ИЛИМ-Бумага
Штрафы до 18 млн
Скачать чек-лист

Суббота, 21 июня, 2025 00:07

Архангельская область на ПМЭФ-2025: ключевые события и соглашения


Анна КОПТЯЕВА. Фото dvinanews.ru, kremlin.ru и из архива редакции | 20.06.2025 17:54:48
Архангельская область на ПМЭФ-2025: ключевые события и соглашения

С 18 по 21 июня в Санкт-Петербурге проходит Международный экономический форум. Главная тема этого года – «Общие ценности – основа роста в многополярном мире». В программу вошло более 150 сессий, охватывающих широкий круг тем: от глобальных экономических трендов до технологического лидерства и укрепления гуманитарных связей. Активное участие в форуме принимает губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ. 


В первый день форума состоялась сессия, посвящённая 500-летию Северного морского пути. Её участники обсудили трансформацию исторически сложившейся модели судоходства, потенциал бизнес-проектов и влияние развития Севморпути на благополучие арктических территорий.

«Единой оценки того, как развивается Арктика, сегодня нет. Однако грузоперевозки за последние 10 лет показывают рост более чем в 10 раз. Вклад Арктики в валовый внутренний продукт страны сегодня составляет до 15 процентов, – подчеркнул специальный представитель по вопросам развития Арктики, госкорпорации Росатом, зампредседателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир ПАНОВ. – По итогам 2024 года объём грузоперевозок по Севморпути был рекордным – без малого 37,9 миллиона тонн. На восточное направление ушло 7 миллионов тонн грузов – это ещё один рекорд. Развивается внутренний транзит: российские компании перенаправляют грузы, которые исторически шли через Суэцкий канал, по Севморпути – через порты Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск – на новые рынки. В прошлом году было перенаправлено 3 млн 100 тысяч тонн грузов. Интерес к Северному морскому пути продолжает расти: число разрешений на плавание по СМП на сегодня превысило показатель 2024 года».

Как было отмечено на сессии, Арктика сегодня – один из главных проектов страны в мировом масштабе. Однако для решения масштабных задач по освоению её территорий необходим совершенно иной уровень кооперации между всеми заинтересованными сторонами. Именно поэтому Президент России Владимир ПУТИН поставил задачу по разработке комплексного плана по развитию Арктической зоны РФ.

Исторический центр освоения Арктики

Историческим центром освоения Арктики является Архангельской область. Именно здесь в XV веке начались морские походы поморов на Север, здесь зародился российский ледокольный флот, а в годы Великой Отечественной войны через Архангельский порт прошло 17 союзных конвоев.

«Развитие Архангельского порта в современной истории было неоднозначным. В 2023 году из-за санкционного давления и изменения внешнеэкономических условий мы ощутили серьёзное падение грузооборота – примерно на четверть. Но ситуация изменилась, и уже в прошлом году архангельский порт продемонстрировал устойчивый рост», – отметил в своём выступлении губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

amtp_pogruzka.JPG

Так, в 2024 году морские перевозки увеличились в 1,3 раза, а объём экспортно-импортных грузов – почти втрое по сравнению с предыдущими двумя годами. Грузооборот архангельского порта продолжает расти несмотря на общее снижение этого показателя по арктическому бассейну.

«Интерес грузоотправителей, а вслед за ним и инвесторов к Архангельскому морскому порту закономерно усиливается. Мы стараемся максимально соответствовать этой тенденции: развиваем портовое направление, рассматриваем его как одно из ключевых для региона и уверены, что сможем внести весомый вклад в развитие Северного морского пути», — подчеркнул глава региона.

Обеспечить стабильную работу маршрута

Благодаря открытию в 2023 году мультимодального маршрута «Арктический экспресс №1» рекордный рост достигнут и по контейнерным перевозкам. Маршрут связывает Архангельск и основные китайские порты — Шанхай и Нинбо. В 2024 году через наш порт прошло 230 тысяч тонн грузов – это примерно 16 тысяч контейнеров, что почти в 30 раз больше уровня 2017 года. При этом в 2025 году ожидается увеличение количества рейсов.

Представитель NewNew Shipping Line Кэ Цзинь подтвердил, что в этом коду компания планирует расширить сотрудничество с портами Северо-Запада по грузоперевозкам.

«По итогам прошлогодней навигации в рамках маршрута «Арктический экспресс № 1» было выполнено 13 рейсов – перевезено 20 тысяч TEU*. Этот маршрут – не только результат китайско-российского сотрудничества, но и ключевой этап перехода арктических перевозок от сезонного к стабильному сервису, — отметил Кэ Цзинь. — Надеемся, что правительства Китая и России рассмотрят возможности специальной финансовой поддержки этого направления, в том числе по строительству судов ледового класса».

china_amtp_hin2.jpg

В свою очередь, глава региона заявил о необходимости создания финансово-экономической модели развития Арктической зоны России.

«Мы обсуждаем Арктику и Севморпуть уже не первый год, и сейчас важно объединить межотраслевые инициативы в единую программу, выстроить финансово-экономическую модель развития Арктической зоны. Нужен комплексный проект. Это позволит понять, какая поддержка требуется со стороны государства, в каком объёме и с какой приоритизацией», – подчеркнул Александр Витальевич.

В числе первоочередных задач — ускоренное развитие портовой, железнодорожной и автодорожной инфраструктуры. Это необходимо для обеспечения стабильной работы маршрута.

«В Архангельске мы уже движемся в этом направлении. Один из наших флагманских проектов — строительство нового глубоководного района морского порта. Работаем в партнёрстве с Росатомом и компанией «Евросиб». За три года мы прошли большой путь: подготовлена инвестиционная декларация, определены ключевые инвесторы, ведётся работа с зарубежными партнёрами, в том числе с китайской компанией NewNew Shipping Line. Мы видим реальную готовность к вложению иностранных капиталов в Архангельский порт. Поэтому перспективы у нас хорошие», – добавил губернатор.

Инфраструктурный каркас для региона

Дискуссия о развитии Северного морского пути продолжилась на сессии «Новые маршруты международной торговли». Как отметил советник Президента РФ Игорь ЛЕВИТИН, в условиях изменения мировой торговли и в целом геополитической трансформации транспортно-логистическим компаниям необходимо менять структуру логистики, выстраивать новые маршруты. И важное место в этом отводится Арктике.

«Сделано уже многое: в Арктике создана преференциальная зона с особыми условиями ведения бизнеса, начата реализация более тысячи проектов с объёмом инвестиций более двух триллионов рублей, – напомнил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей ЧЕКУНКОВ. – Принят план развития Севморпути, уже есть заинтересованные компании, которые инвестируют в строительство судов, создание береговой инфраструктуры. По сути, он становится трансатлантическим коридором, морская логистика которого связывает Северо-Запад с Востоком».

pmef_tsibulski.jpg

Отвечая на вопросы модератора, Александр Цыбульский подробно рассказал о ходе реализации комплексного плана развития Архангельского транспортного узла и роли региона в новой логистической модели страны.

Проект строительства глубоководного порта в Двинском заливе Белого моря рассматривается как инфраструктурный каркас для долгосрочной экономической трансформации региона. Проект предусматривает приём судов дедвейтом до 75 тысяч тонн, прогнозный грузооборот – до 25 млн тонн к 2031 году», – отметил глава региона.

При этом Архангельский и Мурманский порты в этом ключе не конкуренты, ведь у них совершенно разная номенклатура грузов, уточнил губернатор.

«Этот проект уже сегодня синдицирует вокруг себя много промышленных предприятий. Мы планируем, что он будет развиваться по системе «умного» порта – есть инвесторы, которым это интересно. К проекту могут присоединиться предприятия IT-сферы, малый и средний бизнес, который встроится в дальнейшие цепочки работы порта. Это даст хороший мультипликативный эффект для экономики Архангельской области», – уточнил Александр Цыбульский.

Интерес к порту Архангельск растёт

О своей заинтересованности в использовании мощностей порта Архангельск для отправки экспортных грузов на форуме заявил металлургический холдинг «Новосталь-М». Перспективы сотрудничества обсуждались на встрече главы региона с председателем правления холдинга Иваном ДЕМЧЕНКО.

«Мы экспортируем металлургическую продукцию в 100 стран и являемся крупнейшим экспортёром сортовой стали в России. Отправляем большие объёмы продукции в Латинскую Америку, на Ближний Восток, в Азию, поэтому хотели ли наладить взаимодействие с архангельским портом, учитывая планы по его расширению», – сказал Иван Демченко.

Глава региона также пригласил руководство компании «Новосталь-М» к участию в реализации проекта по созданию нового глубоководного района морского порта Архангельск в качестве грузоотправителя и индустриального партнёра.

В завершение встречи стороны выразили заинтересованность в продолжении диалога и развитии стратегического партнёрства. Губернатор пригласил руководство холдинга на III Форум «Арктика — Регионы», который пройдёт в Архангельске 31 июля – 1 августа. Одной из главных тем станет международное сотрудничество в рамках Севморпути.

К комплексной экологической политике

Ещё одной темой ПМЭФ стала экология, в частности – реформа обращения с ТКО. Как отметил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис БУЦАЕВ, первые годы её реализации показали, что принцип разделения отходов без выстраивания всей цепочки, масштабных преобразований всего сектора обращения с отходами невозможен.

Сегодня в этой сфере наибольшей популярностью пользуется государственно-частное партнёрство. Среди тех, кто уже воспользовался возможностью привлечения средств для строительства перерабатывающих мощностей, – Архангельская область. Наш регион одним из первых в стране перешёл от фрагментарных решений к комплексной экологической политике и системному подходу к обращению с отходами.

pmef_muraev.jpg«Люди увидели реальные изменения: во дворах появляются новые контейнерные площадки, обновляется парк техники для вывоза отходов, всё активнее внедряется раздельный сбор отходов, – отметил заместитель председателя правительства Архангельской области Игорь МУРАЕВ. – Ещё одно важное направление – развитие полигонной инфраструктуры. В регионе реализован опыт рекультивации пяти свалок в рамках федерального проекта «Чистая страна». Уже подготовлена проектная документация по Новодвинскому полигону, его реконструкция стартует в 2026 году. Проектно-сметную документацию на рекультивацию полигонов мы готовим совместно с Российским экологическим оператором».

Ключевым элементом региональной схемы обращения с ТКО станет строительство трёх опорных мусоросортировочных комплексов суммарной мощностью 405 тысяч тонн в год. Первый из них, в Коряжме, возводится с привлечением гранта из федерального бюджета. Запуск этого МСК запланирован на текущий год. До 2028 года планируется возвести ещё два мусоросортировочных комплекса: в Холмогорах и Няндоме.

«Наработанный в Архангельской области опыт может стать основой для масштабирования успешных решений в других регионах. Мы находимся в середине пути, но уже сегодня готовы делиться результатами. Считаю важным, чтобы успешные региональные практики становились основой для дальнейшего развития всей отрасли», – резюмировал Игорь Мураев.

Развитие «умной» инфраструктуры

Глава Поморья встретился с президентом АО «ЭР-Телеком Холдинг» Андреем КУЗЯЕВЫМ. Обсуждались проекты по развитию интернета в школе, установке «умных» домов и внедрению 5G на удалённых территориях. Компания готова принять участие в реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2026 году. Планируется модернизация IT-инфраструктуры в более чем 300 школах. Ещё одним перспективным направлением может стать проект по архитектурной подсветке исторических зданий и новостроек. Кроме того, компания реализует проекты по установке «умных» остановок. В перспективе стороны готовы проработать возможности создания в регионе дата-центра – системы хранения и обработки данных, а также цифрового сервиса по контролю за законностью оборота лесозаготовок.

«Архангельская область готова быть территорией технологических прорывов. Мы видим в компании «ЭР-Телеком Холдинг» не просто оператора связи, а стратегического партнёра в создании безопасной и комфортной цифровой среды. Наша задача – обеспечить устойчивое развитие региона», – подчеркнул глава региона.

По итогам встречи стороны подтвердили намерение продолжать системную работу и расширять сотрудничество в ключевых сферах цифрового развития.

Беспилотники и реконструкция электросетевого комплекса

На полях форума правительство Архангельской области подписало ряд соглашений, важных для развития региона. В частности, с АО «ГЛОНАСС» достигнута договорённость о расширении применения государственной автоматизированной системы в социально значимых сферах Архангельской области.

Кроме того, Поморье станет первым северным регионом, где будут применять морские беспилотники для грузовой логистики. Соответствующее соглашение о намерениях сотрудничества подписано с компаниями «Си Проект» и «Безэкипажная логистика». Уже в июле в Архангельской области планируют запустить беспилотные морские суда. Ожидается, что c их помощью будут доставлять грузы и товары первой необходимости в отдалённые и труднодоступные населённые пункты региона.

pmef_tsibulski_soglash.jpg

Также правительство Архангельской области подписало соглашение о сотрудничестве с ВТБ. Стороны намерены совместно работать над реализацией инвестиционных проектов, внедрением современных финансовых сервисов, сопровождением проектов в рамках госпрограмм.

«Для Архангельской области ВТБ давно является системным партнёром. Это основной банк, выдающий кредиты по программе «Арктическая ипотека», он участвует в реализации социальных программ и является опорой для нашего бизнеса в реализации инвестиционных проектов», – уточнил Александр Витальевич на церемонии подписания.

tsibulski_vtb1.jpg

О разработке перспективных планов развития и реконструкции электросетевого комплекса нашего региона правительство Архангельской области договорилось с руководством компании «Россети Северо-Запад».

«Только в этом году «Россети Северо-Запад» инвестирует в инфраструктуру региона 3,1 миллиарда рублей. Энергетики отремонтируют 265 километров линий электропередачи, 133 подстанции, 85 трансформаторных подстанций, расчистят более двух тысяч гектаров ЛЭП. Работы пройдут в Архангельске, Северодвинске, Котласе и 14 округах и районах области», – рассказал губернатор.

На полях ПМЭФ подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Архангельской области и ООО «Оператор электродвижения» (бренд HYPER), «дочкой» РОСНАНО. Оно предусматривает реализацию в Архангельске масштабного пилотного проекта по развитию городской экосистемы электротранспорта. На улично-дорожной сети города планируют установить 15 зарядных станций мощностью 150 кВт, а также закупить 150 электромобилей для работы в качестве легкового такси.

«Не останавливать инвестиции в экспорт»

На полях форума состоялась Комиссия Государственного Совета РФ по направлению «Международная кооперация и экспорт» под председательством Александра Цыбульского. Главная цель — зафиксировать эффективные инструменты, обсудить практику их применения, согласовать приоритеты, в том числе заложенные в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт», на ближайшие годы.

Востребованной мерой остаётся субсидия на транспортировку экспортных грузов. Комиссия неоднократно подчёркивала недопустимость её сокращения. Этот вид господдержки сохранён, однако до 2030 года на него заложено всего 57 млрд рублей.

«Очевидно, что объём заявок значительно превысит текущие лимиты, поэтому вопрос увеличения объемов финансирования остаётся в работе, – рассказал Александр Витальевич. – Условия выхода на внешние рынки для российских компаний существенно изменились, транспортное плечо стало намного длиннее, расходы увеличились, из-за чего падает маржинальность компаний. И субсидия на транспортировку грузов является важнейшим инструментом. При этом её нельзя рассматривать лишь как поддержку производителей для выхода на внешние рынки. Это ещё и инструмент регулирования транспортных маршрутов».

pmef_komissiya.jpg

Кроме того, с этого года запускается программа субсидирования в рамках международных транспортно-логистических коридоров. Цель — обеспечить выход российских компаний на рынки Африки и Латинской Америки. Экспортёр получит 50% скидки на фрахт сразу, а не в виде компенсации. На 2025 год на эту меру поддержки предусмотрено 1,2 млрд рублей.

В дальнейшем комиссия сосредоточит своё внимание на работе с экспортными центрами в регионах, систематизации передовых практик, масштабировании мер РЭЦ, среди которых – продвижение бренда «Сделано в России».

«Остаюсь при мнении, что экспорт — это не только внешняя задача. Это реальная доходная часть региональных бюджетов, рабочие места, загрузка мощностей. Все меры поддержки должны быть нацелены на достижение конкретных экономических эффектов», – отметил в завершении обсуждения председатель комиссии Александр Цыбульский.

Прямая речь

Владимир ПУТИН, Президент России:

- За два года со знаком «плюс» отличились сельское хозяйство, промышленность, строительный комплекс, логистика, сфера услуг, финансов и IT-индустрия, то есть практически все ключевые, системообразующие отрасли отечественной экономики. Благодаря работе десятков тысяч предприятий и компаний, их коллективов, управленцев, благодаря инициативе, труду миллионов предпринимателей наша экономика не просто уверенно развивается, а становится более качественной, сложной и многогранной.

pmef_putin.jpg

Важнейшая задача текущего года – обеспечить переход экономики на траекторию сбалансированного роста. Мы должны добиться умеренной инфляции и низкой безработицы. Есть позитивная динамика в субъектах Федерации, где проблема занятости традиционно была острой. Сработали и грамотная стимулирующая макроэкономическая политика, и активные действия региональных властей при поддержке федеральных программ в сфере занятости, а также широкое внедрение современных технологических решений.


* Один TEU эквивалентен полезному объёму стандартного контейнера длиной 20 футов (6,1 м) и шириной 8 футов (2,44 м).




Возврат к списку

Для вас

Навигатор будущих событий

Новости компаний

Для вас

Нажимая “Принимаю”, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и сбор данных с помощью сервисов веб аналитики Яндекс.Метрика и top.mail.ru на вашем устройстве для улучшения навигации по сайту, анализа использования сайта и содействия нашим маркетинговым усилиям. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности для получения дополнительной информации.

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей