ИЛИМ-ПАЛП_2020
f5

Четверг, 30 марта, 2023 16:56

НДС 10% для замороженной печени рыбы – в чем проблема?


Николай НЕКРАСОВ, управляющий ООО «БЭНЦ» | 16.12.2022 16:42:35
НДС 10% для замороженной печени рыбы – в чем проблема?

Николай Некрасов (8-921-490-91-91) управляющий ООО «БЭНЦ» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр») www.бэнц.рф дает свою оценку налоговой проблеме возникшей у рыболовецких компаний буквально «на пустом месте». Дело в том, что налоговая служба вдруг стала требовать доплатить НДС до ставки 20% вместо прежней ставки 10% по продажам мороженной печени рыбы, объясняя это тем что Правительством РФ был уточнен Перечень кодов продукции, облагаемой НДС по ставке 10%.


Автор статьи критически оценивает действия и реакцию налогового ведомства на эту тему и приводит аргументы которые доказывают что никакой налоговой проблемы в данном случае вообще не возникает. Просто надо правильно читать и трактовать действующее налоговое законодательство страны.

Дело в том, что рыболовецкий компании, которые в прежние годы (2018 – 2020 годы) реализовывали своим покупателям рыбу, рыбную продукцию и в том числе печень рыбы замороженную и молоки рыбы применяли НДС по льготной ставке 10% на основании положений пп.1 п.2 ст.164 НК РФ – (цитата) «море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных)… и в те годы у налоговых органов применение рыбаками льготной ставки НДС 10% не вызывало никаких возражений.

Однако Правительство РФ 27.04.2021 года внесло в Перечень кодов товаров по которым применяется ставка НДС 10% (сокращенно «перечень ОКПД-2») изменения – в перечне ОКПД-2 появился новый код – «10.20.16 печень и молоки рыбы мороженые».

Тут то все и началось. Представители налоговых органов после этого решили, что оказывается только после этой даты (27.04.2021 года) стало можно применять ставку НДС в размере 10% для печени и молоков рыбы мороженных, а ранее оказывается эту ставку применять нельзя было.

Мы с таким прочтением действующего налогового законодательства категорически не согласны и считаем такую точку зрения ошибочной по следующим основаниям:

1. Прежде всего потому, что действующее налоговое законодательство с внесением изменений в перечень ОКПД-2 ничуть не изменилось. Оно как звучало, так и звучит до сих пор. Прямое прочтение вышеупомянутой правовой нормы (пп.1 п.2 ст.164 НК РФ) говорит о том, что ставка НДС 10% применяется на ВСЕ море- и рыбопродукты, в том числе … мороженые и других видов обработки, … за исключением деликатесных… поименованных в тексте этого подпункта.

Обращаем внимание на структуру (на построение) этой законодательной нормы, из которой следует и ее правильное понимание (прочтение). Фраза, содержащаяся в пп.1 п.2 ст.164 НК РФ имеет в своем составе на ТРИ составные части, в которых каждая последующая часть уточняет (детализирует) предшествующую часть.

Разберем фразу закона по этим составным частям, дословно:

(1-я часть) на все «море- и рыбопродуктов …, тем самым законодатель ВСЕ море- и рыбопродукты (за исключением нижеописанного списка исключений) однозначно отнес к категории товаров, подлежащих обложению НДС 10%. Эта мысль безусловно является главной с точки зрения законодателя. По сути, можно было бы уже и не продолжать эту фразу, но законодатель все-тки ее продолжил с одной целью – путем некой детализации вышесказанного внести большую ясность в понимание вышесказанного.

(2-я часть) … в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных …) тем самым законодатель уточнил (детализировал), что кроме свежих море- и рыбопродуктов, которые само собой подразумеваются в первой части этой фразы, во избежание споров и заблуждений следует особо подчеркнуть, что первая часть фразы включает в себя в том числе несколько укрупненных видов море- и рыбопродукции (ключевое слово – укрупненных):

- рыбу охлажденную, т.е. с этой рыбой с целью увеличения срока её потребления произведена определенная обработка – охлаждение рыбы;

- рыбу мороженую, т.е. с этой рыбой с целью еще большего увеличения срока ее потребления произведена еще более глубокая обработка – заморозка рыбы;

- и других видов обработки… но и на этом законодатель не остановился, включив в этот перечень дополнительно и ВСЕ другие возможные виды обработки рыбы, например: разделка рыбы, соление, копчение, вяленье и и множество иных видов её обработки.

- консервов и пресервов … здесь законодатель, и далее детализируя виды обработки рыбопродукции, указал еще более глубокий вид обработки море- и рыбопродукции – изготовление консервов и пресервов.

(3-я часть) (за исключением деликатесных …) со списком исключений всё понятно без всяких споров.

Из правильного прочтения пп.1 п .2 ст.164 НК РФ (а в понимании автора статьи это истинное его прочтение) … следует, что печень рыбы и молоки, которую реализовал налогоплательщик в периоде 2018-2020 годов, безусловно относится к одному из видов море- и рыбопродуктов, получаемому в результате разделки рыбы наряду с такими рыбопродуктами, как рыбное филе, рыбный фарш и т.п..

Более того, продолжим эту мысль тем, что технологии как известно не стоят на месте, появляются все новые виды обработки море- и рыбопродукции (это видно по полкам магазинов), которые производятся в результате все более глубокой обработки рыбы. Следовательно, и далее будут появляться новые виды продукции, получаемой из рыбы. Но поскольку они будут изготавливаться из рыбы, т.е. из всех видов обработки рыбы, то они автоматически будут подлежать налогообложению НДС по ставке 10% в силу действия закона (см. пп.2 п.1 ст. 164 НК РФ).

Очень важно для понимания рассматриваемой темы, что пп.1 п.2 ст. 164 НК РФ уже в первой части фразы однозначно описывает, т.е. включает в себя, ВСЕ виды море- и рыбопродукции, получаемые и от ВСЕХ других видов обработки …. (за исключением поименованных списке исключений) к облагаемым НДС 10%.

Следовательно, замороженные печень и молоки рыбы - безусловно являются одним из видов море- и рыбопродукции, полученной в результате обработки рыбы. Тем самым мы видим полное совпадение правовой формулы заложенной в пп.1 п.2 ст.164 НК РФ, поскольку законодатель во второй части законодательной фразы однозначно указал (детализировал), что обложению НДС 10% подлежит море- и рыбопродукция, получаемая в результате и другие виды обработки рыбы.

В заключение раздела, посвященного разбору смыслового значения пп. 1 п.2 ст. 164 НК РФ резюмируем, что этим пунктом российский законодатель описал, что обложению НДС по ставке 10% подлежат - ВСЕ виды море- и рыбопродукции … полученные от ВСЕХ видов ее обработки.

2. Далее отметим, что законодатель в пп.7 п.2 ст.164 НК РФ дал указание, что Правительством РФ определяются коды видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Подчеркнем, что согласно воле законодателя Правительством РФ определяются именно КОДЫ видов продукции, а не сами виды продукции, подлежащие обложению НДС по ставке 10%, поскольку ВСЕ виды продукции, подлежащие обложению НДС по ставке 10%, уже описаны законодателем в пп.1 п.2 ст.164 НК РФ.

Тем самым Правительству РФ поручено разрабатывать коды и только коды, тех видов продукции, которые уже четко и лаконично описаны в пп.2 п.1 ст.164 НК РФ (цитата) – «море- и рыбопродуктов, в т.ч. рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки… за исключением». Это говорит закон. Он совершенно четко описывает что все море- и рыбопродукты … всех видов обработки …за исключением … облагаются НДС по ставке 10%.

В связи с такой постановкой вопроса возникает понимание, что Правительство РФ вполне может с течением времени дополнять, расширять, изменять всего лишь перечень КОДОВ тех видов продукции, которые описаны законодателем в пп.1 п.2 ст.164 НК РФ.

Эта мысль четко солидаризируется с тем, что пунктом 1 статьи 4 НК РФ законодатель указал (цитата) - Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус" в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Еще раз отметим. Необходимо четко осознавать, что Правительство РФ при формировании своих документов, в нашем случае при формировании кодов видов продукции, облагаемых по ставке НДС 10%, не может (не вправе) изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Закон первичен. Постановление Правительства РФ как подзаконный акт вторично. Как бы не изменялся и не расширялся с течением времени перечень кодов (поскольку правительство устанавливает только коды) видов продукции в вышеназванном Постановлении Правительства РФ (а в него регулярно вносятся дополнения) он (перечень) не может изменить собою действующее налоговое законодательство, поскольку этот перечень вводит лишь КОДЫ для видов продукции, подлежащих налогообложению по ставке НДС 10%, но никак не меняет САМИ ВИДЫ продукции, подлежащие налогообложению по ставке 10%, которые описаны законодателем в тексте пп.1 п.2 ст.164 НК РФ.

Во исполнение именно пп.1 и 2 п.2 ст.164 НК РФ Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов» (далее постановление №908) утверждены два перечня кодов видов продовольственных товаров, облагаемых по ставке 10%:

- перечень кодов видов продовольственных товаров, в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации. Ранее этот перечень в сокращенном варианте назывался ОКП, а с 2017 года называется ОКПД2.

- перечень кодов видов продовольственных товаров, в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию РФ. В сокращенном варианте это перечень называется ТН ВЭД.

При этом обращаем внимание, что в самом решении Инспекции на стр. 71 совершенно верно написано, что ОКПД-2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с классификацией и кодированием продукции (работ, услуг) для целей государственной статистики, что еще раз подчеркивает, что перечень ОКПД-2 создан всего лишь для ИНФОРМАЦИОННОЙ поддержки для целей статистики, и он не может ИЗМЕНЯТЬ действующее законодательство страны.

Так же обращаем внимание, что в самом решении ИФНС на стр. 72 совершенно верно написано, что в ОКПД-2 использован иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования продукции. Код состоит из 2-9 цифровых знаков, и его структура может представлена в следующем виде:

ХХ – класс;

ХХ.Х – подкласс;

ХХ.ХХ – группа;

ХХ.ХХ.Х – подгруппа;

ХХ.ХХ.ХХ – вид;

ХХ.ХХ.ХХХ - категория

Следовательно, при формировании перечня ОКПД-2 применяет общий принцип формирования структуры документа – все коды продукции схожие по цифрам, расположенным в левой части кода являются аналогичными и обладают схожими характеристиками. А каждый последующий аналогичный код, включенный в перечень, не имеющий различие в левой части общего кода, но имеющий различия в правой части кода - является лишь следующей детализацией предшествующего аналогичного кода. В результате возникает четкая иерархия взаимосвязанных между собой кодов видов продукции.

Отсюда следует логичный вывод. Ранее, задолго до даты 27.04.2021 года, когда в перечень ОКПД-2 был включен код «10.20.16 печень и молоки рыбы мороженые», в перечне ОКПД-2 уже существовали аналогичные (близкие по структуре кода) коды продукции относящиеся к замороженной рыбе:

10.20.13 – рыба мороженная

10.20.14 – филе рыбы мороженное

10.20.15 – мясо рыбы (включая фарш) мороженое

Обратите внимание, что первые пять цифр этих кодов у всех трех позиций одинаковые. Исходя из описанного выше иерархического метода классификации и последовательного кодирования продукции используемого в перечне ОКПД-2 следует, что все три описанных выше кода по мере иерархического метода кодирования последовательно относятся:

- к одному и тому же классу продукции, поскольку у всех этих кодов первые две цифры одинаковы;

- к одному и тому же подклассу продукции, поскольку у всех этих кодов первые три цифры одинаковы;

- к одной и той же группе продукции, поскольку у всех этих кодов первые четыре цифры одинаковы. И это означает, что все эти коды относятся к группе «рыба и продукция, получаемая из рыбы».

- к одной и той же подгруппе продукции, поскольку у всех этих кодов первые пять цифры одинаковы. И это означает, что все эти коды относятся к подгруппе «рыба мороженная и иная продукция получаемая из рыбы, но тоже замороженная».

А различаются между собой эти три кода, лишь в шестой цифре кода, которая согласно применения иерархического метода, обозначает код вида продукции. Следовательно, все три указанные выше кода видов мороженой рыбной продукции, имеющие в структуре своего кода одинаковыми первые пять цифр кода – относятся к одному и тому же классу, подклассу, группе и подгруппе. Т.е. они совершенно аналогичны друг другу до уровня подгруппы.

Следовательно, появившийся 27.04.2021 года в перечне ОКПД-2 нового кода вида продукции «10.20.16 – печень и молоки рыбы мороженые» тоже отнесен Правительством РФ к одному и тому же классу, подклассу, группе, подгруппе видов продукции, которые (особо отметим) бесспорно облагаются НДС по ставке 10%. Ведь ни у кого же не вызывает сомнения, что все три приведенные выше коды 10.20.13, 10.20.14, 10.20.15 относятся к подгруппе 10.20.1 которая подлежат обложению НДС по ставке 10%.

Мы привели самый простой и самый близкий к теме нашего спора пример, как следует понимать применение иерархического метода при кодировании видов продукции, относящейся к одной и той же подгруппе - «рыба мороженная и иная продукция, получаемая из рыбы, но тоже мороженая». При этом еще раз напомним, что исходя из положений пп.1 п.2 ст.164 НК РФ - ВСЕ виды море- и рыбопродукции … в т.ч. мороженой…. ВСЕХ видов обработки, облагаются НДС по ставке 10%.

Поэтому, сколько бы Правительство РФ не вводило в перечень ОКПД-2 новых кодов видов продукции (а это может продолжаться бесконечно по мере развития технологии), если новые коды естественно будут входить в какой-то класс, подкласс, группу, подгруппу видов продукции, которые по перечню ОКПД-2 уже до этого подлежали обложению НДС по ставке 10%.

Следовательно, новые коды продукции аналогичные прежним кодам, будут автоматически облагаться НДС по ставке 10%, но …. не потому, что они наконец включены в перечень ОКПД-2, а потому, что Правительство РФ просто расширило эту подгруппу и выделило (детализировало) в этой подгруппе еще один новый код продукции. При этом новый код относится к этому же самому классу, подклассу, группе, подгруппе видов продукции в которую он включен, которые (особо отметим) относятся к облагаемым НДС по ставке 10% исходя из положений пп.1 п.2 ст.164 НК РФ. И осознавать это очень важно, поскольку Правительство изменять налоговое законодательство не может (см. п.1 ст.4 НК РФ).

Что бы понять эту мысль, еще раз, но более подробно обсудим смысловое содержание раздела перечня ОКПД-2, посвященного замороженной рыбопродукции:

- 10.20.13 рыба мороженная. Обратите внимание. Этот код является укрупненным, он включает в себя всю рыбу, замороженную целиком или в потрошеном виде, но именно всю рыбу (с костями) замороженную;

- 10.20.14 филе рыбное мороженое; Этот код явно является детализацией выше указанного кода 10.20.13, поскольку включает в себя филе рыбное (а это вырезка из целой рыбины без костей), в замороженном виде. Т.е. филе рыбное в этом реестре указано (выделено) как отдельный вид море-рыбопродукции, и является детализацией вышеназванного вида продукции 10.2013 рыба мороженая. Потому что можно продать рыбу в целом, а можно продать филе рыбы. Это очень важно для понимания этой темы. Следовательно, филе рыбы как вид продукции возможный к реализации явно содержится в том числе и в коде 10.20.13 рыба мороженая, как составная его часть.

- 10.20.15 мясо рыбы (включая фарш) мороженое. Обратите внимание, что этот код включает в себя все, что остается от целой рыбы после вырезки из нее филе. При этом, мясо рыбы, это явно не филе рыбы, поскольку филе рыбы уже выделено в отдельный код. Следовательно, этот код тоже является детализацией выше указанного кода 10.20.13. Термин «мясо рыбы», включает в себя все что осталось от тела рыбы после вырезки из нее филе, т.е. в термин «мясо рыбы» включены все полезные с точки зрения потребительских качеств остальные части тела рыбы, из которых можно производить продукцию – а это в том числе как раз печень рыбы и молоки рыбы.

Обратите внимание, из вышеизложенного следует очень важный вывод, по сути являющийся ответом на наш прямой и провокационный вопрос, звучавший ранее - каким кодом вида продукции из перечня ОКПД-2 руководствовался налогоплательщик и руководствовался налоговый орган в 2018-2020 годах, когда принимал в налоговых декларациях по НДС ставку НДС 10% по операциям реализации печени и молоков рыбы замороженных? Ответ на этот вопрос очевиден и прост – для применения ставки НДС 10% искать надо не именной код для своей продукции в перечне ОКПД-2, а искать надо свою продукцию в существующем списке кодов ОКПД-2.

Поэтому в 2018-2020 годах для применения ставки НДС 10% при реализации печени и молоков рыбы мороженных, использовался код 10.20.15 «мясо рыбы (включая фарш) мороженые». Поэтому, после 27.04.2021 года когда в перечне ОКПД-2 для печени и молоков рыбы мороженых появился свой персональный код 10.20.16, ситуация с налогообложением этой продукции НДС ничуть не изменилась, поскольку расширение перечня ОКПД-2 не изменяет собой налоговое законодательство, а лишь вводит (детализирует) новые коды видов продукции.

Именно поэтому в 2018-2020 годах в этом вопросе все мы (в т.ч. и налоговики) руководствовались кодом «10.20.15 - мясо рыбы (включая фарш) мороженное», который в термине «мясо рыбы» (до детализации и выделения в отдельный код) включал в себя ту самую печень и молоки рыбы замороженные. Более того, этот код 10.20.15 мясо рыбы (включая фарш) мороженное» по сути дела, до сих пор включает в себя все внутренности рыбы после вырезки из нее филе рыбы. Именно в этом и состоит иерархический последовательный метод формирования перечня ОКПД-2.

Поэтому, появление в перечне ОКПД-2 после 27.04.20221 года нового кода – «10.20.16 печень и молоки рыбы мороженые», является всего лишь новой очередной детализацией, очередным обновлением, очередным расширением ранее действовавшего перечня ОКПД-2… и не более того.

Повторимся, что очень важно для понимания рассматриваемой нами темы, что в период отсутствия в этом перечне кода «10.20.16 «печень и молоки рыбы мороженые» (а этот период длился довольно много лет) эти самые печень и молоки замороженные как вид рыбопродукции, реально выпускаемой все эти годы десятками и сотнями рыболовецких компаний, автоматически включался в более широкий по своему содержанию предшествующий код 10.20.15 «мясо рыбы (включая фарш) мороженое».

Подтверждением этому является то обстоятельство, что все налоговые декларации налогоплательщика по НДС за периоды 2018-2020 годов, в которые были включены продажи замороженной печени и молок трески, были рассмотрены налоговым органом в камеральном порядке и без возражений были приняты, хотя код 10.20.16 «печень и молоки рыбы мороженые» в те периоды отсутствовал в перечне Правительства РФ.

Следовательно, включение в 2021 году в этот перечень дополнительного кода 10.20.16 «печень и молоки рыбы мороженые» лишь подтверждает правильность изложенного нами прочтения (трактования) этой законодательной нормы, поскольку иное трактование означало бы, что Правительство РФ тем самым изменило или дополнило законодательство о налогах и сборах. Но это Правительству РФ запрещено п.1 ст.4 НК РФ.

Естественно Правительство РФ, внося новый код 10.20.16 в свой перечень, тем самым не изменило и не дополнило действующее законодательство о налогах и сборах, а всего лишь в очередной раз расширило, т.е. более подробно его детализировало перечень – выделив из предшествующего кода 10.20.15 «мясо рыбы (включая фарш) мороженое» дополнительный новый код 10.20.16 «печень и молоки рыбы мороженые».

Для того что бы лучше (нагляднее) понять значение термина «расширение» перечня ОКПД-2, в качестве наглядного примера более всего подходит ситуация когда рассматривая фотографию на экране смартфона мы раздвигаем ее пальчиками, тем самым увеличивая снимок, что позволяет нам разглядеть на фото более мелкие детали снимка. Примерно так же Правительство РФ раздвигает уже имеющиеся в перечне ОКПД-2 подгруппы видов продукции, выделяя в них все более мелкие детали – дополнительные виды продукции, которые (отметим это особо) относятся к той же самой подгруппе, которая уже облагается НДС 10%. Т.е. список перечня таким образом «расширяется», а точнее детализируется.

Обращаем внимание, что тем самым Правительство РФ фактически многократно повторяет аналогичную ситуацию, которую оно ранее уже многократно производило ранее, например выделяя код 10.20.14 «филе рыбы мороженное» из выше расположенного более общего кода 10.20.13 «рыба мороженная».

Ситуация с расширением перечня и введением новых кодов просто повторяется, но каждый раз на новом уровне более глубоком уровне в силу развития ситуации на рынке. При этом не надо забывать, что Правительство РФ детализирует (обновляет лишь) коды (только лишь коды) видов продукции, облагаемых по ставке НДС 10% по основаниям предусмотренным пп.1 п.2 ст.164 НК РФ, не изменяя и не дополняя сами виды продукции в силу закона облагаемые по ставке 10%, поскольку это Правительству РФ не подвластно.

3. Так же считаем необходимым отметить еще одну мысль, которая позволяет правильно разобраться в этом вопросе. Мысль эта состоит в том, что нельзя (не правильно, не правомерно) рассматривать ситуацию, связанную с включением в 2021 году в вышеназванный перечень Правительства РФ нового дополнительного кода 10.20.16 «печень и молоки рыбы мороженые» как повод для переосмысления того, что ранее все мы неправильно (ошибочно) воспринимали (трактовали) самую норму закона пп.1 п.2 ст.164 НК РФ.

Такой подход можно условно назвать «взглядом в прошлое». Но это неверная точка зрения, она ошибочна уже потому, что она основана на предположении, что включением в 2021 году в перечень ОКПД2 дополнительного кода 10.20.16 «печень и молоки рыбы мороженые» Правительство РФ тем самым изменило или дополнило налоговое законодательство, но этого Правительство РФ сделать не может в принципе (см. п.1 ст4 НК РФ).

Более того, такой «взгляд в прошлое» приводит к ошибочной переоценке прежней ситуации. ИФНС опираясь именно на такой неверный подход, приходит к ошибочному выводу, что вчера мы все ошибались. Это ключевая позиция нашего спора.

При таком ошибочном взгляде на ситуацию получается, что и налогоплательщик ошибался, включая печень и молоки мороженые в свои налоговые декларации по НДС со ставкой 10%, и налоговый орган тоже ошибался, пропуская в камеральном порядке такие налоговые декларации как правильные и соответствующие действующему законодательству.

Получается, что налоговый орган переосмысливает ситуацию вчерашнего дня именно с той ошибочной позиции, что Правительство РФ якобы внесло изменения или дополнило действующее налоговое законодательство, и это новое дополнение якобы обязывает пересмотреть все ранее совершенные сделки, оценивая их с новой позиции, поскольку ранее такой код продукции отсутствовал. Но это в корне ошибочный подход.

На самом деле, эту ситуацию необходимо рассматривать с одной единственно верной позиции – только с позиции того времени, когда происходили события, связанные с составлением налогоплательщиком своих налоговых деклараций по НДС по ставке 10% с включением в них операций по реализации рыбной печени замороженной. При таком взгляде на эти события, становится очевидно, что никто никакой ошибки в то время не совершал, ни налогоплательщик, ни сам налоговый орган. И 10% ставка НДС по печени рыбы замороженной и в те периоды применялась налогоплательщиком правильно и обоснованно, и налоговиками в камеральном порядке тоже принималась обоснованно.

Более того, само появление в перечне ОКПД2 нового кода 10.20.16 «печень и молоки рыбы мороженые» лишь подтверждает правильность применения для этого вида продукции ставки НДС 10% ранее.

4. Кроме того, налоговый орган, принимая указанные декларации (а их было 10 штук) в камеральном порядке без каких-либо возражений, каждый раз фактически подтверждал правомерность позиции налогоплательщика и ее соответствие действующему законодательству.

