ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 15:27

Разговор с инсайдером: кто породил экономику откатного роста?


Андрей ПЕРЦЕВ | 03.11.2011 08:07:12

По дороге на одно интересное мероприятие мне попался любопытный попутчик. Мужчина оказался крупным предпринимателем, который постепенно отказывается от  бизнеса в строительной сфере. Он рассказал, что честному человеку работать в мире откатов-распилов стало невозможно, и объяснил, почему растут тарифы ЖКХ.

- С 90-х годов я работаю в строительной сфере. Связей было очень много: от правительства и президентской администрации до мэрий крупных городов. Большинство из них сложилось в советское время, тогда я был сотрудником одной очень влиятельной структуры. Со строительством, впрочем, никак не связанной. Прийти в бизнес, кстати, помогли не товарищи по службе, а иностранцы. У них приоритеты немного другие: работать честно, насколько это возможно в России, сторониться кумовства.

Потом, правда, я организовал свое предприятие, и от блата деваться было некуда. Приходилось брать на работу детей крупных чиновников, организовывать «благотворительные» банкеты.

- Это в лихие 90-е, верно? Сейчас все твердят, что это было проклятое время, что Ельцин продавал страну, коррупция была неимоверная…

- Уровень тогдашней коррупции с нынешним не сравнить, хотя и тогда тащили порядочно. Но сумма откатов была в разы меньше. Если чиновник требовал 5%, это считалось верхом наглости. Такую долю заявлял либо слишком амбициозный новичок, либо уже зарвавшийся коррупционер. Управу на них в то время найти было проще, пусть и неформальными методами. Имею в виду не криминал, а использование связей. "Органов" тогда тоже побаивались. В основном в строительной сфере чиновники зарабатывали не на откатах. В Москве очень много зданий советской постройки. В их отделке использовались очень ценные материалы: дерево, мрамор.

Потом, уже ближе к концу 90-х, эти здания (а они находились по большей части в госсобственности) стали массово реставрировать. Нужды в этом особенной не было, но и злого умысла тоже. Просто многим "хозяевам" учреждений хотелось, чтобы было как на Западе - кондиционеры, новые лифты. Под сурдинку меняли дорогое дерево на фанеру или вообще на пластик, натуральный дорогой мрамор на обычный камень. Но это было похоже на советское хищение: что охраняю, то имею…

Потом, правда, вошли во вкус, ремонты начали проводиться регулярно, теперь уж точно без нужды. Чиновники стали скидывать заказы близким фирмам, те их благодарили. Но, еще раз повторю, откаты были не такими огромными. Бывало, дело ограничивалось подарками, однако чиновники стали постепенно входить во вкус.

- Как росли коррупционные ставки?

- Многие еще помнят прозвище одного из премьер-министров – "2%". По сравнению с работающими сейчас чиновниками того можно было назвать бессребреником. Повторю, 5% были экстремальным требованием, но потом аппетиты стали расти: стало больше госзаказов, больше появилось строительных фирм. При этом понятно, что заказы отдавались оптом кому-то одному, близкому. Так что ни о какой конкуренции речи не шло. 10%, 15%, сейчас дошло до 30%, а где-то и до 50%.

- Но работать так просто невыгодно!

- Смотря кому. Близкие фирмы прекрасно знали, как работать. Кстати, большинство из них имели только арендованную комнатку, стол, директора и бухгалтера в штате, а работали субподрядчики. Некоторые строили сами.

Понятно, что если при таких откатах работать честно, рентабельность будет стремиться к нулю. Но можно ведь работать нечестно! Я нормально строил даже в этих условиях, бизнес хорошо организовал.

Но у большинства коллег коммерческая жилка сводится к знакомству или родству с чиновниками. Соответственно, они просто начали халтурить: покупать некачественные материалы, нанимать гастарбайтеров на сложные работы. Предел уже близок: уже сейчас здания, на которые потратили миллиарды, начинают рушиться, будучи недостроенными. Бетон не засыхает, так и остается рыхлым.
Но аппетиты чиновников останавливаться не хотят. Чем это кончится, я не знаю…

- А есть ли еще сфера с подобными откатами?

- Думаю, все сферы, связанные с госбюджетом, в таком же состоянии, но говорить со знанием дела могу только о ЖКХ. Там царит настоящая разруха.
Еще в советское время состояние сетей оставляло желать лучшего. Но за дыры в трубах и котельные 50-х годов платило щедрое государство. В 90-е годы должны были платить граждане, но у многих просто не было возможности. В итоге, так или иначе ЖКХ стало дотировать государство. А бюджетные деньги, они ведь не свои, спрашивать, куда они пошли, никто особенно не собирался. Оборудование ветшало, тарифы росли. Трубы грели воздух, горячая вода уходила в землю.

- К росту все давно привыкли…

А можно было и не привыкать. Мы разработали проект по модификации тепловых сетей, приборов учета, распределительных станций. Окупались затраты на модернизацию в срок от трех лет до года, потом шла чистая прибыль. Без роста тарифов!

Нам удалось заинтересовать проектом администрацию одного крупного города в Поволжье, все получилось. Решили воспользоваться связями в московском правительстве: в столице сети тоже не в лучшем состоянии. Пришли к знакомому чиновнику, отвечавшему тогда за ЖКХ. Он говорит: «Я не против, только ничего у тебя не получится, сейчас увидишь почему». Знакомый позвонил в тепловой узел одного из округов: «Так и так, к вам придет такой-то, будет модифицировать сети, утечек не будет, станете прибыльными». Потом он включил громкую связь, чтобы мы слышали ответ. В трубке прозвучало: «На… он нам нужен, это наше дело! Если придет, ребята его со стволами встретят!». Знакомый развел руками: «Видели? Можете попробовать, конечно!».

Мы пытались зайти с этим проектом в город Якутск, вернее, нас позвал туда один федеральный чиновник, заявив, что там будет все нормально: работает «свой» мэр. Пришли без проблем, ушли быстро. Деньги растаскивали даже не при строительстве, просто при поступлении…

- А чем выгодна работа с дырявыми сетями?

- Когда оборудование современное, все просчитано - расходы прозрачны. Это хорошо подходит для ведения бизнеса в условиях честной конкуренции. Кто предлагает более дешевые и качественные услуги, тот и на рынке. Но у нас в каждом регионе свой монополист. Ему удобнее «договариваться» с губернатором о росте тарифов и с лихвой закладывать в них убытки.

Люди тоже этому помогают: в их понимании ЖКХ дело государственное, которое мало их касается. Правда, когда в квитках появляются совсем уж неприличные суммы, какое-то шевеление начинается, но потом быстро затухает. Если честно, я уже с трудом нахожу для себя перспективы работы в России, похоже, что такое положение дел всех устраивает. Потом, конечно, все треснет, но тогда уже будет не до бизнеса.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей