ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 09:35

Арктика в режиме спецоперации


Григорий ДИТЯТЕВ Фото: Пресс-служба национального парка «Русская Арктика» / С. Артемьевой, М. Первакова. | 27.06.2022 12:22:10
Арктика в режиме спецоперации

Петербургский международный экономический форум в этом году вызвал большой интерес, и вполне заслуженно. Трансформация внешней политики России в связи с событиями на Украине не могла не сказаться на оформлении, быть может, главной визитной карточки страны. Изменения показались знаковыми и естественными.


Зампред правительства Юрий БОРИСОВ прямо заявил о необходимости использовать опыт работы под санкциями таких стран, как Венесуэла, Куба, Никарагуа, Сирия, Иран. Страны-соседи по СНГ, Египет, ОАЭ, Индия, Китай, а также Южная Корея, Япония рассматривались как главные ориентиры для сотрудничества по самым разным направлениям. На этом фоне арктическая повестка, роль Архангельской области в ее реализации остались в тени.

Хотя в целом для Поморья ПМЭФ-2022 событийно оказался даже богаче, чем прошлогодний. Ставшее традиционным подписание соглашения с руководством «Россети Северо-Запад» в этом году включало в себя обязательство энергетиков консолидировать почти 800 брошенных электросетей. Областная власть всерьез взялась за вопросы благоустройства: специалисты Проектной дирекции министерства ТЭК и ЖКХ региона смогли подготовить проект по созданию комфортных условий проживания на Севере и повышению качества коммунальных услуг, который привлек внимание федеральных инвесторов.

В рамках программы «Арктическая концессия» предусмотрено льготное финансирование ряда инфраструктурных объектов региона: планируется модернизация ливневой системы в областном центре, реконструкция канализационных очистных сооружений в Онеге, систем водоснабжения и водоотведения в селе Карпогоры. В Архангельске и Северодвинске обновится наружное освещение. На эти цели планируется выделить из средств консолидированного бюджета около 12 млрд рублей, а всего, по словам Цыбульского, более 50 млрд рублей, будет привлечено в экономику Поморья по итогам договоренностей, достигнутых на ПМЭФ-2022.

Но с Арктикой-то что? Заявление губернатора Александра ЦЫБУЛЬСКОГО о готовности региона взять на себя заботы по судоремонту прекрасно вписывается в тему импортозамещения. Как повлияет режим санкций на будущее и настоящее масштабных планов России по превращению Северного морского пути в торговую транспортную магистраль, планов по строительству новых портов?

Ответ на этот вопрос – не очень-то утешительный – звучал на другой площадке – 6-м Международном Арктическом саммите «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов», который проходил 8–10 июня в Москве и Санкт-Петербурге. С докладом о проблемах развития грузоперевозок по СМП на саммите выступил Юрий ЧИЖКОВ, член НОО «Арктическая общественная академия наук».

Прежде всего санкции стали причиной серьезнейших трудностей в работе всей транспортной системы России, особенно на северо-западном направлении. Резко сокращаются объемы перевозок, и вместе с тем значительно растет стоимость доставки экспортных контейнеров из дальневосточных портов – в зависимости от страны назначения рост составил от 30% до 90%. Теперь Дальний Восток становится одним из главных транспортно-логистических регионов России. За январь – апрель 2022 года общая перевалка контейнерных грузов там увеличилась более чем на 15%. Однако возникли ограничения в пропускной способности железнодорожных пограничных пунктов в направлении на Китай: в настоящее время она в 20 раз меньше имеющихся заявок на пересечение границы.

В докладе утверждается, что вследствие введенных экономических санкций особенно пострадали порты Северо-Запада. Санкт-Петербург потерял 44% оборота контейнерных грузов в сравнении с прошлым годом, Калининград – 36%, а новый российский порт Усть-Луга остался практически без работы – снижение составило 82%.

Идея использовать Северный морской путь для перевозки грузов наталкивается на нехватку транспортных средств: нужны контейнеровозы ледового класса, а их очень мало. По сравнению с огромными судами, работающими на южных направлениях, такие суда невелики, а это значит, что себестоимость перевозок по Северному морскому пути значительно – в разы – выше.

Строительство новых портов в Арктике, в частности в Индиге, сейчас экономически нецелесообразно.

Таким образом, рассчитывать на развитие всего огромного российского Арктического макрорегиона в условиях санкций и переориентации рынков на юго-восток не приходится. Весь Северо-Западный федеральный округ страны переживает самые серьезные экономические трудности, связанные с проведением спецоперации. В этих условиях крайне важно налаживать сотрудничество между субъектами СЗФО, о чем много говорится, но как-то не ощущается. Хорошо бы мобилизовать и международные инструменты, направленные на преодоление санкционной нагрузки и милитаризации Севера. Архангельская область активно участвовала в программах Баренц-Евроарктического региона, и в новых условиях город на Двине вполне мог бы стать площадкой для сохранения диалога Запада и Востока, выработке форматов их взаимодействия в новых условиях.

Мир значительно больше и сложнее, чем Украина, проблема определения ее политической структуры и границ. Практика взаимодействия регионов Северной Европы богата и исторически в целом позитивна. Опора на лучшие традиции позволит рано или поздно уйти от конфронтации и вернуться к нормальной торговле и добрососедству.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей