ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на группу БК ВКонтакте

Вторник, 6 мая, 2025 21:57

Пятилетка Цыбульского: итоги и перспективы


Герман КУЗНЕЧИХИН. Фото dvinanews.ru и из архива редакции | 06.05.2025 14:48:05
Пятилетка Цыбульского: итоги и перспективы

На апрельской сессии Архангельского областного Собрания губернатор Александр Цыбульский выступил с отчётом об итогах пяти лет своей работы. Термин «пятилетка» применил сам Александр Витальевич. Отчёт получился зрелищным, местами полемичным, даже новаторским, если принять во внимание длительные видеовставки. А с учётом того, что в полном объёме он так и не появился в видеозаписи, все присутствовавшие тогда в конференц-зале вправе считать себя счастливчиками.


Китайские «сталинские удары»

Отчёт изобиловал выдержками из планов развития региональных компаний, и оттого перспективы Архангельской области намечались как бы сами собой. Не исключено, что визиты Александра Витальевича в далекий, но дружественный Китай оказали на него определенное психологическое воздействие. Похоже, базовый принцип у-вэй, или позитивного недеяния, присущий даосской философии, нашел благодатную почву на болотистых берегах Северной Двины. Мне удалось насчитать семь таких идущих снизу, от бизнеса, направлений развития региональной экономики, призванных стать своего рода «сталинскими ударами» Правительства Архангельской области в борьбе за достойное существование её жителей.

1. Развитие Архангельска как морского порта, логистического центра Севморпути. В 2024 году удалось перевезти по маршруту в Китай 13,5 тысяч контейнеров, с 2017 года объемы выросли в целых 30 раз. Планируется удвоение результата по контейнерным перевозкам в КНР в текущем году. В последние годы среднегодовой грузооборот порта стабильно превышает 5 млн тонн, увеличился объём морских перевозок в 1,3 раза, а перевалка экспортно-импортных грузов – в 3 раза.

2. Правительством РФ утверждён комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла до 2035 года, запланировано строительство глубоководного района морского порта Архангельск. Потенциальный объём грузовой базы составляет 24,8 млн тонн к 2031 году, и он уже подтверждён грузоотправителями.

3. Трендом экономики региона призвано стать импортозамещение. Центр судостроения «Звездочка» занялся изготовлением современных импортозамещающих судовых движительных комплексов для надводных кораблей и специальных судов. ООО «Илим-ТНП» налаживает производство двустороннего гофрокартона и гофробумаги. ООО «Арктические промышленные системы» ведёт разработку гидравлических ротаторов для спецтехники и систем пожаротушения. Но, по-видимому, наиболее коммерчески востребованный проект – серийное производство харвестерных головок ООО «Арктик Индастри»: его губернатор упоминал неоднократно.

Импортозамещение, согласно оценке губернатора, – «это вектор будущего и наша промышленная зрелость». Доля европейских стран в географической структуре экспорта Архангельской области за последние годы снизилась с 60% до 10%, при этом значительно выросли поставки на рынки Китая, Белоруссии, Узбекистана и Казахстана.

4. К «вектору будущего» губернатор причислил и проект добычи 120 тонн йода в год на Северодвинском месторождении.

5. Поморье становится российским лидером по лесовосстановлению, а также сумело выстроить эффективную модель защиты от лесных пожаров. Сегодня 90%, а то и 97% возгораний в лесах предотвращается в течение суток, отлажены вопросы финансирования, определены и закуплены современные технические решения. Охрана зелёных массивов ведется в том числе и при помощи дронов. Почти весь объём древесины, вырубаемый для хозяйственных нужд, на территории региона воспроизводится. Косвенно эта информация подтвердилась по ходу текущей сессии облсобрания – в регионе значительно, более чем вдвое, сократилось количество земли сельхозназначения. Это даёт возможность в перспективе увеличивать объёмы лесообработки и переработки, придает развитию ЛПК устойчивый характер, а также даёт дополнительный шанс для решения экологических проблем.

6. Вкладываются серьёзные инвестиции в геологоразведку, возможно существенное увеличение добычи алмазов. Возможно, появятся новые направления геологодобычи: разрабатывается Приморское месторождение абразивного граната, ведутся активные поиски золота в Онежском и Плесецком округах с прогнозным ресурсом 160 тонн.

7. В планах областного правительства и увеличение объёмов экспорта рыбной продукции, видимо, главным образом, в Китай. Агентство регионального развития области выделяет средства для поощрения такого экспорта.

fishport_2024.jpg

Из всего перечня достижений заслуживающими внимания с точки зрения оценки действий правительства области можно выделить проект по строительству глубоководного участка морского порта, а также лесовосстановление и борьбу с пожарами. «Цена вопроса» рыбного экспорта не озвучивалась, едва ли она значительно высока и перспективна.

Главная проблема принятия отчёта в том, что в нем, как представляется, упорно приуменьшаются сложности развития экономики региона в условиях санкций. Но даже если экономические отношения с европейскими странами и восстановятся, о чём время от времени говорит Президент РФ, то смогут ли поморские экспортёры вернуть утраченные позиции? «Я искренне горжусь тем, что Архангельская область сегодня – это регион с ясной стратегией развития на будущее» — сказал, завершая отчёт, губернатор. О какой ясной стратегии идёт речь? Развивать импортозамещение? Так этим занимаются во всех российских регионах! И здесь не всё так безоблачно.

О возрождении производства йода на берегах Белого моря можно снимать сериал, как минимум, в трёх сезонах: всё начиналось в годы Первой мировой войны, потом производство прекращалось и вновь возрождалось в тридцатые. Отчего при первой возможности добыча йода Архангельской области сворачивается, а предпочтение отдается загранице? Тайна сия великая есть, но причина, видимо, таится в экономике. И то же самое можно сказать об импортозамещении в целом, тем более, межрегиональную конкуренцию в России никто не отменял.

Спасение утопающих…

Александр Цыбульский делился решениями и по отдельным наболевшим проблемам Архангельской области, однако, решения эти мало впечатлили.

Жилищно-коммунальное хозяйство – здесь, по данным губернатора, 126 млрд рублей требуется для замены изношенных сетей. Глава региона пытался дать объяснение необходимости значительного роста коммунальных платежей с 1 июля: бюджетная поддержка тарифа на сегодняшний день составляет 50%, в течение «пятилетки Цыбульского» она неуклонно возрастала. А в 2020 году доля бюджетных средств в структуре тарифа была вдвое меньше, то есть составляла примерно четверть. Свою задачу Цыбульский видит в сохранении баланса между возможностью развития ЖКХ и доступностью размера платежей для населения. Согласно данным губернатора, на сегодняшний день Поморье по уровню тарифов занимает 6-е место в СЗФО.

Аргументы Александра Витальевича в пользу роста тарифов можно было бы еще как-то понять при одном условии: уровень аварийности сетей не должен зашкаливать. Нельзя одновременно поднимать почти на четверть тарифы ЖКХ и при этом жалеть, не бить рублём компании, оказывающие некачественные коммунальные услуги населению. К примеру, в соглашении о концессии с муниципалитетом при гарантиях областного правительства значительное — в три раза — снижение аварийности на сетях водоснабжения было ясно прописано/  Отчего правительство, депутаты, горадминистрация, областная госжилинспекция, прокуратура Архангельской области, наконец, не требуют выполнять  этот договор в полном объёме? Может быть, жителям областного центра следует массово обращаться в суд для защиты своих прав? Ведь так  широко разошлась информация о «подвиге» архангелогородца, воюющего с компанией «Рико» за регулярность автобусных рейсов. 

remont_onezskaya_trassa2022.jpg

Современная асфальтобетонная трасса на Онегу отстроена примерно на треть, что отрадно, но отчего-то вспоминается поэма Некрасова про железную дорогу: «Жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Между прочим, Александр Витальевич отчитывался не столько о работе правительства, сколько о реализации своей программы «Вместе мы сильнее», с которой он избирался в 2020 году. И в ней много говорилось о строительстве железной дороги Карпогоры — Индига, в планах был второй незамерзающий российский  глубоководный порт в Арктике.  Уже тогда сомнений в реальности проекта возникало немало, а с началом СВО стало ясно, что федеральные планы по поводу освоения Арктики имеют, в основном, аспект военный. 

Стратегия возможна, но…

Александр Цыбульский пытается решить серьёзные проблемы региона, неукоснительно следуя трендам федеральной политики, не применяя её к региону, не анализируя её логику. Здесь, конечно, нет его вины, скорее, это беда жития-бытия столичной «военной косточки». Европейская экспорто-ориентированность региона исторически поддерживала развитие архангельского порта. Сегодня же искусственная переориентация на азиатские рынки такую перспективу делает не очень-то надёжной, обманчивой. Экспорт лесопродукции из Архангельской области в 2024 году составил около 1,5 млн куб. м, что значительно меньше, чем 2023-м. И это при том, что осуществлялось субсидирование поставок ЛПК через порты Северо-Запада в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»!

Не только Россия, но, судя по всему, весь мир постепенно переходит в режим экономической макрорегиональной автаркии, то есть самодостаточности, что, скорее всего, будет приводить к снижению объёмов торговли, в том числе и по морю. При этом порт может и сохранить, а то и увеличить объём перевозок по Севморпути на Дальний Восток. Если это так, если мир и страна встаёт на новые рельсы экономического бытия, то кому, как не губернатору, следует их прокладывать для Архангельской области? И здесь имеющиеся проблемы могли бы стать ключом к экономическому развитию.

vethoe_zilie4.jpg

К примеру, аварийные дома. Из приблизительно 10 тысяч многоквартирных домов (МКД), включенных в  региональную программу капремонтаобщей площадью свыше 22 млн кв. м, деревянных насчитывается 4028, или свыше 41%. А общая жилая площадь всех «деревяшек» составляет всего-то 2,2 млн кв. м, то есть менее 10%! Александр Витальевич озвучил весьма неплохой итог по строительству жилья в регионе – 2 млн кв. м за пять лет. Губернатор обещает новый жилой комплекс на миллион «квадратов» и расселить 200 тысяч кв. м аварийного жилья. Но разве такие темпы достаточны? Только в Архангельске насчитывается немногим менее 2000 аварийных и ветхих домов.  Требуется срочно расселять около миллиона «квадратов». Вопрос о современном массовом деревянном строительстве МКД ставится уже и на федеральном уровне, проживание в них признано более полезным для здоровья человека. Так почему бы Архангельской области не стать здесь лидером, маяком для всей страны, почему нельзя просить федеральный центр решать главную социальную проблему Поморья с пользой для всех? Год назад директор высшей школы экономики, управления и права САФУ Лев Левит, комментируя ежегодный отчёт правительства, обрисовал примерно такие меры преодоления последствий санкций. Но официальных деклараций о намерениях хотя бы на уровне региона так и не прозвучало. Почему?

Пассивность с переводом котельных на пеллеты, которые теперь стало некуда отправлять на экспорт из-за санкций – ещё один повод для вопросов. Да, 20 объектов на территории Архангельской области уже возводятся, некоторые проекты близки к завершению. Но нельзя не отметить, что проблему реализации 700 тысяч тонн производимых в регионе топливных гранул эта мера решит лишь на 5-10% . Почему бы не предложить перевод котельных на пеллеты хотя бы в пределах СЗФО? В конце концов, уход от угля, мазута – это не только вопрос экономики, но и экологии, программы «Зеленого перехода», из которой Россия отнюдь не выходит. Тем более, главный частный производитель топливных гранул в Архангельской области серьёзно пострадал из-за введенных санкций, лишившись миллиардных авансов за оборудование.

butorin_tsibulsk_pelleti.jpg

Стратегия региональной экономической автаркии вполне оправдана и не имеет ничего общего с сепаратизмом. До революции в Архангельске успешно действовал городской общественный банк, аккумулировавший финансовые средства, направлявший их для реализации прорывных проектов – так и появился самый северный в мире трамвай. В советские времена действовали и обувная, и швейная фабрики. Только так можно и нужно решать вопросы с новыми рабочими местами, с аккумуляцией финансовых средств в условиях непростой логистики.

Сегодня нет уверенности и в том, что губернатор способен оценивать результативность и эффективность членов своей команды. Едва ли случайны протесты в Коряжме по поводу строительства мусороперерабатывающего комплекса – люди вновь усматривают «Шиес» в коррупционноемких межрайонных перевозках мусора. Но чиновники в региональной власти будто бы не слышат протест,  не реагируют на него.

Реализация программы «Чистая вода»  в Архангельской области также давно приковывает к себе самое пристальное журналистское внимание. Наверное, хорошо, что губернатор даже не упомянул о ней в отчёте, тем более, что появляется открытое возмущение по этому поводу А ведь в уже далеком 2021 году, на волне «Шиеса», губернатор убедительно говорил о том, что экологические вопросы нельзя решать кулуарно, они требуют общественного обсуждения.

Очевидно, что слагаемые привлекательной жизни в Поморье складываются из таких составляющих, как безопасная экология, хорошо оплачиваемая работа сейчас и на перспективу, доступное по цене комфортное жильё, бесперебойные коммунальные услуги – именно эти вопросы призвана решать публичная власть. И как она с этим справляется? Создаётся впечатление, что обострившаяся за последние год-два практика самовоспевания достижений областного правительства, будучи сном разума, породила-таки химеру «великих свершений».

Остановить депопуляцию

Кстати, отчёт о работе Правительства Архангельской области за пять лет с 2020 по 2024 год не фигурировал в повестке дня сессии областного Собрания. Пункт 1 звучал иначе, традиционней: «О ежегодном отчёте о результатах деятельности Правительства Архангельской области в 2024 году, в том числе по вопросам,  поставленным Архангельским областным Собранием депутатов» .

Александр Цыбульский значительное расширение рамок заявленной темы объяснил «понятными причинами», имея в виду, видимо, предстоящие выборы. Отчёт о проделанной за пять лет работе, по мнению губернатора, нужен «ради того, чтобы каждый чувствовал уверенность в завтрашнем дне». Когда-то в 2020 году фракция СРЗП официально признала отчет о работе правительства неудовлетворительным Впрочем, и на этот раз в своём комментарии региональное отделение СРЗП вновь было предельно критичным.

И, что символично, — вновь накануне губернаторских выборов…

tsibulski_big_photo.jpg

Подведём итог. Нельзя сказать, что Цыбульскому в свою «первую пятилетку» не удалось решить ряд вопросов экономики региона. Но нельзя и утверждать, что его команда смогла подобрать ключики к наиболее значимым проблемам области. Чиновникам в «Доме с оленем» пора начинать адекватно реагировать на волнующую людей повестку. Пора и приводить кое-кого в чувство, не боясь перемен. В конце концов, кадровые решения Александра Цыбульского на муниципальном уровне, по крайней мере, в Пинежском, Плесецком округах, Северодвинске, Новодвинске утвердились, получили поддержку населения. Так что позитивный опыт перемен тоже имеется.

Печальнее всего то, что население Архангельской области за эти пять лет резко сократилось. В «доисторическом» ковидном 2021 году, в частности, уменьшение  превысило сто тысяч человек . И причина кроется не в пандемии – общее количество жертв SARS-CoV-2 в Поморье не превысило двух тысяч. Скорее, имело место недоверие к власти, главным образом, среди молодёжи. Этот спад продолжается, и сегодня число жителей региона уже «перешагнуло» вниз за миллионную планку. Задачу остановить этот тренд ставил во время недавней встречи перед губернатором и Президент РФ. Вот только как это сделать? 23 апреля ответ на этот вопрос мы, к сожалению, не получили.





Возврат к списку

Для вас

Навигатор будущих событий

Новости компаний

Для вас

Нажимая “Принимаю”, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и сбор данных с помощью сервисов веб аналитики Яндекс.Метрика и top.mail.ru на вашем устройстве для улучшения навигации по сайту, анализа использования сайта и содействия нашим маркетинговым усилиям. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности для получения дополнительной информации.

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей