Беседовала Елена Углова. Фото: Алексей Липницкий | 17.05.2013 11:53:11
Руководство Архангельского тралового флота (АТФ) собирается участвовать в приватизации предприятия, 100% акций которого принадлежит государству. Для этого привлечен финансовый инвестор — компания United Capital Partners. Их совместная компания «АТФ Северные инвестиции» уже получила одобрение Федеральной антимонопольной службы на покупку АТФ. Зачем это сделано, рассказывает генеральный директор ОАО «Архангельский траловый флот» Юрий НИКУЛИН.
- Юрий Павлович, в прессе очень много разной информации вокруг продажи АТФ. Например, о возможном участии в приватизации руководства тралфлота.
- Я обеспокоен ситуацией вокруг АТФ. В последнее время достаточно много компаний проявляет интерес к приватизации тралфлота. Присоединение к другому рыболовецкому флоту грозит уничтожением АТФ – новый собственник может перебазировать компанию, сократить сотрудников, прекратить поддержку рыбопромышленного техникума.
Действующее руководство АТФ при поддержке государства вывело компанию из банкротства, сохранив производственную базу и профессиональный коллектив. Считаю, что наш опыт и знание предприятия могут позволить нам наиболее эффективно управлять АТФ. Именно поэтому я решил участвовать в приватизации вместе с другими руководителями Архангельского тралфлота. Для этого нами была достигнута принципиальная договоренность о привлечении финансового инвестора – компании United Capital Partners (Юнайтед Кэпитал Партнерс).
В результате нашего сотрудничества руководство тралфлота будет осуществлять операционный контроль над АТФ, а инвестор приобретет высоколиквидные и, надеюсь, высокодоходные акции.
C моей точки зрения, наш консорциум имеет определенные преимущества. АТФ будет сохранен как единый производственный комплекс на базе существующего предприятия в Архангельской области; действующая команда руководителей и трудовой коллектив с большим опытом работы в данной сфере будут использоваться на благо родного предприятия; инвестор обеспечит доступ к финансовым ресурсам и поможет привлечь инвестиции для развития АТФ.
Мы сохраним налаженные связи с нашими ключевыми контрагентами, поставщиками и покупателями; останутся рабочие места, улучшится социальная защита сотрудников АТФ.
Кроме того, совместно с финансовым инвестором планируется реализация опционной программы для работников предприятия. А главное — будет обеспечено развитие рыбохозяйственной отрасли Архангельской области, создание благоприятных условий для роста производства и улучшения качества продукции.
Хотелось бы отметить, что это долгосрочное планирование, обеспечивающее дальнейшее развитие предприятия и соблюдение условий конкуренции. Мы понимаем, что если владельцем Архангельского тралового флота станет его конкурент, это может привести к прекращению существования АТФ и, как следствие, к снижению конкуренции.
- Появилась информация о планируемых сокращениях в АТФ и неустойчивом финансовом состоянии предприятия...
- Я в курсе ситуации. Предприятие находится в сложном финансовом положении. Да, нам удалось избежать банкротства, но текущему руководителю приходится постоянно и каждодневно решать множество проблем, которые образовались не за один день и на решение которых требуются средства.
Сокращения вызваны недостаточным финансированием, предприятие находится в тяжелом положении, ему необходимо обслуживать кредит, однако, несмотря на это, 2012 год был закончен с прибылью более 30 млн рублей.
- Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в Намибии, при которой суда АТФ «Капитан Веселков» и «Николай Кудрявцев» вели промысел себе в убыток?
- Положение непростое. АТФ – государственная компания, и совет директоров, возглавляемый представителями профильных государственных органов, несколько лет назад принял решение направить в Намибию два судна, недавно отремонтированных и модернизированных.
Суда должны были работать по квоте, полученной в рамках межгосударственного соглашения, рентабельной и выгодной для флота. К сожалению, процесс заключения этого соглашения затянулся на несколько лет и окончился ничем.
Подписанный в начале 2013 года документ так и не содержит положений о межгосударственных квотах. А в ожидании обещанных договоренностей «Капитан Веселков» и «Николай Кудрявцев» продолжали работать по решению совета директоров, но уже на основе невыгодной намибийской коммерческой квоты.
В результате мы ежегодно фиксировали убытки, что заметно ухудшало и без того серьезное положение флота. Сейчас, в преддверии приватизации, менеджмент АТФ все-таки сумел вернуть суда в Россию. Возвращение «Капитана Веселкова» и «Николая Кудрявцева» поможет нам улучшить ситуацию, более эффективно осваивать квоты, уже в обозримом будущем продемонстрировать рост производственных показателей и подойти к приватизации с полным пониманием того, что менеджмент сделал все возможное для создания успешно работающей компании.
По моему мнению, ситуация в Намибии служит еще одним доказательством того, что приватизация позволит более мобильно принимать требуемые для АТФ решения и эффективно управлять предприятием.
Еще раз хотел бы отметить, что крайне важно, кто будет управлять предприятием после приватизации. Если новый собственник перебазирует тралфлот, материально-техническая база будет разрушена, флот раздроблен, последуют массовые сокращения.
Необходимо, чтобы АТФ остался в Архангельске. Привлечение финансового инвестора, не заинтересованного в перебазировании флота, поможет нам сохранить АТФ - старейшее предприятие региона и системообразующую рыбопромысловую компанию Архангельской области.