Беседовала Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого и arh-zaton.ru | 17.12.2025 16:11:51
Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота удостоена региональной общественной награды «Достояние Севера – 2025» в номинации «Предприятие производственной сферы». Будучи признанным лидером в обслуживании каботажного флота в северных широтах, это старейшее судоремонтное предприятие региона активно развивает и смежные направления: занимается модернизацией судов и судостроением. Кроме того, Архангельская РЭБ флота вносит весомый вклад в подготовку специалистов для отрасли.
Накануне награждения лауреатов премии «Достояние Севера» «Бизнес-класс» посетил Архангельскую ремонтно-эксплуатационную базу флота, где сегодня кипит работа над подготовкой флота к предстоящей навигации. Итоги года в интервью нашему изданию подводит генеральный директор предприятия Антон КРУШЕЛЬНИЦКИЙ.
– Антон Викторович, мы регулярно посещаем ремонтно-эксплуатационную базу, и всякий раз видим ощутимые перемены: обновляется парк оборудования, продолжается масштабная модернизация производственных площадок, растёт число судов. Расскажите, каких результатов удалось добиться за текущий год?
– Трёхлетний план модернизации производства, казавшийся поначалу непростой задачей, приближается к завершению. Благодаря профессиональной команде все сложности были успешно преодолены.
Поскольку в основном у нас обслуживаются суда «река-море», а значит, основной период эксплуатации слипа – зима, модернизация проводилась преимущественно летом. Проведён капитальный ремонт горизонтальной части слипа, внутренних цехов.
– Насколько знаю, вы модернизируете слип под конкретные заказы, создавая возможность принимать более крупные суда?
– Действительно, модернизация слипа проводится не только планово, но и исходя из реальных заказов. Так, нам нужно было подготовить площадку для приёма судна шириной до 30 метров, и эта задача решена. Потом появились ещё два подобных заказа, поэтому можно точно сказать, что вложения себя оправдали.
Сегодня мы можем принимать суда шириной до 30 метров, длиной до 130 метров и осадкой до 4 метров. Кроме того, есть крупный проект на следующий год, который потребует дополнительной модернизации слипа с увеличением его грузоподъёмности с 2,5 до 3,5 тысячи тонн. Это также обусловлено потребностями рынка. Существует устойчивый спрос на обслуживание крупнотоннажных судов, однако немногие предприятия берутся за подобные заказы из-за технологической сложности подъёма на слип. Мы же не боимся сложных задач: благодаря команде и всесторонней поддержке уверенно принимаем эти вызовы и успешно их преодолеваем.

– Какие проекты реализованы в летний период?
– Мы завершили два больших проекта, каждый из которых стал для нас настоящим испытанием. Только представьте: стоимость только одного из них в трёхкратном размере превысила годовой оборот предприятия на момент начала моей работы на этом месте. Достичь высоких результатов удалось благодаря отлаженным рабочим процессам, а также высококвалифицированным специалистам. Наши сотрудники не ограничиваются формальным исполнением обязанностей: они искренне вовлечены в процесс и демонстрируют профессиональный азарт. В бизнесе, как в спорте, всегда есть стремление к новым вершинам.
– Как начался зимний сезон ремонтов?
– Как всегда активно! Когда закрывается навигация, к нам устремляются суда из самых разных регионов. Как можете заметить, на слипе практически нет свободных мест, а в ближайшее время ожидается прибытие ещё 5–6 судов. Перед нами стоит задача провести все необходимые ремонтные работы в течение зимнего периода. Уточню, что судовладельцы зачастую заблаговременно записываются на ремонт из-за нехватки доковых мощностей. Например, сухой док может одновременно принять лишь одно-два судна. А наш слип позволяет разместить от 15 до 20 единиц флота единовременно (в зависимости от габаритов судов). Мы прилагаем все усилия для соблюдения согласованных сроков, выполняя весь комплекс работ.
Первый ледокол на слипе
– Какие интересные проекты у вас сейчас в работе?
– Сравнительно недавно на Архангельскую РЭБ флота из Мурманской области был доставлен уникальный экскаватор-земснаряд Nordic Giant, которому требуется серьёзный ремонт. В нашей стране всего два таких судна. Они могут проводить обширные дноуглубительные работы, в том числе в арктических регионах. В прошлом году судно село на мель в районе Териберки – оказалось на камнях – из-за чего получило значительные повреждения. Перед нами стоит задача его восстановить, чтобы к следующей навигации Nordic Giant был готов к работе.

