Текст: Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 13.04.2012 07:26:57
Правительство РФ собирается внести в Госдуму законопроект о государственном регулировании оборота древесины. На его исполнение, по примерным подсчетам, государство потратит 500 млн рублей. Не менее затратным он станет для лесопользователей. Но это не единственная слабая сторона документа: по мнению бизнеса, он направлен прежде всего на законопослушные предприятия, а «черные» лесорубы снова останутся за буквой закона. Плюсы и минусы законодательной инициативы обсуждались на Международном лесном форуме в Архангельске.
По разным данным, незаконные рубки составляют от 10 до 35% всей лесозаготовки в России. Вывести «черных» лесорубов на чистую воду Рослесхоз предложил с помощью введения строгого учета круглых лесоматериалов от делянки до конечного потребителя. Все данные о древесине и маршрут ее передвижения продавца обяжут отражать в специальной лесной декларации — эта информация будет доступна в Единой государственной автоматической информационной системе (ЕГАИС). Так контролерам станет легче сопоставить данные — сколько срубили, перевезли, продали, переработали. Кроме того, транспортировку лесных грузов обяжут проводить с товарной накладной и договором купли-продажи.
Пока законопроектом предложено поштучно маркировать только три ценные древесные породы — дуб, бук и ясень. Но по мнению заместителя руководителя Рослесхоза Николая КРОТОВА, в этот перечень следует внести ель и сосну, которую перерабатывают в европейской части страны.
«Федеральное агентство разослало проект закона в 80 субъектов РФ, отклики мы получили от 76-ти регионов. Не все предложенные поправки внесены, но на это повлияли исключительно технические причины. Сейчас законопроект готовится для внесения в Госдуму, к первому чтению мы подготовим пакет предложений для внесения изменений», — сообщил Николай Кротов. Он прогнозирует, что в течение этого года депутаты примут закон, и он вступит в силу с 1 января 2013 года. Между тем отдельные его положения, например, введение ЕГАИС, могут отсрочить. Как, впрочем, и маркировку древесины: технические средства еще выбираются.
Взгляды лесопользователей на будущее нового закона оказались менее оптимистичными. Как ни странно, аргументы бизнеса во многом совпали с замечаниями чиновников из профильных министерств Красноярского края и Вологодской области. Так, по мнению начальника управления департамента лесного комплекса Вологодской области Дмитрия ПИЛИПЕНКО, законопроект содержит много отсылочных норм — без их презентации комплексно оценить документ затруднительно. «Белых пятен быть не должно: основные положения и механизмы контроля нужно прописать прямо в законе, а не в нормативных актах, принятых в его развитие», — сказал Дмитрий Пилипенко.
Смущает и 5%-ная погрешность в системе учета лесоматериалов. По меркам Вологодской области — это почти 600 тысяч кубометров древесины. Но больше всего вопросов у представителей регионов, которым и предстоит контролировать исполнение закона, вызвала норма, описывающая изъятие и хранение конфискованных лесоматериалов. Кто это должен делать и за чей счет — ясности нет.
Министр природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Елена ВАВИЛОВА сделала еще одно важное замечание: предложенный механизм декларирования лесных материалов не столь оперативный. «Будет изобретено множество схем, в том числе многократного перекупа продукции, — уверена Елена Вавилова. — Весь комплекс нарушений мы сможем выявить только к первому кварталу года, следующего за отчетным периодом. Получается, что вся надежда будет на полицейских — как они станут проверять грузы при транспортировке и смогут ли найти начало цепочки перекупщиков». Никто не отменял и норму плановых проверок малого и среднего бизнеса (раз в три года), указанную в 294-м Федеральном законе. Необходимость внесения в него соответствующей поправки была единогласно поддержана регионами.
Министр, под руководством которого в Красноярском крае добились 8-кратного сокращения незаконных лесозаготовок, назвала законопроект Рослесхоза излишне либеральным. Необходимо ужесточать правила игры не только для законопослушных лесопользователей, а бороться прежде всего с «черными» лесорубами.
Об усилении административной и финансовой нагрузки на легальный бизнес сказал и директор лесного филиала ОАО «Группа «Илим» в Коряжме Владимир ФЕДФЕБЕЛЕВ. «Мы пробовали заполнить лесную декларацию, когда проводили экспертизу законопроекта — она заняла около 300 листов», — рассказал директор филиала. По его мнению, закон должен предусматривать использование уже имеющихся на предприятиях информационных программ, с помощью которых они отслеживают движение древесины. В крупных холдингах леспрома они давно внедрены, а переход на ЕГАИС потребует дополнительных инвестиций. «Сначала новую систему контроля лучше опробовать при поставке лесоматериалов на экспорт», — предложил Федфебелев.
Председатель комиссии по лесному комплексу Архангельского областного Собрания депутатов Николай ХУТОРЯНСКИЙ в оценках был жестче: новый законопроект приведет к увеличению документооборота на предприятиях, росту числа госслужащих, которые будут увлекаться статистикой, а также к дополнительным расходам бюджета. «Что мы хотим от этого документа: закручивать гайки или бороться с «черными» лесорубами? Зачем прессинговать легальный бизнес? Неужели сейчас у государства нет реальной возможности наказывать нарушителей?» — задал вопросы депутат.
Заместитель руководителя Рослесхоза Николай Кротов, который занял этот пост после многолетней работы в профильном департаменте администрации Архангельской области, в ответ заметил, что кому как не депутату, представляющему интересы лесного бизнеса, должно быть известно — есть ли у государства действенный механизм борьбы с незаконными рубками или нет?!
«Вы сам, Николай Степанович, сказали, что в некоторых лесничествах зачастую выявляются факты заключения договоров с несуществующими юридическими лицами — у них элементарно число цифр ИНН не совпадает. А кто эти номера вносит и кто контролирует?» — намекнул на коррупцию во власти Хуторянский. Николай Кротов сдался — и правда, новый закон не исключает влияние человеческого фактора.