ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 6 октября, 2024 19:33

Архангельский взгляд на заполярный туризм


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото автора, а также предоставлены оргкомитетом конкурса «Своё Родное» и его участниками | 31.12.2022 11:54:51
Архангельский взгляд на заполярный туризм

В декабре, в разгар полярной ночи, благодаря федеральному конкурсу «Своё Родное»* я побывала в гастрономическом туре в таинственном и чарующем Мурманске. В таких поездках невольно сравниваешь новые места со своими родными, тем более если оказываешься в городе-сопернике. И невольно задаёшься вопросом: а чему Архангельск может поучиться у Мурманска?


Два северных региона связывает регулярное авиасообщение: пять раз в неделю из Архангельска в Мурманск и обратно летают небольшие самолёты авиакомпании «Северсталь». Спустя час после взлёта ты приземляешься в городе за полярным кругом, где в декабре уже не увидеть солнца — только его отсветы, и то несколько часов в день. Рассветная палитра быстро сменяется более глубокими и насыщенными закатными цветами. Невероятно интересно наблюдать за этим с одной из сопок, в окружении которых и расположен Мурманск.

murmansk_new_year2.jpg

Большую часть суток здесь достаточно темно, но город прекрасно освещён. Фонари включают довольно рано и не выключают всю ночь. К тому же к Новому году этот полярный город начинает сверкать разноцветными огнями. В Мурманске много светящихся арт-объектов, напоминающих один из главных брендов всего региона — северное сияние. Именно за ним мы и отправились в первый же вечер.

В погоне за авророй

Как рассказал экскурсовод, в регионе достаточно много охотников за сияниями, но туристическим брендом они стали не так давно, причем благодаря китайцам: они верят, что если увидишь северное сияние, непременно обретёшь счастье и богатство. А если зачать ребёнка под всполохами авроры… то родится дракон! Ну или, как минимум, очень умный мальчик. Однако туроператоры, привозившие сюда группы, нередко обманывали легковерных китайцев. Если не удавалось застать сияние, они выдавали за него облака, подсвеченные огнями города.

Вообще, «поймать» аврору — задача не из простых. Для этого необходимы три фактора: достаточная для появления сияния вспышка на Солнце, отсутствие поблизости места наблюдения иллюминации и городских огней, но самое важное — ясное небо.

murmansk_avrora_2.jpg

Идеальное время для такой охоты — с начала осени до марта. Поэтому мы попали в самый сезон! Правда, прогноз не сулил нам ярких и продолжительных всполохов. KPI в этот день был довольно низкий: «двоечка» по пятибалльной шкале. Мы погрузились в автобус и поехали примерно за 20-25 км от города ловить удачу за её зелёный хвост.

«Достаньте телефоны, включите камеру и направьте её на небо - туда, немного правее», - вдруг скомандовал нам гид, пока мы ещё ехали в автобусе.

«Видите, видите?!» — ликовал он.

Удивительно, как наш глаз не воспринимает того, чего не видел раньше. С виду это было просто своеобразное облако, но через камеру телефона оно приобрело зелёные оттенки и вело себя будто живое: извивалось, перекручивалось, растягивалось и сжималось.

 murmansk_avrora_nezgovorova.jpg

Прибыв на точку, мы продолжили наблюдать за этим невероятным природным явлением. Однако вскоре сияние начало гаснуть. Небо заволокло облаками, и гид решил везти нас на другое место. Там уже стояли машины: не одни мы ловили этим поздним вечером зелёные всполохи. И тут перед нами сияние начало разгораться вновь. На этот раз хотелось убрать телефон и просто наслаждаться его невероятным танцем в небе.

Поохотиться за северным сиянием предлагают и архангельские туроператоры. Однако в нашем регионе это не носит столь массовый характер. А может, нам просто не хватает интереса со стороны китайцев, чтобы «раскачать» это направление туризма. 

Визит к шаману

Следующий день выдался ещё более насыщенным. Мы отправились на базу отдыха  SAAMI VILLAGE, где познакомились с Надеждой. представительницей саамов — самобытного северного народа, к тому же нойдом (шаманом). Саамы вели полукочевой образ жизни, целиком и полностью зависящий от миграций оленей. Кроме разведения этих древних (олени — современники мамонтов!) и величественных животных, они занимались охотой, рыболовством и сбором ягод. При этом саамы были язычниками, проводили мистические обряды. И мы стали свидетелями одного из них.

 murmansk_noid_shaman.jpg

Нойд сопроводила нас в веже — это воссозданное жилище саамов, правда, в современной версии, с вытяжкой. Внутренние стены веже утеплены шкурами животных. В центре пылал очаг. Надежда рассказала о традициях саамов и их укладе жизни. А затем провела шаманский ритуал у огня под звуки бубна. Зрелище просто невероятное! Чувствуется, что саамы совершенно иначе воспринимают наш мир, глубже и острее. К тому же они не утратили связь с природой: не приручили, а сами подстроились под неё. Ведь им приходилось жить в самых суровых условиях.

Затем мы пошли в кораль — загон для оленей, пообщались с этими чудесными животными и покормили их ягелем. 

nezgovorova_i_oleni.jpeg

В Архангельской области тоже немало древних народностей. К примеру, на территории Поморья жила чудь белоглазая, которая, как оказалась, совершала набеги на саамов и грабила их жилища. Но есть у наших племён и более светлые страницы истории. Однако пока об этом не говорят широко и уж тем более не сделали на основе этих историй туристический бренд. Сегодня в Архангельской области приезжих туристов больше привлекает быт северных деревень, их неповторимый колорит и удивительные люди, о которых так много писал Фёдор Абрамов.

Гастрономия — зеркало территории

Ну а моё путешествие по Заполярью продолжилось новыми гастрономическими открытиями. Мы посетили ресторан «Царская охота» — аутентичное место с местным колоритом и особенной атмосферой. Интерьер больше похож на сельский дом весьма богатого северянина — любителя охоты. Оригинальный дизайн помещений и деревянную мебель дополняют шкуры и чучела животных, но это вовсе не вызывает отторжения.

В «Царской охоте» подают главные гастрономические изыски Арктики. В первую очередь это, естественно, оленина в различных видах и вариациях. Самый запомнившийся —  тартар из двух видов оленины: свежего и подкопчённого мяса. Вкус у него просто невероятный! Да вообще оленина — максимально локальный продукт, который уже прочно ассоциируется именно с Мурманском.

murmansk_food.jpg

Популярностью у туристов также пользуется ягель. Лишайник, которым питаются олени, превратили в настоящий гастрономический бренд: им украшают блюда, заваривают с ним чай и даже делают из него сладкие чипсы.

Ещё один бренд —  рыба и морепродукты. Во многом это связано не только с прошлым Кольского полуострова, традиционной пищей его коренных народов, но и с современными тенденциями. Промышленная добыча рыбы — один из краеугольных камней экономики Мурманской области. Выбор рыбы здесь самый богатый: треска, палтус, сёмга, зубатка и многое другое. 

murmansk_fish.jpg

Также среди гастрономических изысков — морские ежи, гребешки, мидии и даже крабы. Последние в Баренцевом море поселились сравнительно недавно, в середине прошлого века: их перевезли сюда с Камчатки. Удивительно, но крабам удалось адаптироваться к жизни в новых условиях, правда, по размеру они меньше своих восточных собратьев.

Борьба за звание столицы Арктики

Северные сияния, саамы, олени и гастрономия не единственные бренды этого региона. Самый главный — «Мурманск — столица Арктики». Эта фраза запечатлена в разных арт-объектах, надписях и даже на здании аэропорта. Однако споры о том, какой именно город является столицей Арктики — Архангельск или Мурманск, — не утихают. Об этом даже спорили главы двух регионов на одном из официальных федеральных мероприятий 2022 года.

murmansk_aeroport.jpg

Меж тем наш регион пока в большей степени продвигает себя как «ворота в Арктику». С этим связан и брендовый тур «Архангельск: здесь начинается Арктика», который в этом году получил статус национального туристского маршрута. Есть потенциал для дальнейшего развития этой темы.

Стоит ли и дальше спорить о том, какой город является столицей Арктики? С одной стороны, столица — место притока инвестиций, туристов. Но с другой - бренд «ворота в Арктику» имеет больший потенциал. И не только в плане развития туризма, но и портовых мощностей, судоремонта, спрос на который неуклонно растёт. А это уже совершенно другой объём инвестиций и уровень развития региона. Добро пожаловать в Арктику, дамы и господа! Здесь выживает сильнейший.

murmansk_winter2.jpg


* Учредителем и организатором конкурса является ООО «Агентство гуманитарных технологий». Генеральным партнером конкурса выступает Россельхозбанк.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей