Сергей ШУБИН, профессор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова | 26.08.2010 07:42:41
Если бы в нашей стране отношение к земле, лесу было хоть в малой степени похожим на подход в Финляндии и Швеции, Россия, вне всякого сомнения, была бы главной житницей планеты. А нынешним летом вместо этого страна стала главным ее пожарищем.
В конце июля довелось побывать в Финляндии и Швеции - в Стокгольме проходил VIII Всемирный Конгресс Международного Совета Центральных и Восточноевропейских Исследований (ICCEES-2010). В его работе приняли участие около полутора тысяч представителей из 40 стран мира. Главным направлением обсуждения были перспективы сотрудничества на Евразийском континенте.
Участие в столь представительном форуме, конечно, предполагало и более близкое знакомство со странами пребывания, тем более что жизнь наших северных соседей заслуживает внимания и сравнения с нашим бытием. Особенно учитывая, что по рейтингу общественно-политического журнала «Newsweek», опубликованному в августе этого года, Финляндия является лучшим местом в мире для проживания и работы. А Швеция признана в рейтинге того же издания самой политически стабильной страной с низким уровнем коррупции, экономической и политической прозрачностью.
Эта информация, появившаяся в Интернете, вызвала немало комментариев в нашей стране. Процитирую один из них:
«За державу обидно!!! Был в Финляндии, Швеции. В Швеции средняя зарплата в переводе на наши примерно 160 тысяч рублей. А пообедать в кафе стоит примерно 400 рублей. А продукты зачастую дешевле наших. Говорят, налоги высокие (король платит 50% зарплаты), но даже с такими налогами жить лучше. А за державу обидно. Не везет нам с руководством».
Соглашаясь в целом с этим мнением, я бы еще добавил бросающееся в глаза в Швеции и Финляндии рациональное отношение к земле, к лесу. Если бы в нашей стране оно было хоть в малой степени похожим, Россия, вне всякого сомнения, была бы главной житницей планеты. А нынешним летом вместо этого страна стала главным ее пожарищем.
Патриарх Московский и вся Руси Кирилл говорил о нынешних пожарах как о наказании за грехи. Я, как человек светский, уточнил бы: за грехи в аграрной политике, а если шире – за грехи в отношении к российской деревне.
Русское Нечерноземье выгорело потому, что в последние 15-20 лет было брошено государством на произвол судьбы. В большинстве деревень остались одни старики, современная техника отсутствует, а зарастающие чертополохом луга и поля, высушенные засухой, стали главной причиной, по сути, огненной беды.
Об этом комментаторы центральных каналов умалчивают, в то время как селяне в местной прессе пишут. Так, например, в районной газете «Звезда» в обращении к своим депутатам жители лешуконского села Койнас прямо говорят:
«…бывшие поля зарастают лесом. Село обросло травой, она не скашивается и не стравливается скоту. А прошлогодняя трава, особенно в весенний период, в сухую погоду, как порох. …Мы просим депутатов районного собрания, депутатов МО «Койнасское» разобраться в данной ситуации».
Уверен, что подобная ситуация характерна, за небольшими исключениями, для всей России.
Не случайно еще шесть лет назад, по-своему пророчески прозвучали слова известного русского писателя, нашего земляка Владимира ЛИЧУТИНА на XII съезде Союза писателей России: «Деревню надо спасать всем миром …Ростовщики сталкивают деревню в пропасть, пытаются превратить великий народ в сброд, а вместе с погибающим крестьянством и себя лишают будущего». Сказано, конечно, резковато, но мысль-то глубоко выстраданная, и к ней нельзя было не прислушаться.
Ведь, если обратить внимание на карту, станет очевидным тот факт, что пожары «гуляли» по регионам, где сельское хозяйство и местное самоуправление брошены на произвол судьбы и финансируются по остаточному принципу. Рядом с горящей Нижегородской областью находится относительно благополучная Республика Мордовия. Объяснение этому кроется, скорее всего, в том, что в последней большое внимание уделяется развитию сельской инфраструктуры и местного самоуправления.
Не слышно в телевизионных репортажах было и о пожарах на Белгородчине, которая, как известно, отличается высоким уровнем сельскохозяйственного производства. Так что выводы напрашиваются достаточно простые: территория горела там, где деревню, по словам Личутина, «сталкивают в пропасть».
Послужат ли пожары нынешнего лета УРОКОМ для власти? Боюсь, что нет. Готовящийся переход на псевдо-рыночные отношения в сфере здравоохранения, образования, культуры, от которого уже давно отказался весь цивилизованный мир, может стать для российской деревни пострашнее пожаров 2010 года.
© Фото: Алексей Липницкий