В этом году на слип впервые был поднят ледокол – это также удалось сделать благодаря модернизации производственной площадки. Подобные суда раньше и не думали брать на обслуживание и ремонт – просто не представлялось возможным. Поэтому Росморпорт ремонтировал свой флот в плавдоках. Однако нам удалось убедить заказчика в том, что мы сейчас имеем необходимые компетенции для проведения ремонта ледокола проекта 1191 на суше. Это была беспрецедентная операция! Для её проведения была задействована группа водолазов, разработан проект подъёма судна, которое весит свыше двух тысяч тонн. Теперь ледокол «Авраамий Завенягин» Мурманского филиала Росморпорта проходит комплексный ремонт в рамках очередного освидетельствования РС.

В этом году мы успешно провели несколько уникальных операций по подъёму судов на слип. Для проведения ремонта поднимались сухогруз «Механик Котцов», а также морской буксир «Жижгин», который имеет большую осадку и ранее ремонтировался в плавдоке.
– Можно ли говорить о росте числа судов, которые ежегодно проходят ремонт на Архангельской РЭБ флота?
– Увеличение есть, хоть и небольшое – на пять процентов. Мы сосредоточились на том, чтобы привлекать новых заказчиков. И в этом году удалось достичь значимого результата: впервые на ремонт поступили суда из Мурманской области. Пройден долгий путь переговоров, поскольку северяне – и в особенности рыбаки – редко меняют свои привычки. Но всё же нам удалось показать себя, заказчики довольны, и мы рассчитываем, что к нам придут и другие судовладельцы из Мурманской области. Будем прикладывать для этого все усилия.
От судоремонта к собственному флоту
– Деятельность предприятия подтверждает общеотраслевой тренд на переориентацию судоремонтного сектора на внутренний рынок. Этот процесс, активно развивающийся с 2022 года, оказал разнонаправленное влияние на участников рынка: для одних он создал новые возможности, для других – породил дополнительные сложности…
– Любую ситуацию можно трактовать по-разному. Например, мы это восприняли как возможность показать себя, доказать, что мы не хуже, чем зарубежные конкуренты. Это стало стимулом для нас подтвердить и дополнительно развить свои компетенции, предложив лучшие условия для судовладельцев. Наше географическое положение даёт существенные преимущества: глубокое понимание региональных особенностей позволяет обосновать экономическую целесообразность ремонта судов в Архангельске и учитывать специфические требования к судам в северных широтах, что в совокупности усиливает наши конкурентные позиции.
– Помимо судоремонта, предприятие активно развивает компетенции в смежных направлениях. Расскажите о ваших успехах в судостроении.
– Предприятие последовательно диверсифицирует деятельность, выходя за рамки традиционного судоремонта. В настоящее время активно развивается направление судостроения: если 2–3 года назад его доля в обороте предприятия составляла до 5%, то в текущем году она достигла 15–20%.
Для каждого направления – судоремонт и судостроение – сформированы отдельные команды специалистов. И если судоремонт – наше традиционное направление работы, которым мы занимаемся уже давно, то в судостроении, по сути, делаем только первые шаги, а значит пока рано «прыгать вверх». Стартовыми проектами стали малые понтоны и буксиры как наиболее технологически понятные объекты. В текущем году реализовано около 10 таких проектов, большая часть плавсредств уже сдана.

Отдельно стоит отметить строительство буксира по собственному проекту предприятия – это полностью наша разработка. Его создание продолжалось около года. Судно хорошего класса, планируем его презентовать.
Также реализованы проекты по строительству несамоходного флота, включая причальные сооружения для Онеги и Соловков. Кроме того, мы выступили субподрядчиком в проекте Севмаша. Год получился действительно интересным! И сегодня есть чёткое понимание, что мы можем строить и в какие сроки, так что продолжим развивать это направление. Спрос есть.
В штате – водолазы
– Какие ещё компетенции вы наращиваете?
– В этом году занялись развитием водолазного направления: получили лицензии, разрешения, взяли в штат специалистов. Это позволило начать предлагать заказчикам полный спектр услуг, включая слипование и водолазный осмотр судна. Теперь можем проводить аварийно-спасательные работы, выполнять экстренный ремонт прямо на месте происшествия.
Также мы занимаемся подъёмом затонувших объектов: для этого закуплено специальное оборудование, теперь наращиваем свои компетенции ещё и в этом направлении. Заказы поступают, и это в том числе обусловлено серьёзной нехваткой предприятий и специалистов, выполняющих подобные работы. Благодаря команде единомышленников нам удалось с нуля организовать эту деятельность.
– Сложно было найти специалистов?
– Да, это действительно люди уникальной профессии, но если поставишь себе цель – нет ничего невозможного. Поэтому нам удалось в достаточно короткий срок их найти. Нам очень повезло со специалистами: у них большой опыт, в том числе по проведению сварочных работ. Сейчас дополнительно их обучаем, чтобы развить компетенции.
– Как обстоит ситуация с кадрами в целом?
– Ситуация непростая, как и в целом по стране. Но мы эту проблему решаем! Ещё три года назад взялись за кадровый вопрос – и уже видим, что дело движется в нужную сторону. Как в бизнесе важно развивать несколько направлений, так и в кадровой политике нельзя полагаться только на один способ решения проблемы. Поэтому для привлечения специалистов мы занимаемся рекламой предприятия, повышаем выплаты для сотрудников, чтобы сделать Архангельскую РЭБ флота более конкурентоспособной на рынке труда. Улучшаем условия труда, и речь не только про быт, но и, к примеру, про униформу – чтобы работникам было тепло и комфортно.

Большое внимание уделяем профориентации, сотрудничаем с учебными заведениями региона. А три года назад совместно с Архангельским техникумом водных магистралей имени С. Н. Орешкова и министерством образования Архангельской области занялись созданием учебно-производственного центра на базе нашего предприятия. Открыли его в 2023‑м, и вот уже два года будущие сварщики и другие специалисты-судоремонтники осваивают профессию в условиях, максимально приближённых к реальному производству. Рабочие места не пустуют. Для студентов организуем экскурсии, чтобы они посмотрели, как выстроен процесс ремонта судов. Такое прямое знакомство с производством – отличная возможность для диалога: мы мотивируем ребят, приглашаем на практику, а впоследствии – к постоянному сотрудничеству.
Проект оказался эффективнее, чем мы предполагали. Изначально думали, что первые результаты работы учебного центра увидим только через 7–8 лет после его открытия, но уже в этом году получили первых специалистов. Это яркое подтверждение правильности выбранного пути.
Пробудить азарт
– В конце ноября на базе Архангельской РЭБ флота уже в третий раз прошёл конкурс профессионального мастерства по компетенции «Сварочное производство». Это ещё один способ решения кадрового вопроса?
– Безусловно. Конкурсы играют важную роль в подготовке будущих специалистов. Они позволяют выявлять лучших, стимулировать молодёжь к профессиональному росту. Соревновательный элемент пробуждает азарт и стремление к совершенствованию навыков. Количество участников конкурсов остаётся стабильным – учебные заведения активно поддерживают эту инициативу. Мы обеспечиваем материально-техническую базу мероприятий и не ограничиваемся формальным их проведением: каждому участнику вручаем памятные подарки, поздравляем. Особенно ценно видеть молодёжь, которая выбирает производственные специальности вместо поверхностных увлечений – это подтверждает актуальность нашей работы.

– Недавно предприятие стало лауреатом премии «Достояние Севера». Какие конкретные результаты деятельности предприятия и векторы его развития, по вашему мнению, стали основанием для получения этой награды?
– Награда подтверждает правильность нашей ключевой стратегии развития: мы не ограничиваемся одним направлением деятельности и постоянно движемся вперёд. В сфере судоремонта обеспечиваем полный цикл работ для любых типов судов, планомерно увеличивая наши мощности. На достигнутом не останавливаемся! Плотнее занялись судостроением и здесь стремимся к масштабированию, развитию новых компетенций. Большое внимание уделяем кадровой политике, профориентации, благотворительности. Работая на территории, невозможно игнорировать потребности её жителей, поэтому мы поддерживаем различные социально значимые инициативы.