При этом, налоговые органы в случаях неправомерности применения налогоплательщиком пониженной ставки в размере 10%, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления уточненной налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (см. пункт 2 статьи 22, подпункты 1 и 5 пункта 1 статьи 31, пункт 2 статьи 32 Налогового кодекса.

В нашем же споре складывается странная ситуация, при которой налогоплательщик в периоде 2018-2020 годов с точки зрения камерального налогового контроля правомерно применял пониженную ставку 10%. Это налоговый орган оспаривать не вправе, поскольку именно налоговый орган в тот период принимал эти декларации от налогоплательщика как правильные.

Однако, по прошествии нескольких лет в связи с очередной детализацией Правительством РФ перечня кодов видов продукции ОКПД2, у налогового органа вдруг возникла мысль, что с точки зрения ИФНС это их одобрение ранее поданных и ранее одобренных ими налоговых деклараций было неправомерно. Т.е. налоговый орган обнаружил ошибку и свою и налогоплательщика.

Но учитывая вышеизложенное, в этой ситуации налоговый орган утрачивает право на возложение на налогоплательщика ответственности за то, что ранее налогоплательщиком данная ставка НДС применялась неправомерно, поскольку ранее налоговым органом в камеральном порядке эти действия налогоплательщика были одобрены.

В этой связи необходимо работникам напомнить налоговой службы положения пп.3 п.1 ст.111 «Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения», поскольку одобрение налоговым органом налоговых деклараций налогоплательщика в периоде 2018-2020 годов, по их значимости вполне сопоставимы с письменными разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налога, данных ему налоговым органом в пределах его полномочий.

Также необходимо отметить, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

5. Что касается утверждения со стороны специалистов налоговой инспекции о том, что в отношении реализации продукции, ранее не включенной в вышеназванный перечень ОКПД-2, применяется налоговая ставка НДС 20%, то позиция налогоплательщика к этому утверждению неоднозначная.

Еще раз подчеркнем, что в данном случае первичен лишь закон, т.п. первичны положения пп.1 п.2 ст.164 НК РФ. А перечень ОКПД-2, утверждаемый Правительством РФ, формирует лишь коды тех видов продукции, которые уже в силу закона безусловно облагаются ставкой НДС 10%. Поэтому, все зависит от того, что понимать под словосочетанием «продукция, не включенная в перечень ОКПД-2».

Для применения ставки НДС 10% искать надо не персональный код для своей продукции в перечне ОКПД-2, потому что персональные коды для абсолютно всех видов продукции просто нет, а искать надо свою продукцию в имеющемся списке кодов ОКПД-2. Так звучит правильный алгоритм работы с перечнем ОКПД-2.

Если относиться к этому термину как к необходимости обязательно найти в перечне для каждого вида продукции свой персональный код, то такой подход налогоплательщик считает неверным. Он не соответствует действующему налоговому законодательству. При таком подходе любое изменение перечня ОКПД-2, разработанного Правительством РФ во исполнение положений пп.1 п.2 ст.164 НК РФ, изменяет и дополняет собой налоговое законодательство РФ. А это прямо запрещено законом (п.1 ст.4 НК РФ), следовательно, это не так.

Если относиться к этому термину как к необходимости найти свою продукцию в перечне существующих кодов, то такой подход налогоплательщик считает верным. Поскольку, руководствуясь таким подходом мы как раз приходим к выводу, что Правительство РФ внося в перечень новые коды этим не изменяет действующее законодательство, а лишь детализирует коды видов продукции и не более того.

Следовательно, в 2018-2020 годах налогоплательщик не нарушал действующее налоговое законодательство, а специалисты ИФНС не совершали должностное преступление, наносящее ущерб бюджету РФ, принимая от налогоплательщика как правильно оформленные налоговые декларации с применением ставки НДС 10% для операций по реализации печени и молоков рыбы мороженных.

Спасибо за внимание. Удачи всем нам.

nekrasov_nv_2017.jpgООО «БЭНЦ»:
Архангельск, ул. Шубина, д. 5, оф. 25

Тел.: +7 921 490-9191

E-mail:
[email protected]
http://бэнц.рф/




Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2023 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей