Текст: Татьяна ПОТАПОВА. Фото: Алексей Липницкий | 17.02.2012 08:47:38
В 2012 году в порты Архангельска и Соловков запланировано четырнадцать судозаходов семи пассажирских лайнеров и круизных яхт. Цифра для региона рекордная. Однако есть опасения, что четыре судна, которые должны были по плану пришвартоваться у морского-речного вокзала в областном центре, так и не смогут подойти к причалу.
ФЗ «О транспортной безопасности» действует в России с 2007 года. Согласно закону для приема туристов порт должен быть соответствующим образом оборудован: в частности, по периметру необходимо установить забор высотой в два метра и вышки, с которых ведется видеонаблюдение. В порту Экономия эти требования соблюдены, а вот на морском-речном вокзале Архангельска, как известно, нет ничего из вышеперечисленного. Несколько лет контролирующие органы шли навстречу и ограничивались мерами временного характера, тем более что в год к причалу МРВ подходило не более одного-двух круизных лайнеров с туристами на борту. В этом году есть вероятность, что судам такого класса будет отказано в швартовке.
Речь идет о судах с осадкой менее 7,5 метра - только они имеют возможность подходить к морскому речному вокзалу, где с реки открывается красивая панорама города. Большим океанским лайнерам это не позволяет сделать ширина рукавов Северной Двины, они швартуются в порту Экономия.
«В настоящее время достигнута договоренность с ОАО «Архангельский морской торговый порт» о постановке двух больших судов на Экономии, - рассказал генеральный директор ЗАО «Беломортранс» Михаил СИСИН. – Судьба остальных пассажирских лайнеров пока под вопросом. Организация круиза, стоимость которого исчисляется тысячами фунтов, требует гарантированного почасового расписания и учета множества сопутствующих факторов. Замена запланированного причала в центре города на угольный или лесной станет крахом усилий многих людей, работавших не один год ради появления в Архангельске круизных судов в таком количестве».
Традиционно обустройством причала у морского-речного вокзала для приема туристов занимался ФГУП «Росморпорт», но в ведомстве уже заявили, что средств на данные мероприятия нет и скорее всего не будет. Зайдя на главную страницу сайта этого государственного предприятия, можно узнать, что цель его деятельности - «содействовать развитию морской транспортной инфраструктуры России и повышению конкурентоспособности российских морских портов путем эффективной эксплуатации, содержания и развития закрепленного за предприятием федерального имущества». Ситуация вокруг порта Архангельск, к сожалению, указывает на то, что он официально признается неперспективным и планомерно выводится из программ по развитию российских морских портов.
«Существует предложение о переоборудовании одного из причалов Красной пристани под швартовку круизных лайнеров: это самым положительным образом сказалось бы на организации приема туристов по морю и реке, - считает Михаил Сисин. – Порт Экономия — прежде всего грузовой и контейнерный терминал с соответствующей инфраструктурой: складами, трубами... Любоваться подобными «красотами» - сомнительное удовольствие для путешественников. Кроме того, высадка пассажиров негативно сказывается и на производственном ритме грузового района. Ожидать, что Красная пристань сможет в скором времени принимать туристов, не приходится: слишком много сложностей с вводом ее в эксплуатацию в существующем виде, не говоря уже о документарном оформлении в качестве объекта транспортной инфраструктуры».
Еще одно препятствие, мешающее развитию круизного туризма в Архангельске, по мнению гендиректора ЗАО «Беломортранс», - очень высокие портовые сборы. К примеру, для теплохода «Дискавери», способного принять на борт около 700 человек, они составляют 75 тысяч долларов за 10-часовой судозаход. В 2011 году была достигнута договоренность о предоставлении 50%-ной скидки на некоторые сборы для круизных лайнеров. В результате тот же «Дискавери» заплатил 50 тысяч долларов - сумма все равно внушительная.
Для сравнения: у нашего главного конкурента на Русском Севере – порта Мурманск – сборы в 2 раза меньше, еще ниже они в Санкт-Петербурге. В некоторых странах, заинтересованных в увеличении туристического потока, портовые сборы для круизных лайнеров и вовсе отменены. По словам Михаила Сисина, везде благоприятные условия приема туристических судов являются результатом осмысленной и целенаправленной политики региональных и муниципальных властей. Для России яркий пример такой деятельности — работа властей Санкт-Петербурга, где на протяжении длительного времени серьезно занимаются созданием условий для круизного туризма. Как результат, число иностранных гостей, прибывающих в город морем, исчисляется миллионами.
«К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать, что в нашем регионе круизное судоходство не востребовано, - считает руководитель «Беломортранса». - Для контролирующих органов (14 различных ведомств согласовывают прием пассажирских судов) это дополнительные заботы - ненужная суета, дополнительная отчетность, а главное - ответственность. Для органов власти, отвечающих за развитие региона и города, эта задача, по всей видимости, неинтересна, так как может принести экономические и политические дивиденды только через несколько лет интенсивной работы. Гораздо проще произносить громкие лозунги: «Архангельск - ворота Арктики» и т.д., рассуждать о перспективах Северного морского пути, чем в действительности заниматься развитием морской и транспортной индустрии региона».
Между тем, по мнению Михаила Сисина, если выработать правильную политику в области круизного туризма, 2011 год может стать точкой отсчета для регулярного захода в акваторию Белого моря международных пассажирских лайнеров и яхт премиум-класса. Положительная динамика налицо: если в прошлом году Cоловки и столицу Поморья посетили пять судов - Black Watch, Discovery, Island Sky, Silver Cloud (на снимке) и National Geographic, то в 2012 году их будет восемь. Еще шесть судов уже подали заявки на 2013 год. По оценкам специалистов, при создании нормальных условий для приема пассажирских лайнеров количество судозаходов в период летней навигации может достигнуть сотни, а это не менее 30 тысяч иностранных гостей.