ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 15:34

Архангельская область готовит предложения по решению «санкционных» проблем ЛПК


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого, Дарьи Емельяновой и Анастасии Незговоровой | 09.09.2022 14:41:40
Архангельская область готовит предложения по решению «санкционных» проблем ЛПК

Проблемы лесопромышленного комплекса Архангельской области в новых экономических реалиях обсудили на совещании в региональном парламенте. Основные трудности связаны, в частности, с переориентацией рынков сбыта продукции, логистическими проблемами, а также несовершенством законодательства. В заседании комитета областного Собрания по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии в режиме видеоконференции приняли участие представители крупнейших предприятий региона.


«В настоящее время, чтобы сгладить возможные негативные последствия от внешнего санкционного давления, российское правительство ввело ряд мер поддержки лесного сектора экономики страны, некоторые из них предложены Архангельской областью. На протяжении полугода на региональном уровне мы активно ведем эту работу. Однако много вопросов остаются нерешенными. И сегодня важно совместно выработать те предложения, с которыми мы будем обращаться на федеральный уровень для того, чтобы лесная отрасль продолжала стабильно развиваться», — отметил в начале заседания заместитель председателя областного Собрания Александр ДЯТЛОВ.

Нерентабельная логистика

Одна из самых серьезных проблем, с которой столкнулись лесопромышленники, связана с существенным — почти в три раза — ростом расходов на логистику. При этом, по словам заместителя генерального директора ООО «Группа компаний «УЛК» Натальи ПОНОМАРЁВОЙ, цены на готовую продукцию снижаются.

«Ситуация с транспортной логистикой, а именно с отправкой продукции железнодорожным транспортом, усугубляется с каждым днем. К примеру, наша группа компаний готова только со станции Костылево отправлять 32 контейнерных поезда в восточном направлении. При этом РЖД нам согласовывает лишь два, дополнительно удается договориться еще о 15-18, — рассказала Наталья Пономарёва. — Перевозка продукции по железной дороге занимает много времени, поезда нередко оказываются брошенными в пути, несмотря на согласованные заявки. Если такое положение дел в ближайшее время не изменится, нам придется задуматься о приостановке работы предприятий из-за затоваривания».

Как отметили участники заседания, большое значение имеет вид отгружаемого товара. К примеру, практически все заявки на транспортировку картона РЖД согласовывает, тогда как на пиломатериалы — единицы.

В условиях санкций для российских производителей Китай сегодня является перспективным рынком сбыта. Однако полноценно реализовать свою продукцию на этом направлении лесопромышленники не могут.

ulk_doski.jpg

«Китай - очень емкий рынок, он может потреблять весь объем продукции, который мы производим, но нам физически нужное количество не отгрузить из-за существующих проблем с логистикой, — отметил на заседании генеральный директор ЗАО «Лесозавод 25» Дмитрий КРЫЛОВ. — Есть ограничения по погранпереходам: хотя это самый доступный способ поставки продукции, их пропускная способность крайне низкая. Через погранпереход мы отгружаем один, максимум два поезда в месяц. Все остальное идет через порты Дальнего Востока, что гораздо дороже. В целом за месяц мы отправляем не более 10 поездов, а нужно 15-16».

Об этой проблеме говорил и генеральный директор ООО «Группа компаний «УЛК» Владимир БУТОРИН на лесном совете, который прошел в рамках деловой программы чемпионата «Лесоруб XXI века» в Устьянском районе в августе. По его словам, услуги в сфере перевозки пиломатериалов подорожали в три раза, пеллет — в четыре.

По словам министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Игоря МУРАЕВА, потребность компаний региона в контейнерных железнодорожных составах в сентябре составляет 66 поездов. При этом в июле не было отгружено чуть более 50% от запланированных объемов грузов, в августе – 36%. Сроки доставки продукции до потребителя часто затягиваются. Для железной дороги грузы лесопромышленников не в приоритете, так как эти предприятия приносят меньше прибыли по сравнению с другими клиентами.

По мнению участников заседания, решением может стать выделение со стороны РЖД ежемесячной квоты на каждое предприятие для отправки прямых железнодорожных контейнерных поездов в восточном направлении.


Одна из самый серьезных проблем, с которой столкнулись лесопромышленники в условиях санкций, связана с существенным — почти в три раза — ростом расходов на логистику. Есть трудности с отправкой грузов железнодорожным транспортом. Если ситуация в ближайшее время не изменится, предприятия могут оказаться в вынужденном простое.

Другая сложность в этой сфере связана со снижением субсидии на транспортировку готовой продукции ЛПК. Лимит на каждое предприятие уменьшен с 500 до 300 млн рублей.

«Этой субсидии недостаточно, особенно для крупных компаний. Только за месяц расходы на транспортировку продукции превышают 700 млн рублей, — подчеркнула заместитель генерального директора ООО «Группа компаний «УЛК». — В связи с этим мы выходим на федеральный уровень с предложением рассмотреть возможность субсидирования 50% фактически понесенных транспортных затрат, а также снятия действующих ограничений. И хотелось бы, чтобы субсидии предоставлялись ежеквартально — это стало бы хорошей поддержкой лесопромышленников в текущей ситуации».

С таким предложением согласились и другие участники заседания — представители предприятий лесного комплекса региона.

«Идеальный шторм»

Есть серьезные трудности и в части доставки грузов морским транспортом. Внимание на эту проблему обратил гендиректор ЗАО «Лесозавод 25».

«Та ситуация, в которой оказались все лесопильные предприятия России, похожа на идеальный шторм. Закрыты основные рынки сбыта, а доступные уже перенасыщены. При этом цены на продукцию упали почти в два раза, – подчеркнул Дмитрий Крылов. – Есть серьезные проблемы с логистикой, причем не только в сфере железнодорожных, но и морских перевозок. Российские судовладельцы сегодня значительно ограничены. К примеру, Северное морское пароходство находится под санкциями США. Мы не можем использовать их суда даже для отправки продукции на те рынки, где эти ограничения не действуют. Платежи по таким отгрузкам практически невозможны. Другие российские судовладельцы тоже не сильно... приветствуются на основных рынках. Поэтому приходится использовать суда, которые ходят под иностранными флагами, а их услуги подорожали примерно в три раза».

lesozavod25_1.jpg

Негативно на выручке экспортеров сказывается укрепление рубля, а также низкий спрос на пиломатериалы и пеллеты в России.

«Мы не можем взять и резко перенаправить существенный объем этой продукции на внутренний рынок. В целом ситуацию оцениваем как сложную. Работаем в убыток. Нас может спасти либо увеличение курса доллара, либо повышение стоимости продукции, либо компенсация транспортных затрат в большем объеме, чем это есть сейчас, — считает руководитель «Лесозавода 25». — Проблемы с рынками сбыта отразятся не только на лесоперерабатывающей промышленности. Это приведет к сокращению объемов заготовки, производства и - как результат — к «схлопыванию» рынка».

НЕтопливные пеллеты?

Санкции серьезно ударили по производителям топливных гранул. Сегодня многие из них оказались без стабильных рынков сбыта. Вкупе с повышением затрат на логистику это привело к отрицательной рентабельности выпуска данного вида продукции.

«Основной вид продукции архангельского подразделения компании «Регион-лес» - пеллеты, а они сегодня на «стопе». Рынков сбыта нет. И пока предложения по переориентации сбыта пеллет на внутренний рынок, которые обсуждались на разных площадках, не перешли в практическую плоскость, — отметил гендиректор компании «Регион-лес» Дмитрий ГВОЗДЕВ. — Также мы производим пиломатериалы, отправляем их в Китай. С нашими объемами продукции проблем с поездами нет: нужен всего один поезд в месяц, и мы его отправляем, но так же, как и многие другие компании, с огромными транспортными расходами и себе в убыток».

region_les_pelleti.jpg

Напомним, что на лесном совете в Устьянах обсуждался вопрос перехода муниципальных теплоснабжающих организаций на пеллеты. Так, в Архангельской области на этот вид топлива можно перевести около 30 котельных. Инвестиции в реализацию данного проекта оцениваются в сумму около 2,5 млрд рублей. И здесь региону не обойтись без субсидий из федерального бюджета. В идеале необходимо создать федеральную программу по переводу котельных на биотопливо.

«В регионе производится 600 тысяч тонн гранул, и мы бы могли обеспечить ими как минимум весь Северо-Запад. Использование древесных гранул серьезно улучшит экологическую ситуацию, способствует развитию «зеленой» энергетики. Но до настоящего времени пеллеты не отнесены к категории «топливо», как мазут или уголь, что не позволяет в полной мере использовать их в теплоэнергетике, – подчеркнул вице-спикер областного парламента Александр Дятлов. – К тому же до сих пор нет понимания, какое ведомство должно заниматься разработкой программы по пеллетам и курировать ее реализацию. Поэтому велики риски того, что в ближайшее время ее не запустят».

Поддержать лесопромышленников

Участники заседания обсудили планы федерального правительства по увеличению арендной платы за пользование лесными участками. По мнению представителей ЛПК региона, это станет дополнительной нагрузкой на бизнес в и без того тяжелой ситуации.

«Обсуждается рост арендной платы выше уровня инфляции. В качестве одного из обоснований приведен тот аргумент, что дополнительные поступления в бюджет направят на охрану лесов от пожаров. В этой связи хотелось бы отметить, что компании за свой счет проводят профилактические противопожарные мероприятия, а также несут затраты на борьбу с лесными пожарами, не получая за это компенсации, — отметил руководитель отдела по лесной политике Группы «Илим» Илья ВЕРВЕЙКО. — В целом это предложение приведет к увеличению затрат лесопользователей, снижению их конкурентоспособности, уменьшению инвестиционной привлекательности лесного комплекса».


Около 25 тысяч человек трудятся в лесной промышленности Архангельской области.


Также руководитель отдела по лесной политике Группы «Илим» прокомментировал уже принятые меры поддержки лесопромышленников.

«Положительно оцениваем перенос запуска федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК) на 2025 год. Это очень правильно. Внедрение программы в 2023 году, как это планировалось ранее, создало бы дополнительные проблемы для лесопользователей, как в случае с внедрением нового функционала ЛесЕГАИС, — считает Илья Вервейко. — Неоднозначно оцениваем продление срока выполнения обязательств по приоритетным инвестпроектам в области освоения лесов: оно касается только мероприятий, запланированных с 1 марта по 1 сентября 2023 года. Однако этого недостаточно — необходимо продлить срок реализации инвестиционных проектов в целом».

les_forvarder.JPG

У Группы «Илим» есть и другие законодательные инициативы, реализация которых не потребует дополнительных бюджетных затрат. В частности, предлагается продолжить совершенствование законодательства в сфере создания, ремонта и эксплуатации лесных дорог.

«Соответствующий законопроект сейчас находится в Государственной Думе, Совете Федерации. На наш взгляд, нужно обратиться в органы государственной власти для ускорения его принятия. Ведь сейчас в отдельных субъектах РФ у арендаторов есть серьезные проблемы с доступом к лесным участкам для заготовки древесины. Скорое принятие законопроекта помогло бы их решить», — отметил руководитель отдела по лесной политике Группы «Илим».

Инвестиции в условиях санкций

Отдельно участники заседания обсудили реализацию инвестпроектов в условиях санкций. Сегодня реализация крупных проектов сопряжена с большим количеством рисков, среди которых — проблемы с поставкой иностранного оборудования, даже уже оплаченного. Вместе с тем компании обязаны выполнять взятые на себя обязательства по реализации проектов, в том числе кредитные. Власти Поморья предлагают упростить порядок внесения изменений в инвестпроекты.

«Принимаемые на федеральном уровне меры поддержки сегодня носят точечный характер, они комплексно не решают вопросы, связанные с реализацией инвестиционных проектов. Мы предлагаем ввести мораторий на три года на выполнение всех обязательств инвестора по созданию, модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры», — подчеркнул министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Игорь Мураев.

Многие инвестпроекты направлены на увеличение объемов производства. Однако сегодня есть серьезные проблемы с реализацией продукции, логистическими цепочками. Поэтому в целом под вопрос ставится целесообразность инвестиций в дальнейшее развитие производства.

От Архангельской области готовятся и другие предложения на федеральный уровень, в реализации которых заинтересован лесопромышленный комплекс не только нашего региона, но и всей страны, - для того чтобы эффективно развиваться, обеспечивать занятость населения и стабильные поступления в бюджеты.

Цитата

Александр ДЯТЛОВ, заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов:

dyatlov_a_2018.jpg- Лесопромышленный комплекс подвергся серьезному санкционному давлению. Это связано с тем, что основной поток грузов отправлялся на экспорт в европейские страны. Большая часть оборудования закупалась у зарубежных компаний. Однако в связи с недружественным действием наших бывших партнеров компании сегодня не могут получить запчасти для техники, под вопросом реализация инвестиционных проектов. Наш бизнес творит настоящие чудеса в поиске новых рынков сбыта, замене поставщиков. Но есть серьезные проблемы с логистикой – не хватает железнодорожных составов, которые могли бы доставить нашу продукцию в Китай и другие дружественные страны. Поэтому мы будем обращаться к заместителю председателя Правительства РФ Виктории АБРАМЧЕНКО с просьбой помочь в решении этих проблем.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей