ИЛИМ-ПАЛП_2020
Альфа_регистрация
ВТБ

Через тернии — к вывескам: в Поморье обсуждают первые итоги принятия дизайн-кода


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого и fundsolovki.ru | 24.06.2021 12:26:07
Через тернии — к вывескам: в Поморье обсуждают первые итоги принятия дизайн-кода

Уже в пяти крупных городах области — Архангельске, Новодвинске, Коряжме, Котласе и Мирном — принят дизайн-код. Новые правила размещения рекламы и другой информации на фасадах зданий нужны, чтобы сохранить атмосферу исторических улочек, чтобы на глаза то и дело не попадались витрины, как попало залепленные словами «скидки», «только у нас» и т. п. Однако для бизнеса введение дизайн-кода — это еще и дополнительные расходы, согласования и отказы.


Большое внимание привлекло состоявшееся на днях заседание экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Архангельской области, где обсуждалась эта тема. Бизнес-омбудсмен Иван КУЛЯВЦЕВ пригласил на встречу представителей министерства строительства, министерства АПК и торговли, администраций Архангельска и Северодвинска. А о том, как дизайн-код работает на деле, рассказали сами владельцы торговых центров.

«Книжка с иллюстрациями»

Напомним, что для Архангельска дизайн-код разрабатывала студия Артемия ЛЕБЕДЕВА.

treshov_m.jpg«Законодательством не регулируются некоторые параметры - например, связанные с городской эстетикой. Для этого, помимо правил благоустройства, нам и нужен дизайн-код. Он создан не для штрафов, это не документ, который несет бизнесу беды, - уверен советник главы Архангельска Михаил ТРЕЩЁВ. - Многим предпринимателям требуются вывески, но нет опыта, как это сделать, чтобы все выглядело интеллигентно и аккуратно. Дизайн-код размещен в открытом доступе на сайте администрации и на сайте студии Артемия Лебедева. Это книжка с иллюстрациями, понятная пользователям. В ней показано, как нельзя делать вывески и как можно, чтобы получить согласование».

По словам Михаила Трещёва, в дизайн-коде описаны, в частности, требования к разрешенным шрифтам, там же можно скачать и отдать для изготовления вывески бесплатные гарнитуры, которые «проверены и хорошо смотрятся». В документе есть также минимальные рекомендации по размещению штендеров рядом со входом в магазины и торговые центры.

«В свое время витрины на первых этажах были завешены объявлениями об акциях и скидках. Сейчас это уже не работает, - считает Михаил Трещёв. - Во-первых, все уходят в цифру (получают информацию об акциях через приложения. - Прим. ред.). Во-вторых, в витринах привлекают не бесконечные «sale», а уютный свет, аккуратная выкладка товара, доброжелательная атмосфера. Федеральные сети это понимают. С нововведениями всегда связана доля негатива, это надо принимать как данность. Но и бизнес, и горожане видят перемены к лучшему. Предприниматели, к примеру, стали чаще говорить: «хотим вывеску, как на таком-то доме».

Такой вариант проще всего: новые вывески заранее проверяют на соответствие дизайн-коду. Сложнее с уже установленными, если они не соответствуют требованиям: «Разговариваем, убеждаем в досудебном и судебном порядке. Чаще всего удается — собственники торговых точек приводят фасады в порядок», - пояснил Михаил Трещёв.

Штрафов нет, но такое возможно

Опыт Архангельска по введению дизайн-кода советник главы города считает вполне удачным и готов поделиться им с другими муниципальными образованиями. Помимо областного центра, дизайн-код уже действует в Коряжме, Новодвинске, Котласе и Мирном. В ближайшее время его планируется принять в Северодвинске, Вельске и Онежском районе.

В Северодвинске, как рассказал начальник управления градостроительства и земельных отношений администрации города Максим ТУФАНОВ, сейчас определяют стоимость работ по созданию дизайн-кода — пока на пять улиц. «В правилах благоустройства Северодвинска имеются некоторые нормы на этот счет, но нет общего стиля, концепции», - отметил Максим Алексеевич. Утвердить дизайн-код в городе планируют до конца 2021 года.

Что интересно, именно отсутствие дизайн-кода во многих муниципалитетах делает невозможным наложение штрафов за его нарушение. Ведь если предусмотреть штрафы в областном законодательстве, такие санкции должны применяться не избирательно, а для всех.

yunicina_an.jpgКак заверила главный архитектор Архангельска Александра ЮНИЦЫНА, в 2020 году штрафы предпринимателям выписывались за незаконное размещение наружной рекламы: таких решений суда около сорока. По дизайн-коду штрафов не было, только предписания.

«2020 год и так был тяжелым для бизнеса, еще не хватало штрафов за несоблюдение дизайн-кода», - выразил свое мнение депутат регионального парламента, заместитель председателя профильного комитета Борис КЛИМОВ. Он же транслировал суждение предпринимателей о том, что администрация Архангельска направляет их для изготовления вывесок в конкретные организации, где цены на эти услуги часто оказываются выше.

«Мы никого не рекомендуем, - категорично возразил Михаил Трещёв. - Можно, как говорит Борис Владимирович, привлечь и студента для изготовления вывески, если итоговый макет будет отвечать требованиям дизайн-кода».

Дальше стало понятно, что предпринимателей волнуют не только цена вопроса и вероятность введения штрафов.

Опять «взялись за местных»?

Как рассказал известный в регионе предприниматель, экс-депутат областного Собрания Виктор КАЗАРИНОВ, некоторые требования дизайн-кода в Архангельске оказались затруднительными или даже невыполнимыми с технической точки зрения.

kazarinov_2016.jpg«Прежде всего: я двумя руками за дизайн-код. Но хочу сказать про старые объекты, которые в эти требования не вписываются. Почти год бьюсь с администрацией Архангельска по поводу торгового центра «Орион» на Поморской. Надо, к примеру, чтобы высота вывески не превышала 700 мм — это очень маленький размер для 2-3 этажей. Вывеску нужно размещать на уровне не ниже трех метров, что тоже очень неудобно. Толщина светового короба должна составлять до 50 мм, хотя нужно бы 75-80 мм, а еще лучше сто, - привел примеры Виктор Евгеньевич. - В нашем случае механизм согласования вывесок не работает. Мне кажется, что с внедрением дизайн-кода опять взялись за мелких местных предпринимателей, а с федералами и их брендбуками как бы ничего не поделаешь. Между тем начинать надо было с федеральных сетей. Могу привести «Магниты» в качестве положительного примера».

Александра Юницына в ответ предложила создать в муниципалитетах общественные советы для согласования сложных случаев, концепций для размещения рекламы на исторических зданиях.

Другой пример из разряда сложностей для бизнеса привел сам Михаил Трещёв: у предпринимателя есть несколько торговых точек - в Коряжме, Котласе, сейчас хочет зайти на архангельский рынок.

«А дизайн-код везде свой. И требования к вывескам будут разные: что возможно в Коряжме, нельзя у нас. Это объективно так. Архитектура в городах и селах существенно отличается, где-то больше торговых центров, многоэтажек, где-то частных домов. Заходя в Архангельск со своим бизнесом, надо это понимать», - отметил советник главы.

design code_orion.jpg

А для предпринимателей это означает изготовление нескольких вывесок — по местным правилам, дополнительные затраты и согласования.

По мнению Бориса Климова, трудности возникают и тогда, когда у здания не один собственник или один, но давно живет за пределами региона или даже страны.

Как сказала Елена ГОВОРОВА, заместитель министра АПК и торговли Архангельской области, введение дизайн-кода так или иначе коснется 13 300 объектов потребительского рынка — это торговля, общепит, салоны красоты и т. д. «Предпринимателей надо информировать, дать им время — они и так бегают от ворот до ворот», - добавила представительница министерства.

При этом, как напомнила Александра Юницына, нужно думать не только о предпринимателях, но и обо всех горожанах, уставших от визуального хаоса и шума.

«Еще отмечу — как раз не как предприниматель, а как горожанин. У многих продуктовых магазинов самообслуживания и в Северодвинске, и в Архангельске, расположенных на первых этажах в зданиях, окна заклеены пленкой, с рисунком или без. Если заставить убрать пленку, будут видны задние ряды стеллажей. Довольно неприглядную картину получим. Если заставить поменять логистику, будут видны покупатели — буквально как на витрине. Надо понимать, как разруливать такие ситуации», - считает Виктор Казаринов.

«Сейчас мы тестируем дизайн-код, обкатываем, он работает, хотя и с огрехами. От предпринимателей поступает много звонков. Мы все хотим сделать города более гармоничными, а только лишь меняя правила благоустройства, визуальной эстетики в городском пространстве не достичь», - уверен Михаил Трещёв.

Прямая речь

Иван КУЛЯВЦЕВ, уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей:

kulyavcev.jpg- Принятие дизайн-кода должно проходить в конструктивном диалоге с предпринимательским сообществом, а решения - быть посильными и выполнимыми. Необходимо информировать бизнес, обсуждать документ с учетом специфики муниципалитетов. Выслушав предложения, поступившие от предпринимателей и членов экспертного совета, аппарат уполномоченного разрабатывает рекомендации по внедрению дизайн-кода. В частности, мы поддерживаем идею о создании в муниципалитетах общественных советов с полномочиями рассмотрения индивидуальных решений, сложных случаев применения правил размещения рекламных и информационных материалов.

Светлана СТРОГАНОВА, заместитель министра — начальник управления архитектуры и градостроительства министерства строительства и архитектуры Архангельской области: 

stroganova.jpg- Мы активно занимаемся созданием комфортной городской среды, и дизайн-код может помочь в реализации этих планов. Горожане устали от нагромождения информации на улицах, тянутся к спокойным, продуманным пешеходным зонам. Дизайн-код — очень важный инструмент, влияющий и на миграцию населения: люди едут туда, где им комфортнее. Предпринимательское сообщество готово работать в этом направлении: снять лишнее, заменить вывески или оформить новые. А для города это интересно не только с позиции благоустройства, но и в целях экономии бюджетных средств - не надо тратиться на демонтаж хаотично размещенных рекламных конструкций.

Y_izbrannoe.jpg






Возврат к списку

Новости компаний

Ваш успешный бизнес



alfa-ad



© 2003-2022 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей