ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Пятница, 4 октября, 2024 16:57

Жительница Верхнетоемского округа запустила стартап на козьем молоке


Алина РОМАШОВА | 27.06.2024 13:35:49
Жительница Верхнетоемского округа запустила стартап на козьем молоке

В деревнях нет работы? Это миф, который своим примером разрушает жительница Верхнетоемского округа Наталья РЯБОВА. Она переехала из Архангельска в деревню Алексеевскую и начала работать на себя: изготавливать мыло, мази и даже зубные пасты. Ремесленница рассказала «Бизнес-классу» о близких ей принципах ведения собственного дела и о том, как важно сближение с природой.


Из офиса – к своему хозяйству

Большую часть жизни Наталья Рябова прожила в городах: сначала в родном Мирном, потом в Архангельске, где получила экономическое образование и долго работала в крупной рекламно-производственной компании. Все изменилось, когда она вышла замуж за жителя деревни Алексеевской – уединённого местечка на Северной Двине в двухстах километрах от Котласа.

«Я осознала: на своей земле намного лучше – заниматься тем, что нравится, жить на природе. Открылись глаза на то, что естественная среда мне ближе клетки-квартиры», – поясняет Наталья Рябова.

В условиях информационного шума и городской суеты, как говорит Наталья, она многое упускала: не только как распускаются растения, но и как раскрываются её собственные таланты.

«Переехала в апреле 2016 года. Здесь, в деревне, мне предлагали и в администрации работать, и почтальоном, и в магазине, но я выбрала самостоятельный путь», – уточняет Наталья.

Поначалу многое было в диковинку. Бывшему офисному сотруднику тяжело, к примеру, вести свой огород. Однако северянка быстро включилась в экологичный образ жизни.

«Первым делом мы завели кур, потом появилась коза и козлята. Так потихоньку хозяйство росло. Всю цикличность природы наблюдала, пока пасла коз, собирала веточки для чая, берёзовый лист, иван-чай», – продолжает Наталья Рябова.

Молодая женщина прошла курсы сыроделия, в русской печи начала готовить хлеб на заквасках. Угощала знакомых. И вскоре продукты у неё начали покупать.

«Стала получать заявки от жителей деревни на хлеб, молоко. Люди брали для здоровья своего и своих детей. Это была такая летняя подработка. Да и хорошее денежное подспорье. Только кажется, что в деревне работы нет. Если есть желание изучать и пробовать новое, спрос всегда найдётся», – уверена собеседница «БК».

«Всегда стремилась к самообучению»

Подработка выручала первые годы в Алексеевской. Но потом печка уже не стала вмещать все заказы, да и времени и сил хлеб отнимал слишком много.

Как подметила Наталья, зимой, когда полевые работы закончены, женщины в деревнях обычно садятся за рукоделие. Так и она начала заниматься поделками и ткачеством на отреставрированном станке, которому более ста лет. Но появились и другие идеи.

«Раз у нас козы, думала, каким образом ещё можно использовать их молоко. В 2020 году увидела рекламу онлайн-курсов по природному мыловарению, причём на заставке было мыло именно на козьем молоке. Я всегда стремилась к самообучению, поэтому пошла на курсы. Первые пробные кусочки мыла просто раздаривала. Потом знакомые стали говорить, что это нужно продавать. Решила попробовать», – отмечает Наталья Рябова.

cheese_ryabova.jpgПервую партию в десять килограммов разобрали за пару дней. По словам мастерицы, покупателей привлекла нежная текстура мыла. Постепенно Наталья освоила разные способы мыловарения и стала расширять ассортимент, пробовать новые добавки: дёготь, травы, хвою, масла. Следом прошла курсы по созданию твёрдых шампуней, бальзамов для волос, научилась травному делу.

Наталья распределила ассортимент на четыре сезонные серии. Летом, например, это продукция с травами, а зимой – с ароматом цитруса и шоколада. Начала вести страницу в соцсети, и продажи пошли.

«С тех пор нахожусь в клубе единомышленников: в деревне с этим беда, а в интернете есть с кем обсудить экожизнь. Многим легче сходить в магазин за молоком, чем содержать животных», – делится наблюдениями Наталья.

Быть творцом и радовать других

В 2021 году Наталье Рябовой предложили заключить соцконтракт. За несколько дней предпринимательница написала бизнес-план, и ей удалось получить максимальную на то время сумму – 250 тысяч рублей на развитие своего дела.

На эти средства она закупила материалы, упаковку, цифровой лазерный принтер, индукционную плиту, духовой шкаф и другое оборудование. Мастерскую обустроила в зимней избе, которая стоит под одной крышей с основным домом.

«Благодаря соцконтракту мне удалось поднять выручку в три раза, увеличить ассортимент до 30 позиций. Сегодня я создаю около десяти сортов мыла, бессульфатные шампуни, бальзамы, зубные пасты и мази. У меня есть сертификаты на компоненты», – уточняет создательница декоративной косметики.

С недоверием и негативом к своей продукции ей посчастливилось никогда не встречаться. Бывает, что она просто не подходит покупателю, но это индивидуально.

«У одной девушки, например, был ожог лица от маски из магазина. Вылечить кожу помог мой бальзам с живицей. Руки огородникам спасают жирные мази. Парикмахеры замечают позитивные изменения в состоянии волос у клиентов, которые являются и моими покупателями. Есть банщики, которые рекомендуют клиентам моё мыло», – перечисляет мастерица.

Заказы Наталье поступают не только из Архангельской, но и из Вологодской области, Коми, Петербурга, Краснодарского края, Сибири… Часто покупатели просят не конкретные изделия, а собрать посылку на определённую сумму. Так Наталья формирует заказы на своё усмотрение. Обязательная часть, как считает она, – положить подарок и открытку, подписанную от руки.

Сегодня продукцию Натальи Рябовой можно приобрести в районном музее Верхней Тоймы. В Архангельске изделий северянки пока нет, но она рассматривает предложения. В прошлом году Наталья принимала участие в районных ярмарках, а в этом посетила архангельскую в «Норд-Экспо».

«Я не хочу, чтобы моё дело превращалось в фабрику. У меня много других интересных занятий, сезонных в том числе. Поэтому пока, может, даже искусственно ограничиваю ассортимент. На всё это требуется много времени», – объясняет предпринимательница.

Наталья не называет то, чем она занимается, бизнесом: для неё в этом слове нет души.

«А я беру всю пользу от природы, вкладываю душу. Моя миссия – быть творцом и своими творениями радовать других. Получаю вдохновение от родных, единомышленников, заказчиков. Считаю, что у каждого должно быть хотя бы маленькое хобби, которое, несмотря ни на что, останется путеводной нитью и будет держать человека на плаву», – добавляет Наталья Рябова.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей