Текст: Елена ИОНАЙТИС. Фото: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 18.09.2011 01:01:04
«Классика» русской природы - озера и реки, холмы и поля. Казалось бы, Архангельская область располагает всем, что нужно для процветания экологического туризма. Однако есть небольшое «но»: для успешного развития этого бизнеса региону не хватает экстрима в ландшафтах – природа не подсобила.
Природа – это модно. Мини-походы, пикники и прогулки - самый популярный вариант при выборе отдыха для компании и семьи. Однако, как признаются туроператоры региона, на северных березках много не заработаешь. Гораздо прибыльнее заниматься устройством отдыха за рубежом.
Несмотря на это, энтузиасты развития местного туристического бизнеса не перевелись. Так, например, больше десяти лет изучает специфику природы архангельского края и соседних регионов туркомпания «Ветер перемен». Профессионалам и любителям предлагаются различные направления отдыха: паломнические, экологические, активные, спортивные, лечебно-оздоровительные и даже приключенческие туры.
Последние уже привлекают своей литературной формулировкой. Этот вид не предполагает стандартного, «прописанного» сервиса: акцент делается на спонтанность, импровизацию, неожиданные путевые трудности и удовольствие от их преодоления. В приключенческих программах обязательно должен присутствовать элемент экстрима, правда, в границах законодательства. Риск и безопасность – эти принципы должны быть рядом, иначе потребитель вправе требовать возмещения причиненного ему вреда. К счастью, обычно приключения «на свой рюкзак» ищут бывалые туристы.
«Я с юности увлечен туризмом, работал в спасательной службе и очень хорошо знаю область. Считаю, что эта деятельность требует глубокого знания того, что ты предлагаешь людям: туристический бизнес – это ответственность, - уверен директор туркомпании «Ветер перемен» Александр СЕДАКОВ. - Для кого-то экстрим – это два часа в лесу, а для другого прожить и две недели в отрыве от цивилизации вполне нормально».
По его словам, спрос на экстремальный туризм в России в последние годы стремительно вырос. Сегодня российские турфирмы активно предлагают сплавы по рекам, путешествия на лошадях, вело- и мототуры. Все чаще людей завлекают рафтингом, дайвингом, прогулками на воздушном шаре. В Европе эти вид туризма стали массовыми еще в начале 90-х годов.
Плохо одно: природные условия Архангельской области далеко не всегда выдерживают конкуренцию с теми, что в распоряжении регионов-соседей. Одни порожистые речки Карелии чего стоят... Как в таких условиях бороться за рынок?
«Я думаю над этим десять лет! – продолжает Александр Седаков. - Архангельская область кажется неперспективной для местного активного туризма не только из-за природных особенностей. Транспортные расходы, например, у нас гораздо выше. А способ организации отдыха на начальном этапе не интересует клиента: он изучает похожие предложения и выбирает то, что дешевле. В Карелии можно не боясь браться за любой инвестиционный проект, у нас - нет».
Велики вложения в рекламу, что, кстати, тоже сказывается на стоимости туров. Как не позавидовать Финляндии, где опыт рекламы местных туристических направлений доведен до совершенства и вложенные в привлечение средства окупаются значительно быстрее!
Чтобы удержать и привлечь аудиторию, турфирмам приходится использовать все разнообразие каналов информации, включая сайты и соцсети. «Ветер перемен», в частности, в ближайшем будущем планирует окончательно отойти от использования «бумажной» рекламы, ориентируясь только на электронный ее формат.
Когда природа не переборщила с подарками, экстремальные ситуации приходится... создавать. Тщательно изучать местность, подбирая подходящие маршруты. Порцию адреналина можно получить и у нас в области, если выбрать в каталоге туроператора маршрут по онежским рекам или в карстовые пещеры Пинеги.
«Зачастую туризм затягивает так, что постоянные клиенты уже сами в силах организовать свой отдых. Появилось такое определение, как «экологический тимбилдинг» – отдых, направленный на сплочение коллектива организаций: совместные поездки на природу сближают. В каком-то смысле природа - это тоже товар, и какой ценник на него наклеить, вы решаете сами», - рассуждает Александр Седаков.
Несмотря на это, энтузиасты развития местного туристического бизнеса не перевелись. Так, например, больше десяти лет изучает специфику природы архангельского края и соседних регионов туркомпания «Ветер перемен». Профессионалам и любителям предлагаются различные направления отдыха: паломнические, экологические, активные, спортивные, лечебно-оздоровительные и даже приключенческие туры.
Последние уже привлекают своей литературной формулировкой. Этот вид не предполагает стандартного, «прописанного» сервиса: акцент делается на спонтанность, импровизацию, неожиданные путевые трудности и удовольствие от их преодоления. В приключенческих программах обязательно должен присутствовать элемент экстрима, правда, в границах законодательства. Риск и безопасность – эти принципы должны быть рядом, иначе потребитель вправе требовать возмещения причиненного ему вреда. К счастью, обычно приключения «на свой рюкзак» ищут бывалые туристы.
«Я с юности увлечен туризмом, работал в спасательной службе и очень хорошо знаю область. Считаю, что эта деятельность требует глубокого знания того, что ты предлагаешь людям: туристический бизнес – это ответственность, - уверен директор туркомпании «Ветер перемен» Александр СЕДАКОВ. - Для кого-то экстрим – это два часа в лесу, а для другого прожить и две недели в отрыве от цивилизации вполне нормально».
По его словам, спрос на экстремальный туризм в России в последние годы стремительно вырос. Сегодня российские турфирмы активно предлагают сплавы по рекам, путешествия на лошадях, вело- и мототуры. Все чаще людей завлекают рафтингом, дайвингом, прогулками на воздушном шаре. В Европе эти вид туризма стали массовыми еще в начале 90-х годов.
Плохо одно: природные условия Архангельской области далеко не всегда выдерживают конкуренцию с теми, что в распоряжении регионов-соседей. Одни порожистые речки Карелии чего стоят... Как в таких условиях бороться за рынок?
«Я думаю над этим десять лет! – продолжает Александр Седаков. - Архангельская область кажется неперспективной для местного активного туризма не только из-за природных особенностей. Транспортные расходы, например, у нас гораздо выше. А способ организации отдыха на начальном этапе не интересует клиента: он изучает похожие предложения и выбирает то, что дешевле. В Карелии можно не боясь браться за любой инвестиционный проект, у нас - нет».
Велики вложения в рекламу, что, кстати, тоже сказывается на стоимости туров. Как не позавидовать Финляндии, где опыт рекламы местных туристических направлений доведен до совершенства и вложенные в привлечение средства окупаются значительно быстрее!
Чтобы удержать и привлечь аудиторию, турфирмам приходится использовать все разнообразие каналов информации, включая сайты и соцсети. «Ветер перемен», в частности, в ближайшем будущем планирует окончательно отойти от использования «бумажной» рекламы, ориентируясь только на электронный ее формат.
Когда природа не переборщила с подарками, экстремальные ситуации приходится... создавать. Тщательно изучать местность, подбирая подходящие маршруты. Порцию адреналина можно получить и у нас в области, если выбрать в каталоге туроператора маршрут по онежским рекам или в карстовые пещеры Пинеги.
«Зачастую туризм затягивает так, что постоянные клиенты уже сами в силах организовать свой отдых. Появилось такое определение, как «экологический тимбилдинг» – отдых, направленный на сплочение коллектива организаций: совместные поездки на природу сближают. В каком-то смысле природа - это тоже товар, и какой ценник на него наклеить, вы решаете сами», - рассуждает Александр Седаков.