да ещё и аналогичную негосударственную систему и с чем не справлялась государственная? Почему нельзя синхронизировать их, чтобы мы могли работать по принципу «одного окна»? Ответы мы, производители, так и не получили, как не увидели и каких‑либо действий в этом направлении», – подчеркнул Владимир Валентинович.

По словам сыроваров, сегодня их работу в большей степени ограничивает именно маркировка.

«При наших небольших объёмах покупать автоматическое оборудование экономически нецелесообразно. А работа в ручном режиме, к сожалению, снижает эффективность. Вводить новые сорта сыра становится сложнее, ведь нужно всё задекларировать, ввести в «Меркурий», в национальный каталог «Честного знака» и всё это успешно состыковать. Наша главная задача – варить сыр, а мы бегаем с этикетками, маркировкой, интеграциями…» – рассуждает предприниматель Борис ПРЕЛОВСКИЙ, управляющий проектом сыроварни BrauMeister.

cheese_prelovskogo.jpg

Оборудование без компенсации

Скоро эта участь постигнет и фермеров. Правда, им отчасти повезло – обязательной маркировка для них станет на год позднее, чем это планировалось ранее.

«Мы должны были начать маркировать продукцию в декабре прошлого года, но сроки перенесли. Это отлично, потому что на начальном этапе ни у кого не было представления о том, как это должно быть организовано. И ответов на некоторые вопросы нет до сих пор», – считает Владимир Будейкин.

В прошлом году для маркировки продукции фермер купил оборудование на 200 тысяч рублей. Однако компенсацию в размере 40%, о которой активно говорили представители власти, не получил.

«Мы подали документы в региональное министерство АПК и торговли, но получили ответ, что субсидия нам не положена, так как оборудование прошлогоднее. А должно быть «свежим»», – пояснил фермер.

cheese_prelovskogo_2.jpg

А нужна ли маркировка потребителям? В магазинах как‑то не приходилось видеть покупателей, сканирующих коды… Хотя сделано всё, казалось бы, для них – с целью борьбы с контрафактом. К слову, думается, что грешат контрафактом вовсе не малые производства, которые делают ставку на штучный качественный товар.

«Возможно, эта система и создана для того, чтобы исключить контрафакт в отрасли, но, увы, эффект совершенно иной. Траты на производство растут, как и цены на продукцию. Всё это снижает нашу конкурентоспособность», – уверен Борис Преловский.

Прямая речь

kulyavcev_new.JPGИван КУЛЯВЦЕВ, бизнес-омбудсмен в Архангельской области:

- Ко мне обратился предприниматель по поводу отзыва декларации на продукцию. Насколько мне известно, эта история приобретает системный характер. Во главе угла – общественный интерес: продукция должна быть безопасной. Надзорное ведомство указывает на то, что есть определённый набор параметров, которым она должна соответствовать. И предпринимателям необходимо исследовать продукцию именно в аккредитованных лабораториях. Безусловно, и у представителей бизнеса есть вопросы по процедуре. Поэтому в середине мая у нас прошла рабочая встреча с коллегами, на которой обсуждались нюансы декларирования продуктов питания. Договорились о продолжении совместной работы для выполнения согласованных рекомендаций.





Возврат к списку

Для вас

Ваше мнение

  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *
  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей