ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 23 февраля, 2024 19:46

Приживётся ли в Архангельской области фудшеринг?


Наталья МЧЕДЛИДЗЕ, директор по маркетингу ООО «Норд-Коммерц», бизнес-консультант. Фото Анастасии Незговоровой | 23.10.2023 15:33:54
Приживётся ли в Архангельской области фудшеринг?

Производители продуктов питания, владельцы предприятий питания и торговли часто сталкиваются с ситуацией, когда сроки хранения готовой еды и продуктов почти истекают, но они ещё пригодны к употреблению. Что чаще всего делают в этом случае?


Распространённый вариант – продажа с большим дисконтом. К примеру, в Архангельске пекарни, кафе, столовые применяют скидки до 50% на выпечные изделия, которые не удалось реализовать до истечения срока хранения. Ритейл также предлагает скидки на продукцию, срок реализации которой на исходе. Другие компании просто раздают то, что не получилось продать. Третьи – утилизируют, когда срок хранения истёк окончательно. Почему утилизация? Такое решение владельцу легче принять, поскольку оно позволяет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль. Подтверждают эти выводы и письма Минфина, например от 23.04.2019 № 07-01-09/29286*.

Между тем, по данным НИУ Высшая школа экономики, в России объём пищевых отходов составляет 17 млн тонн в год, а стоимость затраченных, как оказалось, впустую продуктов оценивается в 1,6 трлн руб­лей. Поэтому решение владельца утилизировать еду или продукты, ещё пригодные к употреблению, наносит большой вред природе и экономике региона. В то же время отмечается рост числа людей с низким уровнем доходов. Появляется новая, социально ориентированная ниша в модели развития ритейла, которая получила название «фудшеринг».

Система налаживается

Фудшеринг – это передача пригодных для потребления продуктов и еды, срок которых истекает, тем, кто в этом нуждается. Обратите внимание: речь идёт о именно таких продуктах, а не о бракованных, качество которых может иметь негативные последствия для здоровья людей и которые подлежат уничтожению.

Другая задача фудшеринга – снизить отрицательное влияние на природу и экономику через уменьшение количества пищевых отходов.

Как модель фудшеринга реализуется в нашей стране? Начиная с 2012 года в России возрастает интерес к решению этой задачи. Появляются благотворительные фонды и компании, которые включают в свою миссию такую социальную составляющую. По данным РАЭК, около 90% фудшеринга обеспечивает благотворительный фонд «Банк еды «Русь», который входит во Всемирную ассоциацию банков продовольствия. За 10 лет работы банк передал нуждающимся 50 млн килограммов продуктов на сумму 8,5 млрд руб­лей.

В 2015 году была создана автономная некоммерческая организация «Национальный центр спасения еды и заботы об экологии «Фудшеринг». К этому процессу подключились лидеры рынка ритейла. Как отмечено на сайте retail.ru, в 2022 году «Магнит» передал по фудшерингу 18 тонн продовольствия. Х5 Group запустила в июле прошлого года пилотный проект по передаче нуждающимся пригодных к употреблению хлебопродуктов, срок годности которых истекает в течение 1-2 дней. В этой модели ритейла – до 300 позиций. Подключилась и торговая сеть «ВкусВилл»: ею заключён договор пожертвования с АНО «Фудшеринг», в проекте участвуют 17 магазинов. Отбор товаров в фудшеринг может вестись и производителями, которые не смогли продать всю продукцию в розницу.

С 2020 года на законодательном уровне – это отражено в Налоговом кодексе РФ – принято решение о том, что компании могут передавать на благотворительность до 1% выручки деньгами или товарами без обложения их налогом на прибыль. «Банк еды «Русь» активно инициирует развитие фудшеринга как экономически выгодного направления для бизнеса и призывает к обсуждению снятия налоговых барьеров для него на правительственном уровне.

Что можно сделать в регионе?

Вполне уместно обсудить вопрос развития фудшеринга на уровне регионального правительства, включив его в коммерческий проект социальной поддержки нуждающегося населения. Это будет вполне актуально.

Какова технология применения фудшеринга? Прежде всего – оценить целевую аудиторию. Это люди обоих полов, которые находятся в тяжёлой жизненной ситуации: многие пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды, бездомные, а также те, кого можно отнести к категории бережливых.

Затем следует определить перечень товаров, которые вой­дут в фудшеринг. Как правило, это те продукты, срок хранения которых почти истёк, но они пригодны к употреблению, а также товары, на которые резко упал спрос. Возможно, с нарушениями правил маркировки или в деформированной упаковке.

Оговариваются сроки, которые позволяют перевести товар в категорию фудшеринга. Контроль качества со стороны магазинов, предприятий питания и представителей фудшеринга не позволит допустить попадания к населению непригодных продуктов. Цены на эти товары устанавливают исходя из причин их перехода в фудшеринг.

Продавать их можно в специально открытых ритейлом пунктах, в онлайн-магазинах, социальных сетях, в частности «ВКонтакте». Приведу примеры. «ВКонтакте» сообществ «Фудшеринг», «Отдам даром еду» и т. п. – более 100, и самые крупные из них насчитывают почти 90 000 подписчиков. Есть такое сообщество и в Архангельске, в нём сейчас 5483 подписчиков. Однако Архангельская область большая, и в ней много населённых пунктов – сёл и городков, где таких предложений нет.

В Архангельске предпринимались попытки реализовать фудшеринг по модели специализированного маркета, но потерпели неудачу. Причин было несколько. Среди них можно назвать слабое представление о технологии работы модели как теми, кто призван решать эти вопросы, так и ритейлом.

Почему всё‑таки фудшеринг не набирает обороты и не внедряется ритейлом региона в социальную составляющую деятельности компаний? Думаю, дело в том, что эта модель требует определённых затрат, чего сегодня бизнесу хотелось бы избежать. Возникает необходимость выделения и закрепления сотрудников по направлению фудшеринга, внесение корректировок в IT-системы. Не внесены ещё изменения и в порядок исчисления налога на прибыль при применении фудшеринга.

Тем не менее очевидным является тот факт, что фудшеринг – идея, которая воплощается в жизнь во всём мире. Это потребность времени. И усиливать данное направление надо путём внедрения коммерческого проекта – специализированного маркета, но с поддержкой регионального правительства. И каждой модели современного ведения бизнеса следует обучать его владельцев, чтобы обеспечить конкурентоспособность и развитие экономики через использование внутренних ресурсов региона.

* В этом письме, в частности, сказано, что продажа любого товара по истечении его срока годности запрещается. Расходы в виде стоимости пищевой продукции, а также затраты на её утилизацию можно учесть при налогообложении прибыли, если законодательство обязывает налогоплательщика уничтожить такой товар.





Возврат к списку



Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей