ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 20:46

Капитан 1 ранга ВМС Великобритании о ленд-лизе, общих целях и духе «Дервиша»


Екатерина ПИЛИКИНА, Олег ЛЕОНИДОВ, Эллина НИКУЛИНА | 27.08.2021 11:29:54
Капитан 1 ранга ВМС Великобритании о ленд-лизе, общих целях и духе «Дервиша»

31 августа в столице Поморья будет отмечаться 80-летие со дня прихода первого союзного конвоя «Дервиш». В Архангельске запланирован ряд торжественных мероприятий. Севмаш тоже не останется в стороне от юбилейной даты, ведь в годы войны Молотовский порт, который территориально прилегал к предприятию, играл важную роль в разгрузке кораблей, приходивших сюда по ленд-лизу. Завод №402 (Севмаш) ремонтировал суда, помогал порту техникой и рабочей силой.


Сейчас творческая группа службы информации управления делами Севмаша ведет съемку документального фильма, посвященного работе Молотовского порта в годы войны. Атташе по вопросам обороны при посольстве Великобритании в России капитан 1 ранга Джон ФОРМАН согласился встретиться с авторами фильма и побеседовать о роли союзных конвоев в победе над фашистской Германией и о том, сложно ли в современной политической обстановке сообща сохранять память о тех героических событиях. Встреча состоялась в Архангельске накануне юбилейной даты.

– Есть разные оценки значимости помощи союзников по антигитлеровской коалиции Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны. А на ваш взгляд, какую роль сыграл ленд-лиз в приближении победы над фашизмом?

– Мне кажется, было два главных аспекта распространения программы ленд-лиза на вашу страну. Первый – политический. 22 июня 1941 года Германия напала на СССР. В тот же день премьер-министр Уинстон Черчилль по радио обратился к подданным Соединенного Королевства. Он сказал, что «опасность, грозящая России, – это угроза нам», и пообещал Советскому Союзу в борьбе с фашистами любую возможную помощь. Это было политическое заявление в первый день войны. Через месяц после нападения Германии на СССР состоялась встреча представителей Великобритании и СССР в Москве, а затем подписание соглашения между нашими странами (о совместных действиях. – Прим. ред.). А уже в августе 1941-го к вам прибыл первый морской конвой.

Вторая составляющая ленд-лиза – материальная. 25 процентов грузов, доставленных в СССР (это 4 миллиона тонн), пришлось на арктические порты: тысячи танков, тысячи самолетов... В прошлом году, до пандемии, я побывал в Санкт-Петербурге, в музее, посвященном блокаде Ленинграда. Было интересно. Я увидел там воплощение материального аспекта ленд-лиза зимой 1941 года – предметы, поступившие в осажденный Ленинград на кораблях первых конвоев: это обувь, амуниция, еда, топливо. Политическая поддержка сражающегося советского народа продолжалась всю войну, с 1941 года по 1945-й. Но и 16 миллионов тонн грузов – тоже весомый вклад в победу. Конечно, это была не только английская помощь, но и американская.

– Биться с таким жестоким врагом было тяжело и на суше, и в воздухе, и в море. По вашему мнению, каков вклад английских и русских моряков в общую победу?

– Я сам моряк, много раз ходил на разных кораблях в морях между Англией и северной Россией и зимой, и летом. Читал мемуары английского адмирала, который участвовал в арктических конвоях. Он вспоминал, что зимой у моряков было два врага, которые пытаются убить: немцы и холода. Лед, туман, кромешная тьма, вражеские субмарины и надводные корабли, атакующие суда торгового и военного флотов союзников... Летом другая проблема – белые ночи, когда твой корабль, ты и твои товарищи открыты для атак с воздуха 24 часа в сутки. И так продолжалось на протяжении недель, месяцев…

dervish.jpg

Мы потеряли шестнадцать боевых кораблей, пятьдесят торговых судов были затоплены в пути. И советскому флоту, чьи корабли выходили встречать и сопровождать конвои, тоже было нелегко здесь, на севере России. Но победа – это не только усилия военных моряков и летчиков, но и гражданских: работников порта, медиков госпиталей, людей, которые организовывали быт английских и американских моряков, когда они прибывали сюда, и простых жителей Архангельска…

До приезда к вам я не знал, насколько суровыми были зимы 1941-1942 годов. Велик вклад всех – и мужчин, и женщин, гражданских и военных. Все трудились на достижение общей цели – доставить товары, вооружение, сырье, разгрузить все это и по железной дороге отправить туда, где они нужны. И чем скорее, тем лучше.

– Вместе с Архангельским портом арктические конвои принимал Молотовский порт…

– На мой взгляд, все северные порты России были задействованы для приемки судов конвоев. Конечно, возможности Архангельска были меньше, поэтому, думаю, большинство грузов, доставленных по программе ленд-лиза через Белое море, прошло через ваш город. Убежден, Молотовск играл важную роль. Так же, как и другие беломорские порты.

– До начала Второй мировой войны у Англии и России уже был опыт подобного сотрудничества – в Первую мировую. Как вы считаете, он пригодился в борьбе с фашизмом?

– Да, конечно. Война с гитлеровской Германией – «не первое наше родео», как говорят американцы… С 1914 по 1917 год мы сотрудничали столь же плодотворно, как и в 1941-1945 годах. В то время британцы также были союзниками русской армии, пока Россия из-за революции не вышла из войны. И также бывали в ваших краях. Эти люди провели десятки лет в морях, они знали Архангельск, знали ваш регион.

Прочитав про Архангельск, я узнал, что история сотрудничества наших стран корнями уходит в далекое прошлое. Мы, англичане, морская нация, а Архангельск – морской порт. Смотрю сейчас на Архангельск, и, честно, он выглядит так же, как один из многих портов на восточном побережье Соединенного Королевства. Чувствую здесь себя как дома. 

forman_i_tenetov.jpeg

Думаю, наши связи будут крепкими. Они такими были последние четыреста лет, с тех пор, как первый английский корабль Ричарда Ченслера прибыл к вам в конце XVI столетия. А затем сотни наших судов бросали якорь здесь в XVII, XVIII и XIX веках.

– Год от года ветеранов Второй мировой войны становится все меньше, а с ними становится тоньше и связующая нить с той эпохой... Господин Форман, удается ли в наших странах сохранять память о тех суровых временах?

– Мне кажется, удается. В моей стране людей, участвовавших в северных конвоях, уважают и ценят. Надеюсь, в этом году в Соединенном Королевстве мы снимем фильм, в котором постараемся объяснить молодому поколению, через что пришлось пройти морякам Второй мировой. Расскажем, почему они не жалели себя. Покажем условия, в которых эти люди жили, воевали.

У меня есть уверенность в том, что чем больше война отдаляется, наши правительства да и школы прилагают все больше усилий, чтобы соединить прошлое и будущее. Это нужно для того, чтобы усвоить уроки той войны, понять, почему так важно помнить этих отважных и самоотверженных людей, уважать их жертвенность, чувство долга, совместную работу. Конечно, сложно объяснить такие вещи, например, десятилетнему ребенку в Англии или в России. Но мы можем думать об этом как об уроке в будущем. Мы помним слова Черчилля: северные конвои – «самое ужасное путешествие на земле». Так оно и было. Британское правительство понимает, почему так важно отмечать юбилейные даты, посвященные арктическим конвоям.

Политическая ситуация между нашими странами сложная, но если оглянуться назад, то пример нашего сотрудничества, направленного на победу над общим врагом – нацизмом, показывает: когда есть общая цель, работать вместе возможно.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей