ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 14:13

«Соль и железо» северной культуры


Беседовала Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото из архива Григория Чухина | 20.04.2021 14:08:07
«Соль и железо» северной культуры

Фильмы о старейших музеях Архангельской области, «Школа самопрезентации мастеров и художников» – проекты, которые вызвали заинтересованные отклики и принесли авторам региональные и всероссийские награды. Движущей силой этих творческих работ стал председатель автономной некоммерческой организации «Про-Движение» Григорий ЧУХИН. Он рассказал «Бизнес-классу» о том, как замыслы превратились в реальность, и поделился своей точкой зрения на современные видеоформаты.


– Григорий, для начала давайте познакомим читателей с вашей организацией. Что входит в ее орбиту?

– «Про-Движение» занимается социальными и культурными проектами, также в нашем поле зрения сфера доступной среды, улучшение качества жизни людей с инвалидностью. Социально ориентированную организацию мы создали под проекты, на которые находим деньги – это либо гранты, либо субсидии. Финансовой составляющей и отчетностью занимается моя супруга Анастасия.

– За один из таких проектов – кинотриптих «Три столетия музеев: Вельск, Каргополь, Сольвычегодск» – вы получили премию Архангельской области в сфере культуры и искусства. Как работалось над ним?

– Три фильма про музеи, которым в 2019 году исполнилось по сто лет, вышли благодаря губернаторскому гранту и поддержке областного министерства культуры. Эти ленты в соавторстве с режиссером Татьяной Бородиной мы снимали год. На мне была техническая часть: визуальное решение, съемки и монтаж; а на Татьяне – сценарный фундамент. Фильмы построены только на интервью с героями, никакого закадрового авторского текста. В кинодокументалистике такой подход считается высшим пилотажем. Мы решили, что сделаем именно в таком формате. От него зависела и стилистика: все в движении, каждый кадр – действие.

– А в чем была идея подачи материала?

– У каждого музея – своя история, которая началась столетие назад в смутное послереволюционное время и легла в основу его создания, ведь коллекции нужно было сохранить. Истории эти продолжаются и в современности, вот мы и искали параллели. Сольвычегодск – масштабная, очень русская история Строгановых. Тут у нас не возникло сомнений, потому что Строгановы – это соль, железо, зарождающаяся промышленность, новые технологии того времени. Чтобы добывать соль, требовалось железо. Соль из источников, железо из болотной руды.

И сейчас директор музея Максим Черных, деятельный, творческий человек, пытается возродить прежние технологии солеварения и добычи железа. Понятно, что музеи должны меняться, должны быть ориентированы на контакт с посетителями, интерактив, так рождаются новые форматы. Максим Черных работает как раз в этом направлении: показывает, как на самом деле происходили промышленные процессы. Получается, что директор современного музея продолжает дело Строгановых, и у них общая история. Такая выстроилась параллель.

– У Вельского и Каргопольского музеев тоже были интересные прологи.

– Да. Музей в Вельске открыли в 1919 году на основе предметов старины, собранных местным крестьянином Василием Феоктистовичем Кулаковым. Он ходил по Вельску и собирал старые вещи, за что и кличку обидную ему дали, и жена от него натерпелась. Но к приходу советской власти у Кулакова была готовая коллекция. Помимо этого, он собирал макеты традиционных северных домов, и они сейчас в музее.

Когда мы снимали фильм, директором музея была Галина Верёвкина. В перенесенном и восстановленном северном доме М.М. Кичёва, построенном в 1884 году, она создала одну из экспозиций. Подумайте: вновь дом, но уже в реальном масштабе – вот еще одна параллель.

kargopol_by_chuhin.JPG

Основой фильма о Каргопольском музее стала уникальная коллекция женского народного костюма, составленная мещанином Капитоном Григорьевичем Колпаковым. Передав ее государству при советской власти, он предложил свою кандидатуру в управляющие музея, и ему разрешили. В наши дни директор Лидия Севастьянова тоже передала из своей семьи атрибут народного костюма – каргопольский кокошник, ценный предмет. И тут вновь прослеживается связь.

– Григорий, как вы считаете, многим ли сейчас интересна культурно-историческая тематика в формате обычной киноленты? Нужны ли такие фильмы или зрителю будет достаточно что-то наподобие перформансов, например?

– Документальное кино, конечно, не очень популярно. Но Интернет показывает, что люди смотрят не только короткие форматы, например Тик-Ток или Инстаграм, востребованы и длинные интервью. Если интересно, если цепляет, могут смотреть час, два, три. Наши фильмы в среднем по 24 минуты.

Сольвычегодск из троицы музеев набрал наибольшее количество просмотров – возможно, сказалась связь с общероссийской историей. И мне по-мужски эта история про железо, наверное, ближе и понятнее. Что касается современного формата, думаю, что такие фильмы пока еще нужны. Понятно, что они не пользуются широким спросом, особенно если это не связано с острой проблематикой, «социалкой». Но есть культурное наследие, и мы об этом говорим, рассказываем о людях, которые с ним работают.

– То есть такие ленты – зрелище, скорее, для души?

– Да, люди пишут в комментариях, что им интересно. И для меня это тоже было открытием истории городов, культурным обогащением. Мы увидели места и уголки, которые обычно недоступны посетителям. Но их можно показать.

– Как думаете, поспособствует кинотриптих туристической популярности Севера?

– Такая задача у нас была. И на фестивале-конкурсе туристических видеопрезентаций «Диво России» в номинации «Видеофильмы» Сольвычегодск взял первый приз. Именно как продвиженческий материал, популяризирующий историю места – малого северного города. Эти смыслы изначально закладывались в проект. Теперь наши фильмы музеи используют в презентациях и на своих информационных ресурсах.

chuhin_grigorii_2.jpg

– После удачного кинопроекта вы сосредоточились на просветительском – «Школе самопрезентации мастеров и художников». Однако не все желающие смогли в него попасть. Почему занятия оказались так популярны, и ждать ли продолжения?

– На этом проекте, а он также состоялся благодаря гранту, я работал вместе с режиссером Татьяной Бородиной и журналистом Натальей Бабайцевой. Мы провели несколько вебинаров и семинаров в Архангельске, Сольвычегодске, Каргополе и Шенкурске. Планировались и другие города, но не дала эпидемиологическая обстановка. Наша аудитория – мастера, ремесленники, сотрудники культурных учреждений. Мы научили их снимать и монтировать на смартфоне и ноутбуке, работать с фотоаппаратом, формировать паблик, системно подходить к созданию контента для социальных сетей. То есть дали комплексный интенсивный блок занятий. В группах было от 8 до 10 человек разного возраста. Запрос оказался очень большим, в школу попали меньше половины всех желающих. Люди говорят, надо бы продолжить. Что ж, будем продолжать и в перспективе развивать это направление.

– А почему решили заняться проектом именно на эту тему?

– Несколько лет назад в Карпогорах вместе с организацией «Инициатива Пинежья» мы создали молодежную информационную студию. Ребята за два-три года учились быть и корреспондентами, и операторами, и выпускающими редакторами, в разных ролях готовить информацию – от выпусков новостей до блогерских форматов. Этот опыт обучения позволил мне создать новый проект. Уже было понятно, как делать, как учить.

Еще один фактор – белое пятно в компетенциях и знаниях работников культурных учреждений, с чем мне пришлось столкнуться в последние шесть лет. У меня есть заказы от муниципалитетов и организаций, чаще в сфере культуры, на различные видеоролики. Так вот, заказчики точно знают, что нужен ролик, но часто не представляют, какой и как его делать. Потому происходит странная вещь для современного медиарынка: я сам для себя пишу техническое задание. Вот этот пробел, хотя бы в части оценки требуемых ресурсов – людей, времени, средств, мы попытались восполнить. Уверен, что опыт, который они получили за время школы, будет применен. И пожалуй, самое важное для запуска проекта – спрос. Мы запустили опрос в соцсетях, и появилось много откликов. На основе пожеланий и построили тематику. Например, съемка на мобильное устройство, режиссура.

– Люди из других регионов интересовались?

– Да, в вебинарах, например, участвовала Карелия. Многие хотели приехать в Архангельск, но не позволили условия.

И под занавес: каких новых свершений от вас ждать, Григорий?

– Летом выйдет фильм о столетнем музее в Шенкурске, и это будет версия, отличающаяся от предыдущих. Мы уже в процессе.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей