Ведущий рубрики – Григорий ДИТЯТЕВ | 11.10.2019 16:42:25
Реформа местного самоуправления (МСУ) – одна из бесконечных «фишек» российской внутренней политики. Возможно, по той причине, что реформирование проводилось под эгидой одной партии. Как должна управляться Россия на местном уровне? Каковы позиции основных парламентских политических сил по этому вопросу?
Александр НОСАРЕВ, депутат областного Собрания (фракция «Справедливая Россия»):
- 16 лет назад был принят 131-ФЗ, устанавливающий общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Нынешняя его редакция является 137-й по счету и не имеет ничего общего с первоначальной. Это может говорить лишь об одном: эксперимент по поиску «идеальной» модели власти на местах никак не завершится. А между тем местное самоуправление лихорадит от подобных экспериментов: то двухуровневая модель местного самоуправления, то трехуровневая; то одномандатная система выборов депутатов, то пропорциональная или смешанная; то выборы местных глав, то назначение; то одни полномочия и отчисления от налогов, то другие.
Не отстает в экспериментах над местным самоуправлением и наша область. Например, в прошлом году градостроительные полномочия были у местного самоуправления без выделения денежных средств из региональной казны. А с этого года, по решению депутатов партии власти, эти полномочия переданы в пользу областного минстроя с выделением ему денежных средств в размере 57,3 млн рублей только на 2019 год! А с 2020 по 2023 год - по 52 млн рублей ежегодно.
Региональная власть все время бьет местную по рукам, но забирает себе полномочия, когда это выгодно. По мнению депутатов «Справедливой России», такой подход снижает авторитет местной власти.
Михаил ТОКМАКОВ, депутат областного Собрания (фракция КПРФ):
- Как показывает практика, ничего эффективнее прямой выборности органов местного самоуправления придумано не было. И речь не только о представительных органах, но и о главах муниципальных образований. Везде, где мэры превратились в сити-менеджеров, мы наблюдаем упадок и ухудшение качества жизни.
Власть, в том числе и местная, все дальше уходит от учета мнения народа. Кто-то спросил тех же архангелогородцев, нужны ли им изменения маршрутов автобусов, закрытие нескольких пешеходных переходов в центре города или огромный полигон в 30 километрах от города? Все обсуждения важных вопросов действующая власть превратила в фикцию, а нужно спрашивать у людей, как им будет лучше, идти в коллективы и выяснять потребности, а не выдавать установку мусоросборников за грандиозное достижение.
Игорь ЧЕСНОКОВ, депутат областного Собрания, председатель комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления (фракция «Единая Россия»):
- Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что реформа системы местного управления в России не завершена, она продолжается. Так, 1 мая 2019 года внесены изменения в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Новая трактовка закона дает возможность принимать решения об объединении поселений и района в одно муниципальное образование - муниципальный округ. С одним главой, одним депутатским корпусом, одним бюджетом – так у нас, в общем-то, и было до введения 131-го закона в начале «нулевых».
Не секрет, что подавляющее большинство поселений и районов испытывают сегодня серьезный дефицит кадров на муниципальной службе, нехватку средств на реализацию полномочий, имеют невысокий уровень собственных доходов. Расходы на содержание администрации поселений нередко уже превышает 80% от собственных доходов. Эффективность расходования бюджетных средств тоже оставляет желать лучшего, даже когда выделяется значительная финансовая поддержка из регионального бюджета на решение вопросов местного значения. Я не исключаю, что в ряде муниципальных районов Архангельской области, где к этим изменениям готовы в наибольшей степени, инициатива по объединению поселений в муниципальный округ будет вынесена на обсуждение уже в следующем году.
Причем именно органам местного самоуправления перед принятием решения необходимо провести с населением как серьезную разъяснительную работу по планируемым преобразованиям, так и широкое обсуждение предложений по дальнейшему развитию территорий. Именно в муниципалитетах принимается решение — объединяться или нет.
Александр ФЕДОРКОВ, депутат областного Собрания (фракция ЛДПР):
- Нужно дать муниципалитетам больше свободы и возможностей, обеспечив достаточным финансированием. А то на местах порой еле-еле сводят концы с концами. Но при этом важно, чтобы глав избирали на прямых выборах, а не депутатским корпусом с обязательным фильтром от конкурсной комиссии. Жители должны знать своего главу в лицо, и именно у них он должен добиться расположения и поддержки. Эксперименты с назначением глав пора заканчивать!
А вот депутатский корпус лучше избирать строго по партийным спискам, чтобы каждый избиратель знал, какую политическую силу представляет тот или иной кандидат.
Еще один важный момент в формировании структуры эффективного местного самоуправления – введение коалиционных администраций. У каждого главы должны быть профильные заместители из разных политических партий. Также стоит закрепить за оппозиционными силами контрольные органы, тогда не будет никакой коррупции.
Мы прекрасно понимаем, что муниципальный уровень максимально приближен к людям, поэтому настраивать его нужно тонко и с умом. Частые потрясения не нужны, они вообще могут стать губительными. Депутатами от ЛДПР сформирован внушительный пакет предложений по нормализации ситуации на местном уровне, сейчас они рассматриваются на уровне профильного комитета в Государственной Думе, который, кстати, возглавляет наш однопартиец.